Рабочая программа по музыке 8 класс

Литвинова Подписано
цифровой
подписью:
Ирина
Литвинова Ирина
Николаевн Николаевна
Дата: 2022.11.01
а
21:59:58 +03'00'

1

Пояснительная записка Рабочая программа по Музыке______ для _8_ класса составлена на основе следующих

нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего
образования)
- Приказ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС OОО, утв. приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 №
1897»;
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г №28 «Об утверждении
СанПиН 2.4.3648-20». «Санитарно-эпидемиологические требования к организациямвоспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством просвещения Российской Федерации по
Приказу Минпросвещения России от 20.05.2020 №254,ООП НОО, ООП ООО,ООП СОО одобренных Федеральным Научнометодическим советом по учебникам;
- О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством просвещения
Российской Федерации по Приказу Минпросвещения России от 23.12.2020 №766,ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО
одобренных Федеральным Научно-методическим советом по учебникам;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 № 729 «Об утверждении перечня
организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе
в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных
учреждениях» (с изменениями);
Примерная программа по учебному предмету «__Музыка___________» автора _ В.В.Алеева, Т.И.Науменко для

общеобразовательных учреждений «Музыка. » (М.: Дрофа, 2020);
- Устав МБОУ СОШ №3 г. Донецка Ростовской области;
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №3 г. Донецка
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов (курсов) педагогов в
муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 3 муниципального
2

образования «город Донецк»;
- Календарный учебный график МБОУ СОШ №3г.Донецка
- Учебный план МБОУ СОШ №3 г. Донецка Ростовской области на 2022__ - 2023__ учебный год
УМК:________________________________________

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта (УМК) для 8 класса В. Алеева,
Т.И. Науменко для общеобразовательных учреждений «Музыка. » (М.: Дрофа, 2020). Учебник построен в соответствии с
учебным планом и ориентирован на государственный образовательный стандарт, применительно к учебному предмету
Материал, предназначенный для усвоения, по глубине и объёму содержания значительно выше требований образовательного
стандарта. Во всех компонентах УМК содержится избыточный материал, который обеспечивает возможность выбора в
зависимости от интересов, способности и уровня обученности учащихся.
Цели и задачи
Целью

программы является духовно-нравственное воспитание школьников через умениенаходить взаимодействия

между жизненными явлениями и их художественным воплощением в музыкальных образах.
развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию;
образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях
музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных
3

композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании
музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом
движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству
своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с
высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Общая характеристика предмета
Музыка как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов, жанров и
стилей музыки: народное музыкальное творчество (фольклор), русскую музыку от эпохи Средневековья до рубежа 19-20 веков,
зарубежную музыку от эпохи Средневековья до рубежа 19-20 вв, отечественное и зарубежное искусств 19-20 века,
Представление о музыкальной жизни России и других стран. Это изучается в контексте взаимодействия с другими видами
искусства: живописи, литературы, истории. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуальноличностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде
искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Программа музыкальных занятий в 8 классе направлена на сопоставление серьёзной музыки с музыкой лёгкой, что поможет
4

закрепить у учащихся основы хорошего музыкального вкуса, поможет отличать в ней подлинное высокое искусство от
красивой развлекательности. В 8 классе расширяется кругозор музыкальных впечатлений. Значительную роль в этих
впечатлениях играет лёгкая, развлекательная музыка. Это обстоятельство накладывает на учителя большую ответственность. У
ребят начинается неосознанная борьба между вкусом и модой. Поэтому споры, дискуссии неизбежны. Систематизирующим
методом является выделение 6 основных видов деятельности:


слушание музыки;



хоровое, ансамблевое, сольное пение;



музыкально-пластические движения;



инструментальное музицирование;



драматизация музыкальных произведений;



музыка и современные технологии.

Основные виды учебной деятельности – исполнительская, слушательская, творческая деятельность ученика и восприятие
красоты окружающего мира, оценка изучаемых образов. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к
предмету, изучению музыки и является необходимым условием формирования личности каждого. Развитие эмоционально –
образного мышления учащихся строится на изучении музыкального искусства различных эпох и стилей, сравнении
исполнительских трактовок, выявлении связей музыки с другими видами искусства, историей и жизнью, развитие фантазии.
Слушание музыки. Личностно – окрашенное эмоционально – образное восприятие и оценка изучаемых образов народного и
классического музыкального творчества. Выявление связей музыки с другими искусствами, жизнью. Пение. Хоровое, сольное.
5

Одноголосное, двухголосное. Исполнение народных и современных песен с сопровождением и без. Вокализация тем
инструментальных и вокальных произведений. Музыкально – пластические движения. Обогащение опыта индивидуальноличностного воплощения музыкального образа пластическими средствами, в том числе танцевальными.
Инструментальное музицирование. Инструментальная импровизация.Музыка и современные технологии. Использование
информационно – коммуникационных технологий для создания аранжировки, записи и воспроизведения музыкальных
произведений. Поиск музыкальных произведений в сети Интернет.
Место предмета « Музыка» в учебном плане
Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» на этапе с общего образования в 8 классе федеральный базисный
учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часа в год (1 час в неделю).
Программа скорректирована на 35 час в соответствии с производственным календарем. Последовательность изучения тем
соответствует примерной программе по предмету.
Планируемые результаты изучения предмета в 8 классе
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Искусство «Музыка».
Личностные результаты освоения основной образовательной программы «Музыка» основного общего образования
отражают:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее
6

многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего
народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических
и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом
устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта
участия в социально значимом труде;
-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной
практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, музыкальной культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с
учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
7

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего
возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного
безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и
на дорогах;
- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие
опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое
отношение к членам своей семьи;
-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.
Метапредметные результаты:
8

- умение самостоятельно определять цели обучения музыки, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
9

индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств,
мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее
ИКТ- компетенции);
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной
практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты
- формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры;
потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования,
организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества,
в развитии мировой культуры;
- развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и
творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и
10

анализа музыкальных образов;
- формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки,
пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое
движение);
- воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих
способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
- расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке
своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
- овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное
искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства,
элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.
Содержание учебного предмета.
№

Раздел, тема

п/п
1

11

Основное
содержание

Что

значит

Формы организации учебной
деятельности

Современность музыкальной классики. музыкальные турниры;

современность

в Богатство современной культуры.

хоровой зачёт;

Шостакович «Моя жизнь – музыка». уроки – концерты;

музыке?

Токката, фуга. Пиццикато, Штраус.

творческие задания.
-

2

Музыка «легкая» и
«серьёзная»

экскурсия,

.
Эстрадная

музыка

и

ее

выставка,

концерт

стилистика. музыкальные турниры;

Вокально – инструментальная музыка. хоровой зачёт;
Джаз – дитя двух культур. Музыка кино. уроки – концерты;
Симфония.

Соната.

Шансонье,

блюз, творческие задания.

полиритмия ,полиритмия, импровизация.
Музыкознание:
Дунаевский

Штраус,

Полька

–

Д.

-

Леннон,

пиццикато,

Рахманинов.

3

Взаимопроникновен
ие

легкой

серьезной музыки

12

и

«Музыка легкая и серьезная – основа экскурсия,
драматургии в опере».

выставка,

музыкальные турниры;

Бардовская песня Симфоджаз .Оперетта и хоровой зачёт;
ее особенности.

уроки – концерты;

концерт

Мюзикл. Периоды развития .Бард, истоки творческие задания.
бардовской песни.

-

«Пинк – Флоид», опера. Драма, вальс,
галоп. От оперы к рок-опере
Ария Бель

канто – понятие красивое

пение, финал
4

Великие

наши

современники»

« Экосезы, рондо .Бетховен – великий музыкальные турниры;
современник Мусорский – гигант русской хоровой зачёт;
музыки.

уроки – концерты;

Опера, монолог, плач (ламенто), увертюра творческие задания.
образ.

-\

Традиции и новаторство в творчестве С.С.
Прокофьева

Танцевальные

ритмы

в

музыке, тональность. Обобщение курса
«Музыка»

Календарно-тематическое планирование
13

1 четверть
№

Тема урока
Оборудование

1
2

Что
значит
современность в
музыке?

Иллюстрации,
хрестоматия

3

Современна ли

Иллюстрации,
фонохрестоматия

музыка
Баха?

14

И.С.

Виды
учебной
деятельности
Наблюдать
за музыкой в
жизни
человека
и
звучанием
природы.
Слушание:
«Шутка»
Баха,

Результаты

Вид контроля

Личностные

Метапредм.-ые

Предметные

Понимать
неповторимость
музыкальных
произведений

Проявление
устойчивого
интереса
к
информационнокоммуникативным.
источникам
информации

Умение
познавать
мир
через
муз.
формы и образы

Самост.
определение целей
и
способов
решения учебных
задач в процессе
восприятия
и
исполнения
музыки различных
эпох,
стилей,
жанров

Уметь
разграничивать
понятия «мода» и
«современность».
Знать
гомофонный
и
полифонический
склад музыки.
знать
значение
термина
«токатта». Знать
высшую форму
полифонической
музыки –фугу, на
примере
органной
Прелюдии
и
фуги ре минор
Баха и звучание
органа.

самостоятельная
работа;
- устный опрос;

тест

Дата Дата
по
по
плану факту
06.09
13.09

20.09

4

5

6

15

Искусство
в Фонохрестоматия, Творческое
борьбе
за
Хрестоматия
сообщение
сохранение
Слушание:
жизни на Земле
финал
роксюиты « Утро
планеты» А.
Морозова,
В.Раинчик
«Во
имя
любви»»

объяснять
способность
музыки
воздействовать
на
чувства,
мысли, поступки
людей

Человек
–
главный герой
искусства. Тема
страдания
в
музыке XVIII,
XIX, XX вв.

Вхождение
обучающихся в
мир
духовных
ценностей
музыкального
искусства,
влияющих
на
выбор наиболее
значимых
ценностных
ориентаций
личности.

Фонохрестоматя
Иллюстрации,

Оценивание
худ.
произведения
с
позиции
красоты
и
правды.
Слушать:
«Арию» из «
Бразильской
бахианы №
5», « Арии
альта» из
произведения
И.-С. Баха «
Страсти по
Матфею».,
муз. Ю
Антонова.

Закрепить
понятия
-устный опрос;
«современность».
«сюита», найти и
обобщить
современность и
общность
музыкальных
задач
дений
прошлого
и
настоящего.
Высказывание
собств. мнения о
худ.
ценности
произведения.

Уметь проводить
параллель сквозь
века
и
континенты (БахЛобос);
объяснять
жизненность
искусства
прошлого
на
примере
произведений
В.Лобоса

.

27.09

Нарисовать
04.10
абстрактную
композицию к
музыкальным
произведениям.- 11.10
видение
картины мира в
музыкальной
культуре Запада
Контрольный
опрос.

«…Вслушайтесь
в нее не только
своим слухом ,
но и
своим
сердцем» Д. Б.
Кабалевский.
Соната № 14 :
Бетховена

7
8

Хрестоматия

Расширение
представлений о
худ.
картине
мира на основе
присвоения
духовнонравственных
ценностей муз.
искусства.

Осуществление
интерактивного
диалога в едином
информационном
пространстве
музыкальной
культуры.

Знать
Практическая
биографические
работа
сведения
из
жизни
Л.Бетховена,
черты
музыки
композитора
Уметь
характеризовать
музыку
Бетховена,
объяснять
ее
предназначение.

Может ли быть фонохрестоматия, Нахождение
портрет.
ассоц.связей
современной
Творческое
между
классическая
сообщение
образами
музыки,
музыка ?
литературы,
ИЗО.

Формиров.
способности
творч.освоения
мира в разл-х
видах
муз.деятельности

Проявление
творческой
инициативы и сам
- ти.
Умение работать с
различными
источниками
информации.

Сам. подбирать
сходные
произведения
ИЗО к изучаемой
музыке.
Понимать
термин
«Современное
искусство»

Новые краски Иллюстрации,
фонохрестомати
музыки XX в

Присвоение
духовнонравственных
ценностей
музыки
процессе
познания
содержания
музыки.

Анализ
многообразия
связей
музыки
и
литературы.
Слушание:
«Лунной
сонаты»
Бетховена

18.10
25.10

2 четверть
9

10
11

16

Выставка
рисунков по
теме урока.
Слушание.:
А. Шенберг
«Уыелевший
из Варшавы»,
А.Онеггер
«Пасифик

Способность
аргументировать свою точку
зрения по поводу
в муз. произведения.

Раздаточный
материал - тест.
Музыкальная
викторина.

Уметь
самостоятельная
разграничивать
работа
понятия
«Традиции»
и
«новаторство» в
музыке
Знать
понятие
«авангардизм»
Уметь приводить

8.11

15.11
22.11

примеры

231»
фрагмент
Б.Окуджава
«Надежды
маленький
оркестрик»
12

17

Музыка « легкая
и серьезная»

Фонохрестоматия
иллюстрации

Слушание:
Пол Уинтер
«Концерт
Земле»,
«Звуки
над
водой»,
«Волчьи
глаза»
Б.Окуджава
«Надежды
маленький
оркестрик»

Понимание
социальных
функций музыки
в жизни людей,
общества,
в
своей жизни.

Применение
полученных
знаний о музыке и
музыкантах
в
творческой деятти.

Уметь
устный опрос;
разбираться
в
общественных
функциях
«легкой»
и
«серьезной»
музыки
знать , что их
объединяет, а что
различает

29.11

№

Тема урока

Оборудование

Виды учебной
деятельности

Результаты
Личностные

Метапредм.-

Предметные

Вид
контроля

ые
13

14

18

«Легкое» и « Иллюстрации,
серьезное»
в фонохрестомати
танцевальной
музыке ( полька)

«Легкое» и « Иллюстрации,
фонохрестомати
серьезное»
в
танцевальной
музыке ( вальс )

Осознание
личностных
смыслов
музыкальных
произведений
лирического
характера.

Познание
различных
явлений
жизни
общества
и
отдельного
человека на
основе
вхождения в
мир
музыкальных
образов.

Понимать то, что тест
современные
люди нуждаются
в музыке прежних
эпох.
Знать
определение
терминов, уметь
определять
в
музыке.
Развивать
вокально-хоровые
навыки.

Умение
познавать мир
М.Глинка «Вальс- через формы
и образы.
фаетазия»,
Г.
Струве
«Школьный
корабль»

Проявление
интереса
к
воплощению
приемов
деятельности
композиторов
и
исполнителей

Уметь объяснять Сообщение
тяготение
к о вокальной
«легкой»
и музыке
«серьезной»
музыке
одного
жанра – вальса,
песен,
сочиненных
в
наши дни.

Слушание:
И.Штраус «Полькапиццикато»,
С.Рахманинов
«Полька»,
С.Рахманинов
«Итальянская
полька», «Танцуй,
танцуй» - чешская
полька
В.Берковский,
С.
Никитин
А.Величенский
«Под
музыку
Вивальди».
Слушание:

Дата
по

Дата
по

план
у

факту

6.12

13.12

15
16

« Легкое» и « Иллюстрации,
серьезное»
в фонохрестомати
песне

Слушание:
Гастон Монтегюс
«Слава
17-му
полку», Эдит Пиаф
«Нет, я ни о чем ие
жалею»,
МирейМатье
«история любви»,
песни
в
исполнении
Джо
Дассена,
ПатрисииКаас

Формировани
е позитивной
самооценки
своей
деятельности.

Высказывать
собственное
мнение
о
худ.достоинст
вах
отдельных
музыкальных
стилей.

Знать
классические
образцы
французской
песенной эстрады

устный
опрос;

Формир-ние
способностей
«Вчера»
группа творческого
«Битлз»
освоения
И.Лученок
мира
в
«Хатынь»
муз.деятельно
сти.

Наблюдение
за
различными
явлениями
жизни
и
искусства
в
учебной
и
внеурочной
деятельности,
понимание их
специфики и
эстетического
многообразия

Иметь
Музыкальна
представление о я викторина
вокальноинструментальны
х
ансамблях
Знать
характерные
черты
ансамблевого
исполнения

20.12
27.12

3 четверть
17

19

Ансамбль
– Иллюстрации,
фонохрестомати
значит вместе

Слушание:

10.01

18

20

Музыка - язык, Иллюстрации,
фонохрестомати
понятный всем

Слушание:
Д.Мийо
«Бразилейра»,
В.Берковский
«Гренада»,
М.Таривердиев
«Гренада»

Развитие
мотивов
музыкальноучебной
деятельности
и реализация
творческого
потенциала в
процессе
коллективног
о
(индивидуаль
ного)
музицировани
я;

Продуктивное
сотрудничест
во
со
сверстниками
при решении
творческих
задач по теме.

Уметь сравнивать самостоятел
произведения,
ьная работа;
выделять
различия.
Знать
примеры
того, как народная
тема
может
обретать новую
жизнь
и
современный дух.

17.01

№

тема урока

Содержание

Виды учебной
деятельности

Результаты
Личностные

Метапредм.

Предметные

Вид

Дата

Дата

контроля

по

факт.

план
у

проведе
ния

-ые
19- Бардовская
20

2122

23
24

21

(авторская
песня

)

Иллюстрации,
фонохрестоматия

Джаздитя Иллюстрации,
фонохрестоматия
двух культур

Джаз
и Иллюстрации,
европейский
фонохрестомати
симфонизм –
неожиданный
сплав

Слушание:
В.Берковский,
С.Никитин
«Ночная дорога»,
О.Митяев
«Как
здорово», Ю.Кукин
«За
туманом»,
Б.Окуджава
«Грузинская
песня», Ю.Визбор
«Милая моя»
Пение:
Слушание:
«Молитва»
М.Джексон,
Л.Армстронг
«Блюз
западной
окраины»,
С.
Джоплин
«Регтайм»
Слушание:.Джопл
ин «Развлекатель»,
Д.Оливер
«Блюз
толстогубого»,
«Джаз»
Я
Дубравин
В.
Суслов

Формирование.
умения
познавать мир
через
муз
образы
и
формы.

Прояваление
творческой
инициативы
и
самостоятел
ьности.

Знать
самостоятел
особенности
ьная работа
жанра бардовской
песни,
ее
классических
представителей.
Развивать
слушательскую
культуру

Проявление
эмпатии
и
эстетической
восприимчивос
ти.

Умение
выражать
свои
мысли,обосн
овывать
собственное
мнение.

Знать об истоках тест
джаза,
особенностях
джазовой музыки

Стремление к Развитие
самостоятельно способности
му общению с рассуждать.
муз.искусством

Знать
историю Устный
возникновения
опрос
джаза,
характерные
черты джазовой
музыки.

24.01
31.01

7.02
14.02

21.02
28.02

25

От оперы к Иллюстрации,
оперетте
фонохрестомати

«Джаз»
Дубравин
Суслов

26
27

Мюзикл.
Иллюстрации,
Любовьфонохрестомати
вечная тема в
искусстве
.
Периоды
развития
Контрольный
опрос

4 четверть

22

Понимание
Формирован
жизненного
ие умений
содержания
применять
народной,
ИКТ
как
религиозной
инструмент
классической и сбора,
поиска,
Я современной
хранения,
В. музыки.
обработки и
преобразова
ния муз. и
худ.
информации

Слушание:
Д.Гершвин Первый
концерт
для
фортепиано
с
оркестром

Слушание:
Л.Бернстайн
«Вестсайдская
история»
«Домик
на
окраине»
В.МигуляР.Рождес
твенский

Формирование
активности,
самостоятельно
сти.

Анализ
объекта
изучения,
выделение
сущ-нных
признаков.

Знать
понятие Практическа
«симфоджаз»,
я работа
особенности
жанра,
о
творчестве
Джорджа
Гершвина
как
родоначальника
симфоджаза
Уметь
давать
сравнительную
характеристику
европейской
музыки
и
джазовой
Знать
определение
«мюзикл»,
характерные
особенности
жанра, жанровые
категории
мюзикла.

самостоятел
ьная работа;
-устный
опрос;

7.03

14.03
21.03

28
29

30

23

От оперы
рок-опере

к Иллюстрации,
фонохрестомати

Слушание:
И.Дунаевский
«Песня об Одессе»,
сцена
«Выход
Ларисы и семи
кавалеров»
из
оперетты
«Белая
акация»
Л.Квинт В Костров
«Здравствуй, мир!»

Формирование
творческого
освоения мира
в
различных
видах
деятельности.

Умение
аргументиро
вать
свое
предложени
е, мнение.

«Легкая»
Иллюстрации,
музыка
в фонохрестомати
драматических
спектаклях
Слияние
музыки двух
столетий
–
рождение
нового
шедевра

Наблюдение
за
развитием
и
сопоставлением
образов на основе
сходства
и
различия
интонаций,
муз.тем.
Слушание:Р.Щедр
ин
Песня
и
частушки Варвары
из
оперы
«Не
только любовь»

Умение
Формирован
познавать мир ие
через
познаватель
муз.формы
и ных мотивов
образы.
учебной
деятельност
и.

Знать
понятия:
«опера»,
«либретто»,
«интродукция»,
«ария»,
«оперетта»;
историю
возникновения и
развития жанра,
структуру
и
сюжет оперы, ее
отличие
от
оперетты.

Сообщение
о
происхожде
нии жанра
«оперетта»

Знать
устный
особенности
опрос;
жанра
«музыкальнодраматический
спектакль»
Уметь
давать
оценку
творческому
поиску
композитора
открыть в легкой
музыке
новые
грани

4.04
11.04

18.04

31

Итоговая
работа

Иллюстрации,
фонохрестомати

Р.Щедрин
«Кармен-сюита
(Вступление,
Выход Кармен и
хабанера,
Сцена
гадания)
А.Рыбников
Романс Николая и
Кончиты

Присвоение
Закрепить
самостоятел
Выбор
нравств.ценнос
понятия «сюита», ьная работа;
наиболее
тей на основе
«хабанера»
поиска
их эффективных Уметь объяснять
жизненной
жизненность
способов
ценности.
искусства
решения
прошлого,
учебной
которое
обогащает
заачи.
музыкальную
Умение с
культуру
достаточной современности

25.04

точностью и
полнотой
выражать
32

24

Роль «легкой» Иллюстрации,
музыки
в фонохрестомати
драматическом
спектакле

А.Хачатурян
«Галоп» и «Вальс»,
М.Глинка «Вальсфантазия»,
А.Рыбников
Романс Николая и
Кончиты.
В.ИвановВ.Некляев
«Друг для друга»

Выявление
моральноэтического
содержания
событий,
отражённых в
музыке
Шостаковича.

свои мысли.
Сам.
формулиров
ание
учебной
цели
данного
урока.

Знать
.музыкальна
характерные
я викторина
черты творчества
А.
Хачатуряна
Уметь приводить
пример того, как
«легкая»
и
«серьезная»
музыка
уживаются
в
одном и том же
произведении

02.05

33

№

34
35

25

Два
протока Иллюстрации,
могучей реки
фонохрестомати

тема урока

Оборудование

Обобщение
Иллюстрации,
темы
фонохрестомати
«Взаимопрон
икновение
легкой
и
серьезной
музыки»

Д.Верди «Песенка Определение
Риголетто».
того,
какой
смысл
имеет
изученный
материал
в
дальнейшем.

Виды учебной
деятельности

Символичес
кое
отображение
учебного
материала и
выделение
существенно
го

Знать
о устный
взаимосвязи
опрос;
«легкой»
и
«серьезной»
музыки,
о
драматической
роли
развлекательной
песенки в опере
«Риголетто»
Д.Верди

Результаты
Личностные

Метапредмет
.
А.Шнитке
Установление Идентификац
«Фрагмент
значения рез- ия терминов и
симфонии № 1», Л. ов своей деят- понятий
Бетховен
ти для удовл. музыкального
«Аллегретто» (из своих
языка с худ.
фортепианной
жизненных
языком
сонаты № 17) в интересов.
различных
современной
видов
обработке,
искусства.
В.ИвановВ.Некляев
«Друг для друга»

Предметные

16.05

Вид
контроля

Знать
значение Записи
взаимопроникнов тетради
ения легкой и выучить
серьезной музыки
уметь доказывать,
что традиции и
новаторство
–
единая
часть
творческого
процесса.

Дата
план
в

23.05
30.05

Дата
факт

График контрольных работ:

№п/п

Тема
Что значит современность в музыке?

Форма проведения

2

Музыка «легкая» и «серьёзная»

Контрольная работа.

3

Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки

Мультимедийный тест

4

Великие наши « современники»

Тест

1

Дата

Тест

Форма проведения итоговой аттестации: тестирование

Критерии оценивания
Среди предметов эстетического цикла в школе значительное место занимает урок «Музыка». Этот урок - неотъемлемая часть общей системы
обучения; он призван развивать детей эмоционально, творчески, обогащать их художественные впечатления. Это эффективный путь к
формированию личности ребенка. Одно из главных условий успешного обучения - заинтересованность детей, их живое, эмоциональное отношение
ко всему тому, что они узнают на уроках музыки, на музыкальных занятиях во внеурочное время, в повседневной жизни. Привить школьникам
интерес к музыкальному искусству можно, систематически развивая их музыкальный слух, творческие способности, навыки восприятия музыки.
Задача музыкального воспитания в школе связана с целым комплексом развития нравственно-эстетических чувств ребёнка, творческих и
музыкальных способностей.
Пятибалльная система оценок, заключающая в себе и отрицательные оценки («1» и «2») не отвечает, казалось бы, важнейшей функции оценки на
26

уроке искусства - этической. Мало того, применение отрицательных оценок резко противоречит, в первую очередь в начальной школе, этическим
задачам предмета «Музыка», направленным на формирование у школьников положительного, эмоционального отношения к музыкальному
искусству. Поэтому, в центре внимания должен стоять вопрос: какие стороны деятельности школьников служат основой для оценки? Это
коллективная форма оценки (класс, как единый коллектив) и индивидуальная оценка конкретного ответа ученика. Как же оценить множество
различных ответов? А может быть, вообще правильнее было бы говорить не об ответах учеников на вопросы учителя, а о высказываниях
(размышлениях) ученика, вызванных музыкой или вопросом учителя? Ни у одного учащегося нет причины оставаться на «нулевой отметке» пути к
овладению основами музыкальной культуры. Число и многообразие ступеней на этом пути бесконечно. Всеобщее музыкальное воспитание не
предполагает одинакового уровня музыкального воспитания для всех. Всегда можно у ребёнка со слабым слухом, с неправильным интонированием
найти на уроке момент, когда он может показать себя в высказываниях об услышанной музыке на уроке. Итак, вопрос об оценках до сих пор
остается не решенным. Диапазон высказываний на эту тему очень широк. Одна крайность - пятибалльная система оценки существует веками, она
уже заложена в генах, сломать её невозможно, поэтому не надо придумывать новое. Другая крайность - проблема оценок на уроке актуальна и во
многом спорна. Конечно, необходимо оценивать знания учащихся, но на уроках музыки для ученика важнее словесное поощрение его ответов
учителем. И еще одно - нужны совершенно иные критерии, учитывающие не количество знаний и умений, а тенденцию к культурному и духовному
росту ученика. Прежде чем изложить свои мысли по критерию оценки на уроках музыки, предложу высказывание Д. Б. Кабалевского относительно
этого вопроса: «Творческое начало может проявиться в ребятах уже с первого класса в своеобразии ответов (а не только в их правильности), в
стремлении самому задавать вопросы учителю (а не только отвечать на его вопросы), в собственных предложениях о характере исполнения того или
иного музыкального произведения, в остроте слуховой наблюдательности проявляющей себя в рассказах о музыке. Ученик может проявить себя в
вокальной сфере, как хороший солист, в хоровом исполнении музыки, как исполнитель на музыкальных инструментах, обнаружить хорошее
«чувство интонации» при импровизации, интерес к чтению книг о музыке, к слушанию музыки, интуитивное или осознанное отношение к качеству
музыки и её исполнению, интерес к другим видам искусства и т.д. Границ и предела проявления ребятами своих творческих данных, строго говоря,
не существует».
Критерии оценки.
27

1. Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.
2. Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться, прежде всего, ключевыми знаниями в процессе живого
восприятия музыки.
3. Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.
Примерные нормы оценки знаний и умений учащихся.
На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала. При оценивании успеваемости ориентирами
для учителя являются конкретные требования к учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и
умений. Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа. Учебная программа
предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений,
элементарную импровизацию, коллективное исполнение логоритмических упражнений.
Слушание музыки.
На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и
средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.
Учитывается:
- степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;
- самостоятельность в разборе музыкального произведения;
- умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.
Нормы оценок.
Оценка «пять»:
28

дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности,
ответ самостоятельный.
Оценка «четыре»:
ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с
наводящими (1-2) вопросами учителя.
Оценка «три»:
ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов
учителя.
Оценка «два»:
ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.
Хоровое пение.
Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого
ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса. Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную
оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны - учесть при выборе задания индивидуальные особенности его
музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику исполнить песню,
нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной
для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.
29

Нормы оценок.
Оценка «пять»:
- знание мелодической линии и текста песни;
- чистое интонирование или допущены небольшие неточности, ритмически точное исполнение;
- выразительное исполнение.
Оценка «четыре»:
- знание мелодической линии и текста песни;
- допущены неточности в интонировании, исполнение ритмически правильное;
- пение недостаточно выразительное.
Оценка «три»:
- допускаются неточности в исполнении мелодии и текста песни;
- неконтролируемое пение, есть ритмические неточности;
- пение невыразительное.
Оценка «два»:
30

- исполнение неуверенное, невыразительное, незнание текста, непопадание в ритм.
Существует достаточно большой перечень форм работы, который может быть выполнен учащимися и соответствующим образом оценен учителем.
1. Работа по карточкам (знание музыкального словаря).
2. Кроссворды.
3. Блиц - ответы (письменно) по вопросам учителя на повторение и закрепление темы.
4. «Угадай мелодию» (фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках или достаточно популярных).
5. Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую
самим ребёнком (рисунки, поделки и т.д.)
6. Ведение тетради по музыке.
Тетрадь на уроках музыки.
Требования к ведению тетради для учащихся 8-х классов.
В тетрадь записываются:
1. Темы уроков.
2. Имена композиторов, музыкантов, даты их жизни.
31

3. Названия звучащих на уроках произведений.
4. Названия и авторы разучиваемых песен.
5. Сложно запоминающиеся тексты песен.
6. В конце тетради ведется словарь музыкальных терминов, который пополняется из года в год.
Тетрадь должна вестись аккуратно, может быть оформлена иллюстрациями, рисунками, портретами композиторов (в связи с записываемыми
темами). Тетрадь, таким образом, является рукотворным индивидуальным мини - учебником, куда ученик записывает нужную информацию,
которую ему предстоит запомнить. Тетрадь проверяется учителем один раз в триместр.
Оценка выставляется за:
- ведение тетради (эстетическое оформление); наличие всех тем; аккуратность.
- ведение словаря.
- самостоятельную письменную работу по карточкам: блиц - опрос (тесты), игра «Угадай мелодию».
-создать презентацию по заданной теме,
-подобрать музыку к классному мероприятию, участвовать в конкурсе- защите рефератов.
. Оценивание проверочных работ (викторины, кроссворды, турниры знатоков, развернутые высказывания и т.д.)
Проверочные работы, составленные в форме творческих, нетрадиционных заданий, соответствуют специфике предмета Музыка, а так же
32

способствуют повышению интереса к получению новых знаний по предмету. Творческие задания, тесты включают в себя вопросы по различным
темам курса «Композиторы русские и зарубежные», «Музыкальные инструменты», «Музыкальные жанры», «Средства музыкальной
выразительности» и т.д. Включают от 10 до 20 вопросов. За каждый правильный ответ учащийся получает 1 балл.
Критерии перевода баллов в школьную отметку:
от 30% до 50% - отметка «3»
от 50% до 80% - отметка «4»
80 %-100% - отметка «5»
Оценка за сообщение
Оценка «5» ставится, если ученик достаточно четко и полно изложил материал, продемонстрировав понимание текста и свое мнение.
Оценка «4» ставится в случае, если ученик недостаточно чётко изложил материал
Оценка «3» ставится если ученик недостаточно полно раскрыл тему сообщения, не продемонстрировал свое мнение и интерес к материалу.
По ключевым темам учебного года предусмотрено выполнение творческих проектов: «Любимые песни нашего класса» (5 класс) и
«Героико-патриотическая тема в искусстве» (6 класс), «Музыка и современность». Итогом первого творческого проекта должен стать песенный
сборник альбом, в который школьники отбирают песни различной тематики: «Песни из мультфильмов», «Песни о школе», «Народные песни»,
«Песни о Родине».
В 8 классе итогом коллективной творческой работы будет «Книга Памяти» (сборник творческих работ учащихся, где они рассказывают о
своих родственниках – участниках Великой Отечественной войны).Предлагаемые проекты стимулируют коллективную поисковую и творческую
деятельность младших школьников, воспитывают качества гражданина благодаря патриотической тематике и знакомству с историей создания
известных песен. Творческие проектные задания имеют сквозной характер и завершаются выходом на социально и личностно значимые результаты:
подготовка концерта, создание сборника альбома песен и т.д.
Цель – выявить уровень усвоения программного материала в соответствии с требованиями государственного стандарта общего образования.
33

Приложение № 3
Учебно-методическое обеспечение
Методические пособия для учителя:
1. Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [Текст] / Ю. Б. Алиев. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2008.
2. Алиев, Ю. Б. Пение на уроках музыки [Текст] / Ю. Б. Алиев. - М.: Владос-Пресс, 2010
3. Золина, Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы [Текст] : методическое пособие / Л. В. Золина. -М.:
Глобус, 2008.
4. Затямина, Т. А. Современный урок музыки [Текст] / Т. А. Затямина. -М. : Глобус, 2008.

Учебно-методический комплект
Учебник Науменко Т.И. И Алеев В.В. Учебник «Музыка» для 8 класса Изд. Дом «Дрофа», Москва. 2015г.
1. Хрестоматия по музыке. 8 класс. «Просвещение». Москва, 1997г.
2. Серия «Современная школа». Уроки музыки с применением информационных технологий 1-8 класс. Методическое пособие с
электронным приложением. Изд. Глобус. Москва, 2009г.
3. Осовицкая З.Е. Казаринова А.С. Музыкальная литература. Учебник для ДМШ. Музыка. Москва,2011г.
4.Шедевры классической музыки. 45 альбомов с фонотекой, «Мир книги».Москва, 2006гг.
5. Беляев С.Е. «Рассказы господина бемоля». «Диамант».Екатеринбург,1998г.
6. Иллюстрированные биографии Великих музыкантов и композиторов. Изд. «Музыка». Москва, 2013г.
7. Портреты композиторов. Аудио записи, видео записи, наглядные пособия.
8. Соколова М.В. «Изба Красна», Санкт- Петербург, 2011г.
9. Разумовская О.К. «Русские композиторы». Биографии, викторины, кроссворды. Айрис Пресс. Москва, 2007г.
10. Сборник нормативных документов. «Искусство». Дрофа. Москва, 2004г.
11. Журналы: «Музыкальная жизнь».
Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:

34

Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru. wikipedia
Классическая музыка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://classic.chubrik.ru
Музыкальная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc_music
Музыкальный энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.music-dic.ru
Музыкальный словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/con-tents. nsf/ dic_music
Церковная музыка русских композиторов. Биографии композиторов. О каноне и акафисте. Тексты песнопений [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www.bogoslovy.ru.
7. http://xarisovailzia.blogspot.com/
1.
2.
3.
4.
5.
6.

35

36

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».