Литвинова
Ирина
Николаевна
Подписано
цифровой подписью:
Литвинова Ирина
Николаевна
Дата: 2022.11.01
21:39:48 +03'00'
1
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических
документов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования);
Приказ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС OОО, утв. приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 № 1897»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г №28 «Об утверждении СанПиН
2.4.3648-20». «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством просвещения Российской Федерации по Приказу
Минпросвещения России от 20.05.2020 №254,ООП НОО, ООП ООО,ООП СОО одобренных Федеральным Научно-методическим
советом по учебникам;
О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством просвещения Российской
Федерации по Приказу Минпросвещения России от 23.12.2020 №766,ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО одобренных Федеральным
Научно-методическим советом по учебникам;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 № 729 «Об утверждении перечня организаций,
осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих
государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (с
изменениями);
Примерная программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы и авторской программы Г.С.Меркина – М.:
«Русское слово», 2019
Устав МБОУ СОШ №3 г. Донецка;
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №3 г. Донецка
Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов (курсов) педагогов в
муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 3 муниципального
образования «город Донецк»;
Календарный учебный график МБОУ СОШ №3 г.Донецка
УМК: Г.С.Меркин Литература 7 класс 1,2 часть
Принцип построения программы концентрический на хронологической основе. Программа детализирует и раскрывает
содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в
соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
2
Цели и задачи с учетом специфики учебного предмета:
Главными целями изучения предмета «Литература» в основной школе являются:
-формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и
общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
-развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации
личности;
-постижение учащимися классических образцов отечественной и мировой словесной культуры, обладающих высокими
художественными достоинствами, выражающих жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающих высокие
нравственные чувства у человека читающего;
-поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный
текст;
-овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом
высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
-овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности,
планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных
источников, включая Интернет и др.);
-использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом
самосовершенствовании.
-воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства
патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
-развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения,
читательской культуры и понимания авторской позиции;
-формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении
художественных произведений;
-формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
-освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и
теоретико-литературных понятий;
-овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и
необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого
содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
В содержании рабочей программы предполагается реализовать компетентностный, личностно ориентированный, системнодеятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
-приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и
необходимых сведений по истории литературы;
3
-овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе наизусть;
свободного владения письменной речью;
-овладение способами устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) небольшого отрывка,
главы, повести, рассказа, сказки; свободного владения монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
-обучение развернутому ответу на вопрос, составлению рассказа о литературном герое, характеристики героя, отзыва на
самостоятельно прочитанное произведение;
-освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Таким образом, компетентностный, личностно ориентированный, системно-деятельностный подходы к созданию рабочей
программы обеспечивают взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Общая характеристика учебного предмета «Литература», его место и роль в достижении обучающимися
планируемых результатов
Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая
такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия,
метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию
разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям
культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и
интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с
подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и
зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям
бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как
художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью.
Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и
многообразии
художественной
культуры,
духовного
и
нравственного
потенциала
многонациональной
России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается
нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не
случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением»,
«учебником жизни».
Образовательные технологии
Учебный процесс в школе реализуется в конкретных формах организации обучения. Формы организации учебной работы
определяются составом учащихся, местом и временем занятий, последовательностью видов деятельности учащихся и способами
руководства ими со стороны учителей. Процесс обучения осуществляется через множество форм организации, взаимно дополняющих
друг друга.
4
Основная форма обучения - урок. Это обстоятельство не исключает, а предполагает другие формы организации обучения.
уроки-практические работы;
уроки-«Погружения»;
уроки-деловые игры;
уроки-соревнования;
уроки-консультации;
компьютерные уроки
уроки с групповыми формами работы;
уроки взаимообучения учащихся;
уроки- мастерские;
уроки, которые ведут учащиеся;
уроки-зачеты;
уроки-конкурсы;
уроки-диспуты;
уроки-игры;
уроки-диалоги;
уроки-конференции;
уроки-семинары;
уроки-экскурсии;
уроки-путешествия.
Выбор форм зависит и от темы урока, и от уровня подготовленности учащихся, и от объема изучаемого материала, его новизны,
трудности.
В рамках программы предполагается использование различных видов индивидуальной, парной, групповой работы, проведение
ролевых игр, работа с источниками, участие в творческих проектах. Для рациональной организации учебного времени на уроках
большое значение имеет реализация дифференцированного подхода к обучающимся, учет индивидуальных интересов и склонностей
при планировании учебных уроков и определении домашнего задания, большинство уроков носят комбинированный характер.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 68 часов. В учебном плане на изучение литературы в 7 классе отводится 2 часа в неделю.
Программа скорректирована на 67 часов в соответствии с производственным календарем.
Последовательность изучения тем соответствует примерной программе по предмету.
Планируемые результаты изучения предмета
Личностными результатами являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству,
уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
5
• самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным
миром авторов и судьбами их героев.
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной
позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской
литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих
нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;
понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять
героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в
раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными
ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из
текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного
типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние
творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
6
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы;
формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании
художественных образов литературных произведений.
Важнейшими целями, которые должны быть реализованы в течение всех лет обучения, являются развитие устойчивого интереса к
самостоятельному чтению и формирование представлений о русской литературе как национальном достоянии. Именно поэтому и в
программе, и в учебнике предполагаются органическое единство учебной и внеурочной деятельности по литературе, системная работа
по литературному краеведению, достаточно широкое поле для введения информации о смежных искусствах, позволяющих, с одной
стороны, увидеть многофункциональные возможности литературы, а с другой — выявить интеграцию литературы с другими
искусствами и определить значение каждого из них, способы взаимовлияния.
Воспитание духовно развитой личности, формирование гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе
и ценностям отечественной культуры происходят как через отбор литературных произведений в соответствии с возрастом и уровнем
читательских интересов учащихся, так и через предложенную систему вопросов по выявлению первичного восприятия текстов,
словесных и литературных игр, обращенных к языковому чутью школьников. Богатый методический и теоретический материал дан в
системе разнообразных рубрик, позволяющих подойти к процессу обучения дифференцированно, с учетом возможностей и интересов
конкретного ученика.
Содержание учебного предмета
1. Литература как искусство слова
Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Обращение писателей к универсальным
категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и
ответственность.
2. Из устного народного творчества
Выражение в фольклоре национальных черт характера. Народное представление о героическом. Былины «Святогор и Микула
Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Былины как героические песни эпического характера, своеобразие их ритмикомелодической организации. Былина и сказка. Выражение в былинах исторического сознания русского народа. Былинный сюжет.
Традиционная система образов в русском героическом эпосе. Герои былин, образы богатырей.
Теория литературы: эпические жанры в фольклоре. Былина (эпическая песня). Тематика былин. Своеобразие центральных персонажей
и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием).
Русские народные песни.Обрядовая поэзия. Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен.
Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне.
Теория литературы: песенные жанры в фольклоре, многообразие жанра обрядовой поэзии, лироэпическая песня.
3. Из древнерусской литературы
7
Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего »), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Утверждение в
литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Религиозный характер
древнерусской литературы.
Теория литературы: эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе
4. Из русской литературы 18 века
М.В. Ломоносов. Жизнь и творчество. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы
Елисаветы Петровны, 1747 года» (фрагменты)
Жанр оды. Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира,
родины, науки. Средства создания образа идеального монарха. Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение
теории о стилях художественной литературы.
Теория литературы: ода; тема и мотив.
Г.Р. Державин.Биография Державина (по страницам книги В. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям».
Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со
стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении.
Теория литературы: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики.
Д.И. Фонвизин. Жизнь и творчество. Комедия «Недоросль».Сатирическая направленность комедии. Развенчание нравов Простаковых и
Скотининых. Идеальные герои комедии и их конфликт с миром крепостников. Проблема воспитания и идея гражданского служения в
пьесе. Идея возмездия за безнравственность. Черты классицизма в комедии.
Теория литературы: юмор, сатира, сарказм; драма как литературный род; жанр комедии; «говорящие» фамилии; литера¬турное
направление (создание первичных представлений); классицизм.
5. Из русской литературы 19 века
А.С. Пушкин. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…»), «Во глубине
сибирских руд…». Человек и природа («Туча»), Дружба и тема долга. «Песнь о вещем Олеге». Поэтическая интерпретация эпизода из
«Повести временных лет». Тема судьбы и пророчества в «Песни…». Нравственная проблематика произведения.
Теория литературы: художественный образ и прототип, тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора), жанровое
образование — дружеское послание.
Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и персоналий
в поэме. Своеобразие поэтического языка. Творческая история создания произведения.
М.Ю. Лермонтов.Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».Сюжет поэмы, его
историческая основа. Образ Ивана Грозного и тема власти. Нравственная проблематика и особенности конфликта в «Песне…».
Калашников и Кирибеевич: сила и цельность характеров героев. Особенности языка поэмы, ее связь с устным народным творчеством.
Теория литературы: жанры лирики; углубление и расширение понятий о лирическом сюжете и композиции лирического
стихотворения; фольклорные элементы в авторском произведении; стилизация как литературно-художественный прием; прием
контраста; вымысел и верность исторической правде; градация.
8
Н.В. Гоголь. Н.В. Гоголь в Петербурге. Повесть «Шинель» «Шинель» как одна из «петербургских повестей». Тема города и
“маленького человека”. Мечта и действительность. Образы Акакия Акакиевича и «значительного лица». Значение фантастического
финала повести. Гуманистический смысл повести и авторская ирония. Роль детали в прозе Гоголя.
Теория литературы: сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие» фамилии
И.С. Тургенев
Слово о писателе.Рассказы: «Хорь и Калиныч», «Певцы», «Нищий» Отражение существенных черт русского национального характера
в рассказах. Авторские раздумья о жизни народа. Роль психологической детали. Мастерство пейзажа.
Н.А. Некрасов Слово о поэте.Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом…», «Железная дорога», «Размышления у парадного
подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Народные характеры и судьбы в стихотворениях Некрасова.
Повествовательное начало в лирике Некрасова.
Теория литературы: диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы.
М.Е. Салтыков-Щедрин Слово о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»
Особенности сюжетов и проблематики «сказок для детей изрядного возраста». Обличение нравственных пороков общества, сатира на
барскую Русь. Образ народа в сказках. Отражение парадоксов народной жизни в сказках. Сильные и слабые стороны народного
характера. Эзопов язык. Аллегория, фантастика, фольклорные мотивы в сказках.
Л.Н. Толстой Слово о писателе.Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов».
Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества
— основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.
Теория литературы: рассказ, книга рассказов (развитие представлений).
Н.С. ЛесковСлово о писателе. Рассказ «Левша». Русский характер в рассказе: талант и трудолюбие как отличительная черта русского
народа. Проблема народа и власти в рассказе. Образ повествователя и стилистические особенности сказа Лескова.
Теория литературы: своеобразие стиля повести. Расширение представлений о сказе, сказовом характере прозы
А.А. Фет Слово о поэте.Стихотворение «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой» «Культ мгновения» в лирике Фета. Радость слияния
человеческой души с миром природы.
Теория литературы: лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие).
Ф.И.Тютчев. Слово о поэте.Русская природа в стихотворениях поэта
А.П. Чехов Слово о писателе.Рассказ «Хамелеон», « Смерть чиновника».Особенности авторской позиции в рассказах. Роль
художественной детали, ее связь с внутренним состоянием персонажей и авторским отношением к ним.. Сатирический пафос
произведений.
Теория литературы: психологический портрет, сюжет (развитие представлений).
6. Из русской литературы 20 века.
И.А.Бунин. Слово о поэте.Темы и мотивы в лирическом произведении «Догорел апрельский вечер…».Смысл названия.«Кукушка».
Смысл названия. Основные проблемы рассказа и образы – персонажи.
9
М. Горький Слово о писателе.Повесть «Детство» Традиции Л.Н. Толстого, их переосмысление Горьким. «Свинцовые мерзости жизни»
и живая душа русского человека. Изображение внутреннего мира подростка. Активность авторской позиции.
Теория литературы: развитие представлений об автобиографической прозе, лексика и ее роль в создании различных типов
прозаической художественной речи, прием контраста.
А.И. Куприн Рассказ «Куст сирени», «Allez». Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании автора и его героя.
Основная сюжетная линия рассказа и подтекст; художественная идея.
Теория литературы: рассказ (развитие представлений), диалог в рассказе.
А.Грин. «Алые паруса». Герои повести.Приемы создания образов.Художественное своеобразие
В.В. Маяковский Слово о поэте.Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на
даче»Реальное и фантастическое в сюжете произведения. Представление поэта о сущности творчества. Сатира в творчестве
Маяковского. Мещанство как социальная опасность Особенности поэтического языка Маяковского. Роль рифмы.
Теория литературы: автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола,
метафора; синтаксические фигуры и интонация конца предложения).
С.А. Есенин Стихотворения: «Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом…». Тематика лирических стихотворений;
лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях
поэта.
Теория литературы: образ-пейзаж, тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис).
И.С. Шмелёв Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный
характер в изображении писателя. Лето Господне».Автобиографические мотивы.Герои романа.Художественная деталь
Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза.
М.М. Пришвин Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.
Теория литературы: подтекст, выразительные средства художественной речи, градация.
К.Г. Паустовский Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие»
— по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в
произведении.
Теория литературы: лирическая проза; выразительные средства художественной речи: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение;
пейзаж как сюжетообразующий фактор.
Н.А. Заболоцкий Слово о писателе.Стихотворение «Не позволяй душе лениться…» Тема стихотворения и его художественная идея.
Духовность, духовный труд — основное нравственное достоинство человека.
Теория литературы: выразительно-художественные средства речи (риторическое восклицание, метафора), морфологические средства
(роль глаголов и местоимений).
А.Т. Твардовский Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями…» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни…». Война, жизнь и
смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память — основные мотивы военной лирики А.Т. Твардовского.Поэма «Василий
10
Теркин». История создания поэмы, ее читательская судьба. Тема человека на войне в поэме. Особенности сюжета поэмы. Отражение
русского национального характера в образе Василия Теркина. Тема родины и ее воплощение в поэме.
Теория литературы: композиция лирического стихотворения и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры).
Б.Л. Васильев Рассказ «Экспонат №…». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема
истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.
Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании.
В.М. Шукшин Слово о писателе.Рассказ «Микроскоп».Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников.
Человеческая открытость миру как синоним незащищенности.
Теория литературы: способы создания характера.
7. Из зарубежной литературы.
У. Шекспир Краткие сведения об авторе.Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум…», «Прекрасное прекрасней во сто крат…»,
«Уж если ты разлюбишь, — так теперь…», «Люблю, — но реже говорю об этом…».
Мысль и чувство в сонетах Шекспира.
Художественное своеобразие его лирики.Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира.
Теория литературы: твердая форма (сонет), строфа (углубление и расширение представлений).
Р. Бёрнс Краткие сведения об авторе. Стихотворения: «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» — по выбору. Основные
мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.
Теория литературы: лироэпическая песня, баллада, аллегория.
А. де Сент-Экзюпери Слово о писателе.Сказка «Маленький принц».Своеобразие жанра философской сказки. Мудрость детского
восприятия мира. Духовное и материальное, красивое и полезное в иерархии жизненных ценностей. Галерея образов «взрослых». Тема
любви и дружбы. Ответственность как основа человеческих отношений. Аллегория и метафора в сказке.
Календарно-тематический план
№
1
Тема раздела
Введение.
.Личность автора,
позиция писателя, труд и
творчество.
Колво
часов
1
Дата
План
1.09
Факт
Средства
обучения
Формы контроля
Основные виды
деятельности
Планируемые
результаты
Учебник
Литературоведческие
словари и справочники
Анализ
произведения,
устный опрос,
пересказ,
тестирование,
индивидуальные
задания
Работа со статьёй
учебника
Формулирование
собственного
отношения к
произведениями
русской литературы,
их оценка. Умение
самостоятельно
планировать пути
достижения целей, в
том числе
11
2
3
4
Из устного народного
творчества
1. Былины.
Былинные герои.
2. Идея бескорыстного
служения народу в
былине
3. А.К. Толстой «Илья
Муромец».
3
5.09
8.09
12.09
Иллюстрации
Видеозапись
Анализ
произведения,
устный опрос,
пересказ,
тестирование,
индивидуальные
задания
Составление тезисного
плана вступительной
статьи, эвристическая
беседа, словарная
работа, поиск
материала о песенном
фольклоре региона в
библиотеке
5
Р.Р. Русские богатыри
как выражение
национального
представления о героях.
1
15.09
Иллюстрации
Анализ
произведения,
устный опрос,
пересказ,
тестирование,
индивидуальные
задания
Устное словесное
рисование, словарная
работа, составление
цитатного плана
6
Русские народные песни.
1
19.09
Иллюстрации
Видеозапись
Анализ
произведения,
устный опрос,
пересказ,
тестирование,
индивидуальные
задания
Пересказ
вступительной статьи,
устные ответы на
проблемные вопросы
Развёрнутый рассказ о
литературном герое,
устное словесное
рисование, словарная
работа
альтернативные,
осознанно выбирать
наиболее
эффективные способы
решения учебных и
познавательных задач.
Понимание
литературы как одной
из основных
национальнокультурных ценностей
народа, как особого
способа жизни
Понимание образной
природы литературы
как явления
словесного искусства.
Формирование
представлений о
патриотизме как
гуманистической
ценности, менталитете
русского народа.
Формулирование
собственного
отношения к
произведениями
русской литературы,
их оценка. Умение
самостоятельно
планировать пути
достижения целей, в
том числе
альтернативные,
осознанно выбирать
наиболее
эффективные способы
решения учебных и
12
познавательных задач.
7
8
Из Древнерусской
литературы
1. «Повесть временных
лет».
Поучительный характер
древнерусской
литературы.
2. «Повесть о Петре и
Февронии Муромских».
2
22.09
26.09
Иллюстрации
Видеозапись
Анализ
произведения,
устный опрос,
пересказ,
тестирование,
индивидуальные
задания
Пересказ
вступительной статьи,
устные ответы на
проблемные вопросы
Развёрнутый рассказ о
литературном герое,
устное словесное
рисование, словарная
работа
9
К. р. по разделам «Из
устного народного
творчества», «Из
древнерусской
литературы»
1
29.09
Тест
Тест
Выполнение
контрольной работы
10
Р.Р. Нравственный облик
человека в древнерусской
литературе.
1
3.10
Презентация
Анализ
произведения,
устный опрос,
пересказ,
тестирование,
индивидуальные
задания
Чтение творческих
работ и защита своей
точки зрения,
комментарии
собственных
иллюстраций и
обоснование выбора
иллюстраций
художников, чьи
Умение анализировать
литературное
произведение:
определять его
принадлежность к
одному из
литературных родов и
жанров; понимать и
формулировать тему,
идею, нравственный
пафос литературного
произведения. Умение
организовывать
учебное
сотрудничество и
совместную
деятельность с
учителем и
сверстниками;
работать
индивидуально в
группе.
Понимание
литературы как одной
из основных
национальнокультурных ценностей
народа, как особого
способа жизни
Понимание образной
природы литературы
как явления
словесного искусства.
Формирование
представлений о
патриотизме как
гуманистической
ценности, менталитете
13
картины созвучны по
тематике
русского народа.
Приобщение к
духовнонравственным
ценностям русской
литературы и
культуры,
сопоставление их с
духовнонравственными
ценностями других
народов. Выявление
заложенных в
произведениях
вневременных,
непреходящих
нравственных
ценностей и их
современного
звучания.
Формулирование
собственного
отношения к
произведениями
русской литературы,
их оценка. Умение
самостоятельно
планировать пути
достижения целей, в
том числе
альтернативные,
осознанно выбирать
наиболее
эффективные способы
решения учебных и
познавательных задач.
Формулирование
собственного
отношения к
11
12
Из русской литературы
18 века
1. Понятие о
классицизме.
М.В. Ломоносов.
2. «На день
восшествия...»: мысли и
рассуждения автора.
2
6.10
10.10
Портрет
Презентация
Фонохрестоматия
Анализ
произведения,
устный опрос,
пересказ,
тестирование,
индивидуальные
задания
Эвристическая беседа,
работа со статьёй
писателя
13
Г.Р.Державин.
«Властителям и
судиям»: тематика и
проблематика
стихотворения.
1
13.10
Портрет
Презентация
Фонохрестоматия
Анализ
произведения,
устный опрос,
пересказ,
тестирование,
индивидуальные
задания
Художественный
пересказ,
сообщения учителя,
заполнение таблицы,
беседа
14
15
16
Д.И.Фонвизин.
1. «Недоросль».
Основные образы
3
17.10
20.10
24.10
Портрет
Презентация
План
Анализ
произведения,
устный опрос,
Выразительное
чтение, сообщения
учащихся и учителя,
14
комедии.
2. Конфликт пьесы и ее
проблематика.
3. Социальные вопросы в
комедии.
Позиция автора.
- характеристика
литературного героя
пересказ,
тестирование,
индивидуальные
задания
экскурсия, обращение
к
стенду,
прослушивание
музыкальных
коллекций
17
18
Р.Р. Сочинение по
творчеству
Д.И.Фонвизина.
2
27.10
7.11
План
Сочинение
Составление
цитатного плана,
тезисный план
характеристики
персонажей
19
К. р. по разделам «Из
русской литературы 18
века»
1
10.11
Тест
Тест
Выполнение
контрольной работы
20
21
22
23
Из русской литературы
19 века
1. А.С.Пушкин.
Свободолюбивые мотивы
4
14.11
17.11
21.11
24.11
Портрет
Демонстрационный
материал о жизни и
творчестве
Анализ
произведения,
устный опрос,
пересказ,
Сообщения
«искусствоведа»,
«литературоведа» и
учителя,
произведениям
русской литературы,
их оценка.
Формирование умений
воспринимать,
анализировать,
критически оценивать
и интерпретировать
прочитанное,
осознавать
художественную
картину жизни,
отражённую в
литературном
произведении, на
уровне не только
эмоционального
восприятия, но и
интеллектуального
осмысления.
Понимание образной
природы литературы
как явления
словесного искусства.
Формирование
представлений о
патриотизме как
гуманистической
ценности, менталитете
русского народа.
Понимание
литературы как одной
из основных
национальнокультурных ценностей
народа, как особого
способа жизни
Умение анализировать
литературное
произведение:
определять его
15
в стихотворениях поэта.
2. «Туча»
Человек и природа
3. «Песнь о вещем
Олеге»
Мотивы судьбы
4. «Полтава»
Образ Петра и тема
России в поэме.
А.С.Пушкина
План
- характеристика
литературного героя
тестирование,
индивидуальные
задания
составление плана
статьи
учебника, беседа,
слайдовая
презентация,
прослушивание
музыкального
фрагмента,
выразительное чтение
учителем.
Работа с терминами и
иллюстрациями,
продолжение
предложений по
данному началу
24
25
26
1. М.Ю.Лермонтов.
Образ России в
стихотворении «Родина»
2. «Песня про царя Ивана
Васильевича...»:
проблематика и основные мотивы.
3. Центральные
персонажи и
художественные приемы
их создания
3
28.11
1.12
5.12
Портрет
Видеозапись
художественнодокументального
фильма о
М.Ю.Лермонтова
Анализ
произведения,
устный опрос,
пересказ,
тестирование,
индивидуальные
задания
Выразительное
чтение, эвристическая
беседа, определение
стихотворных
размеров
27
28
1. Н.В.Гоголь.
«Шинель»
Основной конфликт
История создания
2. Образ Акакия
Акакиевича.
Авторское отношение к
2
8.12
12.12
Портрет
Демонстрационный
материал о жизни и
творчестве Н.В.Гоголя
Анализ
произведения,
устный опрос,
пересказ,
тестирование,
индивидуальные
задания
Составление планов
статей
учебника, работа с
таблицами, сообщения
учителя и учащегося,
беседа
принадлежность к
одному из
литературных родов и
жанров; понимать и
формулировать тему,
идею, нравственный
пафос литературного
произведения. Умение
организовывать
учебное
сотрудничество и
совместную
деятельность с
учителем и
сверстниками;
работать
индивидуально в
группе.
Формулирование
собственного
отношения к
произведениями
русской литературы,
их оценка. Умение
самостоятельно
планировать пути
достижения целей, в
том числе
альтернативные,
осознанно выбирать
наиболее
эффективные способы
решения учебных и
познавательных задач.
Приобщение к
духовнонравственным
ценностям русской
литературы и
культуры,
сопоставление их с
16
героям и событиям
29
30
31
1. И.С.Тургенев.
Идейно-художественное
своеобразие рассказа
«Хорь и Калиныч».
2. «Певцы»:основная
тема, авторская позиция.
3. Тематика и
художественное
своеобразие
стихотворения в прозе
«Нищий».
3
15.12
19.12
22.12
План
- характеристика
литературного героя
Анализ
произведения,
устный опрос,
пересказ,
тестирование,
индивидуальные
задания
Анализ эпизода
художественного
текста по тезисному
плану
32
33
34
1. Н.А.Некрасов.
«Размышления у
парадного подъезда».
Идейно-художественное
своеобразие
произведения.
3
26.12
9.01
12.01
Портрет
Презентация
Иллюстрации к
произведению
Анализ
произведения,
устный опрос,
пересказ,
тестирование,
индивидуальные
Выразительное
чтение, сообщения
учащихся и учителя,
экскурсия, обращение
к
стенду,
духовнонравственными
ценностями других
народов. Выявление
заложенных в
произведениях
вневременных,
непреходящих
нравственных
ценностей и их
современного
звучания.
Формулирование
собственного
отношения к
произведениям
русской литературы,
их оценка.
Формирование умений
воспринимать,
анализировать,
критически оценивать
и интерпретировать
прочитанное,
осознавать
художественную
картину жизни,
отражённую в
литературном
произведении, на
уровне не только
эмоционального
восприятия, но и
интеллектуального
осмысления.
Формулирование
собственного
отношения к
произведениями
русской литературы,
их оценка. Умение
17
2. «Русские женщины»
Основная проблематика
произведения.
3. «Железная дорога»
Доля народная —
основная тема
произведений поэта.
задания
прослушивание
музыкальных
коллекций,
заполнение таблиц
35
36
1. М.Е.СалтыковЩедрин.
«Дикий помещик».
Проблематика сказки
2. «Повесть о том, как
один мужик двух
генералов прокормил».
Позиция писателя.
2
16.01
19.01
Портрет
Презентация
Иллюстрации к
произведению
Анализ
произведения,
устный опрос,
пересказ,
тестирование,
индивидуальные
задания
Сообщения учащихся
и учителя,
выразительное
чтение наизусть,
работа с
иллюстрациями,
заполнение
хронологической
таблицы
по ходу урока.
Беседа, работа с
учебником
37
38
1. Л.Н.Толстой.
Творческая история
«Севастопольских
рассказов».
2. «Севастополь в
декабре месяце».
Образы защитников
2
23.01
26.01
Портрет
План анализа
стихотворения
Иллюстрации
Анализ
произведения,
устный опрос,
пересказ,
тестирование,
индивидуальные
задания
Работа с
иллюстрациями,
художественный
пересказ, беседа,
сообщения
учителя, лексическая
работа
самостоятельно
планировать пути
достижения целей, в
том числе
альтернативные,
осознанно выбирать
наиболее
эффективные способы
решения учебных и
познавательных задач.
Умение анализировать
литературное
произведение:
определять его
принадлежность к
одному из
литературных родов и
жанров; понимать и
формулировать тему,
идею, нравственный
пафос литературного
произведения. Умение
организовывать
учебное
сотрудничество и
совместную
деятельность с
учителем и
сверстниками;
работать
индивидуально в
группе.
Понимание
литературы как одной
из основных
национальнокультурных ценностей
народа, как особого
способа жизни
18
39
Н.С.Лесков.
«Левша»
Особенность
проблематики и
центральная идея.
1
30.01
Портрет
Презентация
Иллюстрации к
произведению
Анализ
произведения,
устный опрос,
пересказ,
тестирование,
индивидуальные
задания
Подбор цитат для
характеристики
персонажа
40
Ф.И.Тютчев.
Русская природа в
стихотворениях поэта
1
2.02
Портрет
Презентация
Иллюстрации к
произведению
Анализ
произведения,
устный опрос,
пересказ,
тестирование,
индивидуальные
задания
Рассказ о писателе,
эвристическая беседа,
ответы на проблемные
вопросы
41
А.А.Фет.
Русская природа в
стихотворениях
1
6.02
Портрет
Видеозапись
художественнодокументального
фильма о А.А.Фете
Анализ
произведения,
устный опрос,
пересказ,
тестирование,
индивидуальные
задания
Составление тезисного
плана статьи учебника,
работа с учебником,
сообщения учителя и
учащихся,
выразительное чтение
стихотворений,
работа с
иллюстрациями,
беседа, лексическая
работа, работа с
терминами
Формулирование
собственного
отношения к
произведениями
русской литературы,
их оценка. Умение
самостоятельно
планировать пути
достижения целей, в
том числе
альтернативные,
осознанно выбирать
наиболее
эффективные способы
решения учебных и
познавательных задач.
Понимание образной
природы литературы
как явления
словесного искусства.
Формирование
представлений о
патриотизме как
гуманистической
ценности, менталитете
русского народа.
Приобщение к
духовнонравственным
ценностям русской
литературы и
культуры,
сопоставление их с
духовнонравственными
ценностями других
народов. Выявление
заложенных в
произведениях
вневременных,
непреходящих
19
42
Поэзия 19 века о России
1
9.02
Выставка книг
43
44
1. А.П.Чехов.
«Хамелеон».
Социальная и
нравственная
направленность рассказа.
2. «Смерть чиновника».
Своеобразие сюжета
Позиция писателя.
2
13.02
16.02
Портрет
Презентация
Иллюстрации к
произведению
45
К. р. по разделам «Из
русской литературы 19
века»
Из русской литературы
20 века.
1. И.А.Бунин.
Темы и мотивы в
лирическом
произведении
2. «Кукушка».
Смысл названия.
Основные проблемы
рассказа
1
20.02
Тест
Тест
Выполнение
контрольной работы
2
2.03
6.03
Портрет
Видеозапись
художественнодокументального
фильма о И.А.Бунине
Анализ
произведения,
устный опрос,
пересказ,
тестирование,
индивидуальные
задания
Выполнение
коллективных
творческих
заданий, создание
иллюстраций, текстов
по предложенному
началу,
работа с термином,
беседа
46
47
Анализ
произведения,
устный опрос,
пересказ,
тестирование,
индивидуальные
задания
Анализ
произведения,
устный опрос,
пересказ,
тестирование,
индивидуальные
задания
Выразительное чтение
стихотворений
Рассказ о писателе,
эвристическая беседа,
ответы на проблемные
вопросы
нравственных
ценностей и их
современного
звучания.
Понимание
литературы как одной
из основных
национальнокультурных ценностей
народа, как особого
способа жизни
Формулирование
собственного
отношения к
произведениями
русской литературы,
их оценка. Умение
самостоятельно
планировать пути
достижения целей, в
том числе
альтернативные,
осознанно выбирать
наиболее
эффективные способы
решения учебных и
познавательных задач.
Способность
осуществлять
самоконтроль.
Умение анализировать
литературное
произведение:
определять его
принадлежность к
одному из
литературных родов и
жанров; понимать и
формулировать тему,
идею, нравственный
пафос литературного
20
48
49
1. А.И.Куприн.
«Чудесный доктор».
художественная идея.
2. «Allez».
Тематика, проблематика,
образы рассказа.
2
9.03
13.03
Портрет
Анализ
произведения,
устный опрос,
пересказ,
тестирование,
индивидуальные
задания
Подробный пересказ,
анализ текста, участие
в дискуссии,
определение жанра
произведения.
50
51
1. М.Горький.
«Детство»
Становление характера
мальчика.
2. «Легенда о Данко».
Проблематика рассказа и
авторская позиция
2
16.03
20.03
Портрет
Презентация
Анализ
произведения,
устный опрос,
пересказ,
тестирование,
индивидуальные
задания
Подробный пересказ,
анализ текста, участие
в дискуссии,
определение жанра
произведения.
произведения. Умение
организовывать
учебное
сотрудничество и
совместную
деятельность с
учителем и
сверстниками;
работать
индивидуально в
группе.
Формулирование
собственного
отношения к
произведениям
русской литературы,
их оценка.
Формирование умений
воспринимать,
анализировать,
критически оценивать
и интерпретировать
прочитанное,
осознавать
художественную
картину жизни,
отражённую в
литературном
произведении, на
уровне не только
эмоционального
восприятия, но и
интеллектуального
осмысления.
Понимание образной
природы литературы
как явления
словесного искусства.
Формирование
представлений о
патриотизме как
21
52
А.Грин.
«Алые паруса».
Герои повести.
1
23.03
Портрет
Презентация
Анализ
произведения,
устный опрос,
пересказ,
тестирование,
индивидуальные
задания
Работа с учебником,
выразительное чтение,
Прослушивание
сообщений
учителя и учащихся,
беседа,
самостоятельная
исследовательская
работа с текстом
53
В.В.Маяковский.
«Необычайное
приключение, бывшее...».
Проблематика
стихотворения.
1
3.04
Презентация
Анализ
произведения,
устный опрос,
пересказ,
тестирование,
индивидуальные
задания
Работа с учебником,
выразительное чтение,
Прослушивание
сообщений
учителя и учащихся,
беседа,
самостоятельная
исследовательская
работа с текстом
гуманистической
ценности, менталитете
русского народа.
Формулирование
собственного
отношения к
произведениями
русской литературы,
их оценка. Умение
самостоятельно
планировать пути
достижения целей, в
том числе
альтернативные,
осознанно выбирать
наиболее
эффективные способы
решения учебных и
познавательных задач.
Умение анализировать
литературное
произведение:
определять его
принадлежность к
одному из
литературных родов и
жанров; понимать и
формулировать тему,
идею, нравственный
пафос литературного
произведения. Умение
организовывать
учебное
сотрудничество и
совместную
деятельность с
учителем и
сверстниками;
работать
индивидуально в
группе.
22
54
С.А.Есенин.
Человек и природа,
чувство родины.
1
6.04
Презентация
Анализ
произведения,
устный опрос,
пересказ,
тестирование,
индивидуальные
задания
55
56
1. И.С.Шмелев.
«Русская песня».
Проблематика и
художественная идея.
2. «Лето Господне».
Автобиографические
мотивы.
2
10.04
13.04
Презентация
Анализ
произведения,
устный опрос,
пересказ,
тестирование,
индивидуальные
задания
57
М.М.Пришвин.
Родина, человек и
природа в рассказе
«Москва – река»
1
17.04
Портрет
Презентация
Анализ
произведения,
устный опрос,
пересказ,
тестирование,
индивидуальные
задания
Лексическая работа,
выразительное чтение,
чтение по ролям,
самостоятельная
исследовательская
работа с текстом,
работа с
иллюстрацией, беседа,
сообщения учителя,
работа с учебником,
заполнение таблицы
Сообщения учителя и
учащихся, лексическая
работа, экскурсия по
выставке репродукций
русских художников,
беседа, конкурс
заглавий частей
рассказа,
выразительное чтение,
работа с учебником
Чтение наизусть,
выразительное чтение,
беседа, сообщения
учителя и учащихся,
работа с терминами и
учебником
Понимание
литературы как одной
из основных
национальнокультурных ценностей
народа, как особого
способа жизни
Приобщение к
духовнонравственным
ценностям русской
литературы и
культуры,
сопоставление их с
духовнонравственными
ценностями других
народов. Выявление
заложенных в
произведениях
вневременных,
непреходящих
нравственных
ценностей и их
современного
звучания.
Понимание образной
природы литературы
как явления
словесного искусства.
Формирование
представлений о
патриотизме как
гуманистической
ценности, менталитете
русского народа.
23
58
К.Г.Паустовский.
«Мещёрская сторона».
Природа и человек.
1
20.04
Портрет
Выставка книг
59
Н.А.Заболоцкий.
«Не позволяй душе
лениться...»
Тема и идея
стихотворения.
1
24.04
Презентация
60
А.Т.Твардовский.
«Василий Теркин».
Война, жизнь и смерть,
героизм, дом.
1
27.04
Портрет
Видеозапись
художественнодокументального
фильма о
А.Т.Твардовском
Анализ
произведения,
устный опрос,
пересказ,
тестирование,
индивидуальные
задания
Анализ
произведения,
устный опрос,
пересказ,
тестирование,
индивидуальные
задания
Участие в дискуссии,
определение жанра,
выявление авторской
позиции
Анализ
произведения,
устный опрос,
пересказ,
тестирование,
индивидуальные
задания
Сообщение учителя и
учащихся, заполнение
таблицы,
художественный
пересказ,
выразительное чтение,
слайдовая
презентация или
выставка,
беседа
Анализ текста,
выявляющий
авторский замысел и
различные средства
его воплощения,
подготовка докладов
Понимание
литературы как одной
из основных
национальнокультурных ценностей
народа, как особого
способа жизни
Формулирование
собственного
отношения к
произведениями
русской литературы,
их оценка. Умение
самостоятельно
планировать пути
достижения целей, в
том числе
альтернативные,
осознанно выбирать
наиболее
эффективные способы
решения учебных и
познавательных задач.
Умение анализировать
литературное
произведение:
определять его
принадлежность к
одному из
литературных родов и
жанров; понимать и
формулировать тему,
идею, нравственный
пафос литературного
произведения. Умение
организовывать
учебное
сотрудничество и
совместную
деятельность с
учителем и
24
61
Итоговая работа
Тестирование.
1
4.05
Тест
Тест
Выполнение
контрольной работы
62
Лирика поэтовучастников ВОВ.
Основные мотивы
военной лирики
1
11.05
Выставка книг
Анализ
произведения,
устный опрос,
пересказ,
тестирование,
индивидуальные
задания
Определение
проблематики
произведения,
выявление приёмов
создания образов
художественного
своеобразия
произведения.
сверстниками;
работать
индивидуально в
группе.
Приобщение к
духовнонравственным
ценностям русской
литературы и
культуры,
сопоставление их с
духовнонравственными
ценностями других
народов. Выявление
заложенных в
произведениях
вневременных,
непреходящих
нравственных
ценностей и их
современного
звучания.
Приобщение к
духовнонравственным
ценностям русской
литературы и
культуры,
сопоставление их с
духовнонравственными
ценностями других
народов. Выявление
заложенных в
произведениях
вневременных,
непреходящих
нравственных
ценностей и их
современного
25
звучания.
63
Б.Л.Васильев.
«Экспонат № …»
Проблема истинного и
ложного.
1
15.05
Портрет
Демонстрационный
материал о жизни и
творчестве
Б.Л.Васильева
Анализ
произведения,
устный опрос,
пересказ,
тестирование,
индивидуальные
задания
Определение
проблематики
произведения,
выявление приёмов
создания образов
художественного
своеобразия
произведения.
64
В.М.Шукшин.
«Чудаки» и «чудики» в
рассказах В.М. Шукшина
1
18.05
Презентация
Анализ
произведения,
устный опрос,
пересказ,
тестирование,
индивидуальные
задания
Отбор наиболее
важных для
понимания
произведения
вопросов, лексическая
самостоятельная
работа, сообщения
учителя и
учащихся, работа с
текстом,
выразительное чтение,
чтение по ролям,
работа с
иллюстрациями,
беседа,
работа с учебником
Формулирование
собственного
отношения к
произведениям
русской литературы,
их оценка.
Формирование умений
воспринимать,
анализировать,
критически оценивать
и интерпретировать
прочитанное,
осознавать
художественную
картину жизни,
отражённую в
литературном
произведении, на
уровне не только
эмоционального
восприятия, но и
интеллектуального
осмысления.
Понимание образной
природы литературы
как явления
словесного искусства.
Формирование
представлений о
патриотизме как
гуманистической
ценности, менталитете
русского народа.
26
Из зарубежной
литературы.
65
66
67
3
Презентация
22.05
25.05
29.05
Анализ
произведения,
устный опрос,
пересказ,
тестирование,
индивидуальные
задания
Определение
основных сюжетных
линий рассказа,
выявление
проблематики и
художественной идеи
произведения
Формулирование
собственного
отношения к
произведениями
русской литературы,
их оценка. Умение
самостоятельно
планировать пути
достижения целей, в
том числе
альтернативные,
осознанно выбирать
наиболее
эффективные способы
решения учебных и
познавательных задач.
График контрольных работ
№
1
2
Контрольная работа
К. р. по разделам «Из устного народного творчества», «Из древнерусской литературы»
К. р. по разделам «Из русской литературы 18 века»
Дата
29.09
10.11
3
К. р. по разделам «Из русской литературы 19 века»
20.02
4
Итоговая работаТестирование.
4.05
Система оценки планируемых результатов
Для контроля и учёта достижений обучающихся используются следующие формы:
устный опрос;
письменная самостоятельная работа;
литературная игра;
тестирование;
графическая работа;
литературный диктант;
27
сочинение;
доклад;
творческая работа;
зачет;
проверка осознанного чтения
Критерии оценивания достижений обучающимися
Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных
проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют
важное средство развития речи.
Объем сочинений должен быть примерно таким: в 5 классе — 1 —1,5 тетрадные страницы, в 6 классе—1,5—2, в 7 классе — 2—
2,5, в 8 классе — 2,5—3, в 9 классе — 3—4, в 10 классе — 4—5, в 11 классе — 5—7.
Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5-8-ом и 10 дней в 9-11- ых классах и оценивается двумя
отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность. В 5-9-ых классах первая оценка за содержание и речь
относится к литературе, вторая — к русскому языку.
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного
класса:
1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
2.Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
3.Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
4.Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и
прочитанных самостоятельно.
5.Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи.
6.Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и
выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.
В соответствии с этим:
Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения;
умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейноэстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе
художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов,
свободное владение монологической
литературной речью.
Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого
произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в
28
раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и
навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее
владение монологической литературной речью.
Однако допускается одна-две неточности в ответе.
Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения;
умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в
раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении
пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст
произведения для подтверждения своих выводов.
Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков
в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение
объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического
содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной
речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных
вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения.
Оценка сочинений
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы
данного класса:
правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и
поведения героев, исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение
материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать
их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между
ними;
точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по
русскому языку».
Отметка «5» ставится за сочинение:
глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других
материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.
29
Отметка «4» ставится за сочинение:
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других
источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
логичное и последовательное изложение содержания;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых
недочетов.
Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему,
допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение
делать выводы и обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.
Отметка «2» ставится за сочинение, которое:
не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного
пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря,
наличием грубых речевых ошибок.
Отметка «1» ставится за сочинение:
совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои
мысли; содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2».
Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59%.
Форма промежуточной аттестации: тестирование
30
31
32