Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 3 имени Василия Цветкова муниципального
образования «Город Донецк»
цифровой
Литвинова Подписано
подписью: Литвинова
Ирина Николаевна
Ирина
Дата: 2022.11.13
Николаевна 15:59:21 +03'00'
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по _биологии_________________________________________
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс):
основное общее образование
8 класс______________________________________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием
класса)
Количество часов 70_____
Учитель Жуковская Наталья Владимировна
Программа разработана на основе примерной программы «биология» автора Колесов Д.В., Маш Р.Д.,Беляев И.Н. 2022_—_2023
Год обучения 2022-2023
«
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии__ для _8_ класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических
документов:
-Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования)
-Приказ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС OОО, утв. приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 № 1897»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г №28 «Об утверждении СанПиН
2.4.3648-20». «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи;
-Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством просвещения Российской Федерации по Приказу
Минпросвещения России от 20.05.2020 №254,ООП НОО, ООП ООО,ООП СОО одобренных Федеральным Научно-методическим советом по
учебникам;
- О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством просвещения Российской
Федерации по Приказу Минпросвещения России от 23.12.2020 №766,ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО одобренных Федеральным Научнометодическим советом по учебникам;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 № 729 «Об утверждении перечня организаций,
осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих
государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (с
изменениями);
- Примерная программа по учебному предмету «биология» автора Колесов Д.В., Маш Р.Д.,Беляев И.Н. 2022— 2023;
- Устав МБОУ СОШ №3 г. Донецка Ростовской области;
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №3 г. Донецка
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов (курсов) педагогов в муниципальном
бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 3 муниципального образования «город Донецк»;
- Календарный учебный график МБОУ СОШ №3г.Донецка
- Учебный план МБОУ СОШ №3 г. Донецка Ростовской области на 20 22 - 2023 учебный год
УМК: Колесов Д.В., Маш Р.Д.,
Беляев И.Н «Биология.Человек 8 класс.»(М.:Дрофа,2002.-336 с.:ил.)
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Программа выполняет две основные функции.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получать представления о целях,
содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала,
определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Цели и задачи преподавания биологии на ступени основного общего образования
Изучение биологии как учебной дисциплины предметной области «Естественно-научные предметы» обеспечивает:
формирование системы биологических знаний, как компонента целостной научной карты мира;
овладение научным подходом к решению различных задач;
формирование и развитие умений формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
воспитание ответственного и бережного отношения
отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
формирование умений и навыков безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и
адекватной оценки полученных результатов;
овладение методами научной аргументации своих действий путем применения межпредметного анализа учебных задач.
Программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий:
• многообразие и эволюция органического мира;
биологическая природа и социальная сущность человека;
структурно-уровневая организация живой природы;
ценностное и экокультурное отношение к природе;
практико-ориентированная сущность биологических знаний.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном
и предметном, с учетом требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели являются общими для основного общего и среднего (полного) общего образования. Они определяются социальными
требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития - ростом информационных перегрузок, изменением характера и
способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития
современных подростков). Глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы
образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
Таким образом, глобальными целями биологического образования являются:
социализация (вхождение в мир культуры и социальных отношений) — включение обучающихся в ту или иную группу или общность как
•
•
•
•
•
носителей ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере
биологической науки.
Основные задачи обучения (биологического образования):
ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других
людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
развитие познавательных мотивов, направленных
на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением
методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
овладение ключевыми компетенциями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к
эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Изучение курса «Биология» в 8 классе направлено на достижение следующих результатов (освоение универсальных учебных действий
— УУД):
Личностные результаты:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
реализация установок здорового образа жизни; понимание ценности здорового и безопасного образа жизни;
развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить
рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых объектов;
воспитание чувства гордости за российскую биологическую науку;
понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы; готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
соблюдение правил поведения в природе;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, готовность и способность принимать ценности семейной жизни; уважительное и
заботливое отношение к членам своей семьи;
понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
признание права каждого на собственное мнение; эмоционально-положительное отношение к сверстникам;
критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия.
Метапредметные результаты:
познавательные УУД — формирование и развитие навыков и умений:
владеть основами исследовательской и проектной деятельности — видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать
определения понятий, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
находить информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках), оценивать ее
достоверность;
составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;
строить логические рассуждения и умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи, проводить сравнение;
2)
регулятивные УУД — формирование и развитие навыков и умений:
организовывать свою учебную и познавательную деятельность — определять цели работы, ставить задачи, планировать (рассчитывать
последовательность действий и прогнозировать результаты работы);
самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач и выбирать средства достижения цели;
работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки при принятии решений и осуществлении осознанного выбора в
учебной и познавательной деятельности;
3)
коммуникативные УУД — формирование и развитие навыков и умений:
адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать
свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего
мнения;
строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Предметные результаты:
1)
в познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделять существенные признаки биологических объектов (отличительные признаки живых организмов и организма человека) и процессов
(обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и
превращение энергии в экосистемах);
приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости
1)
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек,
нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• объяснять роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления
наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• устанавливать причинно-следственные связи между гибкостью тела человека и строением его позвоночника, между строением анализатора
и выполняемой им функцией;
• сравнивать клетки, ткани организма человека и делать выводы на основе сравнения; выявлять взаимосвязи между особенностями строения
клеток и выполняемыми ими функциями;
• проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов;
• находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, об инфекционных заболеваниях, оформлять ее в виде сообщений, рефератов, докладов;
• классифицировать типы и виды памяти, железы в организме человека;
• устанавливать взаимосвязи при обсуждении взаимодействия нервной и гуморальной регуляции;
• определять и различать части и органоиды клетки и системы органов организма человека на рисунках и схемах;
• сравнивать биологические объекты и процессы и делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявлять изменчивость организмов; приспособления организмов к среде обитания; типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• владеть методами биологической науки — наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
2)
в ценностно-ориентационной сфере:
знать основные правила поведения в природе и основы здорового образа жизни, применять их напрактике;
• приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека;
• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека;
3)
в сфере трудовой деятельности:
• знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии;
• соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы);
4)
в сфере физической деятельности:
• демонстрировать приемы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
’ проводить наблюдения за состоянием собственного организма;
• владеть приемами рациональной организации труда и отдыха;
в эстетической сфере: оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Изучение курса «Биология. 8 класс» должно быть направлено на овладение учащимися следующими умениями и навыками.
Обучающиеся научатся:
выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов
жизнедеятельности, характерных для организма человека;
приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными и отличий человека от животных;
аргументировать необходимость соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки,
зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;
выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости,
присущей человеку;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), выявлять
отличительные признаки биологических объектов;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен
веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования организма
человека и объяснять их результаты;
знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;
анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Обучающиеся получат возможность научиться:
объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;
находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках,
на интернет-ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
создавать письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации,
сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма
5)
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и оценивать собственный вклад в деятельность групп.
•
•
•
•
•
•
•
•
•
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В процессе изучения предмета «Биология» в 8 классе учащиеся осваивают следующие основные знания, а также выполняют
лабораторные (далее - Л.Р.) и практические (далее - П.Р.) работы.
Глава 1. Организм человека. Общий обзор (6 ч)
науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена; методы наук о человеке; санитарно-эпидемиологические институты нашей
страны;
структура тела, место человека в живой природе: искусственная (социальная) и природная среда; биосоциальная природа человека; части
тела человека; пропорции тела человека; сходство человека с другими животными; общие черты в строении организма млекопитающих,
приматов и человекообразных обезьян; специфические особенности человека как биологического вида;
клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность: части клетки; органоиды в животной клетке; процессы, происходящие в
клетке (обмен веществ, рост, развитие, размножение); возбудимость;
ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные ткани; нервная ткань;
общая характеристика систем органов организма человека, регуляция работы внутренних органов: система покровных органов; опорнодвигательная, пищеварительная, кровеносная, иммунная, дыхательная, нервная, эндокринная, мочевыделительная, половая системы органов;
уровни организации организма; нервная и гуморальная регуляция внутренних органов; рефлекторная дуга.
Основные понятия, которые необходимо усвоить после изучения главы 1: природная (естественная среда), социальная (искусственная)
среда, биосоциальная средачеловека, древние люди, человек разумный; части тела, области тела, внешние органы, внутренние органы, полости тела (грудная, брюшная), анатомия, физиология, гигиена; клеточная мембрана, ядро, цитоплазма, эндоплазматическая сеть, комплекс
Гольджи, рибосомы, митохондрии, лизосомы, клеточный центр, ядрышко;гены, АТФ; неорганические и органические вещества; ткани
(эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная); жировая ткань, рыхлая соединительная ткань; мышечное волокно; гладкая,
поперечнополосатая скелетная и поперечнополосатая сердечная мышечные ткани; нейрон; дендрит; аксон; синапс; нейроглия; межклеточное
вещество; органы; система органов; уровни организации организма; нервная регуляция; рефлекс; рефлекторная дуга; чувствительные,
вставочные, исполнительные нейроны; рецепторы; гуморальная регуляция; эндокринная система; гормоны.
Л.Р. № 1 «Действие фермента каталазы на пероксид водорода», Л.Р. № 2 «Клетки и ткани под микроскопом».
П.Р. «Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение».
Глава 2. Опорно-двигательная система (9 ч)
скелет; строение, состав и типы соединения костей: общая характеристика и значение скелета; три типа костей; строение костей; состав
костей; типы соединения костей;
скелет головы и туловища: отделы черепа; кости, образующие череп; отделы позвоночника; строение позвонка и грудной клетки;
скелет конечностей: строение скелета поясов конечностей, верхней и нижней конечностей;
первая помощь при повреждениях опорно-двигательной системы: виды травм, затрагивающих скелет (растяжения, вывихи, открытые и
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
закрытые переломы); необходимые приемы первой помощи при травмах;
строение, основные типы и группы мышц: гладкая и скелетная мускулатура; строение скелетной мышцы; основные группы скелетных
мышц;
работа мышц: мышцы-антагонисты и мышцы- синергисты; динамическая и статическая работа мышц; мышечное утомление;
нарушение осанки и плоскостопие: осанка; причины и последствия неправильной осанки; предупреждение искривления позвоночника,
плоскостопия;
развитие опорно-двигательной системы: развитие опорно-двигательной системы в ходе взросления; значение двигательной активности и
мышечных нагрузок; физическая подготовка; статические и динамические физические упражнения.
Основные понятия, которые необходимо усвоить после изучения главы 2: опорно-двигательная система; компактное вещество; губчатое
вещество; надкостница; костные пластинки; красный костный мозг; желтый костный мозг; соединение костей (неподвижное, подвижное
(сустав), полуподвижное); суставная головка,суставная впадина, суставная сумка; связки; отделы черепа (мозговой, лицевой); отделы
позвоночника (шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый); позвонок; тело, дуги, отростки позвонка;позвоночный канал;
межпозвоночные хрящевые диски; крестец; копчик; грудная клетка; ребра; грудина; плечевой пояс, лопатки, ключицы; плечо, предплечье,
кисть; локтевая, лучевая кости; запястье, пясть, фаланги; тазовый пояс; тазовые кости; бедро, голень, стопа; бедренная, большеберцовая,
малоберцовая кости; коленная чашечка; предплюсна, плюсна; сухожилия; жевательные и мимические мышцы; мышцы туловища; мышцы
конечностей; сократимость; сила мышц;амплитуда движения; мышцы-антагонисты, мышцы-синергисты; утомление мышц;
работоспособность; динамическая и статическая работа; осанка; искривление позвоночника; плоскостопие; гиподинамия, тренировочный
эффект; статические и динамические упражнения.
Л.Р.№3 «Строение костной ткани», Л.Р.№4 «Состав костей».
П.Р.: «Исследование строения плечевого пояса и предплечья», «Изучение расположения мышц головы», «Проверяем правильность
осанки», «Есть ли у вас плоскостопие?», «Гибок ли ваш позвоночник?».
Глава 3. Кровь. Кровообращение (7 ч)
внутренняя среда; значение крови и ее состав: жидкости, образующие внутреннюю среду организма человека (кровь, лимфа, тканевая
жидкость); функции крови в организме; состав плазмы крови; форменные элементы крови (эритроциты, тромбоциты, лейкоциты);
иммунитет: иммунная система; важнейшие открытия в сфере изучения иммунитета; виды иммунитета; прививки и сыворотки;
тканевая совместимость и переливание крови: причины несовместимости тканей; группы крови; резус-фактор; правила переливания крови;
сердце и круги кровообращения: органы кровообращения; строение сердца; виды кровеносных сосудов; большой и малый круги
кровообращения;
движение лимфы: лимфатические сосуды; лимфатические узлы; роль лимфы в организме;
движение крови по сосудам: давление крови в сосудах; верхнее и нижнее артериальное давление; заболевания сердечно-сосудистой
системы, связанные с давлением крови; скорость кровотока; пульс; перераспределение крови в работающих органах;
регуляция работы органов кровеносной системы: отделы нервной системы, управляющие работой сердца; гуморальная регуляция сердца;
автоматизм сердца;
•
•
•
•
•
•
•
•
предупреждение заболеваний кровеносной системы: физические нагрузки и здоровье сердечно-сосудистой системы; влияние табака и
алкоголя на состояние сердечно-сосудистойсистемы;
первая помощь при кровотечениях: значение кровотечения; виды кровотечений (капиллярное, венозное, артериальное).
Основные понятия, которые необходимо усвоить после изучения главы 3: кровь; тканевая жидкость; лимфа; гомеостаз, плазма крови;
форменные элементы крови: тромбоциты, эритроциты, лейкоциты (фагоциты, лимфоциты); гемоглобин; антиген, антитело; иммунитет
(клеточный и гуморальный, активный и пассивный, естественный и искусственный, наследственный и приобретенный); иммунная реакция;
эпидемия; вакцина; лечебная сыворотка; иммунная система; тканевая совместимость;группы крови; резус-фактор; антитела аир; групповая
совместимость крови; сердце; предсердия, желудочки; створчатые и полулунные клапаны; аорта, артерия, капилляры, вены; органы кровообращения; большой и малый круги кровообращения; лимфатические капилляры; лимфатические сосуды; лимфатические узлы;
артериальное кровяное давление (верхнее и нижнее, систолическое и диастолическое давление); гипертония; гипотония; инсульт; инфаркт;
пульс; частота пульса (частота сердечных сокращений);автоматия сердца; адреналин; ацетилхолин; абстиненция; тренировка сердца;
функциональные пробы; дозированная нагрузка; кровотечение (капиллярное, артериальное, венозное); жгут; закрутка; давящая повязка.
Л. Р. № 5 «Сравнение крови человека с кровью лягушки».
П.Р.: «Кислородное голодание», «Пульс и движение крови», «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа большого
пальца руки», «Доказательство вреда курения», «Функциональная сердечно-сосудистая проба».
Глава 4. Дыхательная система (7 ч)
значение дыхательной системы; органы дыхания: связь дыхательной и кровеносной систем; строение дыхательных путей; органы дыхания
и их функции;
строение легких; газообмен в легких и тканях: строение легких; процесс поступления кислорода в кровь и транспорт кислорода от легких по
телу; роль эритроцитов и гемоглобина в переносе кислорода;
дыхательные движения: механизм вдоха и выдоха; органы, участвующие в дыхательных движениях; влияние курения на функции альвеол
легких;
регуляция дыхания: контроль дыхания центральной нервной системой; бессознательная и сознательная регуляция; рефлексы кашля и
чихания; дыхательный центр; гуморальная регуляция дыхания;
заболевания дыхательной системы: болезни органов дыхания, передающиеся через воздух (грипп, туберкулез легких); рак легких; значение
флюорографии; жизненная емкость легких; значение закаливания, физических упражнений длятренировки органов дыхания и гигиены помещений для здоровья человека;
первая помощь при поражении органов дыхания: первая помощь при попадании инородного тела в верхние дыхательные пути, при
утоплении, удушении, заваливании землей, электротравмах; искусственное дыхание; непрямой массаж сердца.
Основные понятия, которые необходимо усвоить после изучения главы 4: дыхательная система; легочное дыхание; тканевое дыхание;
дыхательные пути; носовая и ротовая полости; носоглотка; ротоглотка; гортань; трахея; бронхи; альвеолы; легкие; легочная плевра,
пристеночная плевра; плевральная полость; плевральная жидкость; диафрагма, дыхательные движения; дыхательный центр продолговатого
мозга; высшие дыхательные центры; регуляция дыхания (рефлекторная, гуморальная);чихание; кашель; грипп; туберкулез легких; рак
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
легких; флюорография; жизненная емкость легких (ЖЕЛ); дыхательные упражнения; первая помощь при утоплении, удушении, заваливании
землей; электротравма; обморок; клиническая смерть, биологическая смерть; реанимация; искусственное дыхание, непрямой массаж сердца.
Л.Р. № 6 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха», Л.Р. №«Дыхательные движения».
П.Р.: «Измерение обхвата грудной клетки», «Определение запыленности воздуха в зимнее время».
Глава 5. Пищеварительная система (8 ч)
значение пищи: значение и состав пищи; питательные вещества; вода, минеральные вещества и витамины в пище; правильная подготовка
пищи к употреблению (части растений, накапливающие вредные вещества; санитарная обработка пищевых продуктов);
строение пищеварительной системы: значение пищеварения; органы пищеварительной системы; пищеварительные железы;
зубы: строение зубного ряда человека; смена зубов; строение зуба; значение зубов; уход за зубами;
пищеварение в ротовой полости и в желудке: механическая и химическая обработка пищи в ротовой полости; пищеварение в желудке;
строение стенок желудка;
пищеварение в кишечнике: химическая обработка пищи в тонком кишечнике и всасывание питательных веществ; печень и ее функции;
толстая кишка, аппендикс и их функции;
регуляция пищеварения: рефлексы органов пищеварительной системы; работы И.П. Павлова в области изучения рефлексов; гуморальная регуляция пищеварения; правильное питание;
заболевания органов пищеварения: инфекционные заболевания желудочно-кишечного тракта и глистные заболевания: способы заражения и
симптомы; пищевые отравления: симптомы и первая помощь.
Основные понятия, которые необходимо усвоить после изучения главы 5: питательные вещества; белки,жиры, углеводы; вода,
минеральные соли; витамины; пищеварение; пищеварительная система; ротовая полость; глотка; гортань; надгортанник; мягкое и твердое
небо; небный язычок; миндалины; пищевод; пищеварительные железы; пищеварительный канал; желчный пузырь; тонкая кишка;
двенадцатиперстная кишка; слепая кишка; толстая кишка; прямая кишка;зубы, резцы, клыки, малые и большие коренные зубы; выпадающие
(молочные) и постоянные зубы, смена зубов; коронка зуба, шейка зуба, корень зуба, эмаль, дентин, цемент, зубная пульпа; кариес; слюна;
птиалин (амилаза), крахмал, глюкоза, желудок, желудочный сок, брюшина; желчь, поджелудочная железа, поджелудочный сок, кишечный
сок, брыжейка, кишечные ворсинки, незаменимые аминокислоты, гликоген, мочевина, аппендикс, аппендицит; пищевой рефлекс; условный
и безусловный рефлексы; условное и безусловное торможение; ориентировочный рефлекс; режим питания; желудочно-кишечные
заболевания, переносчики заболеваний, глистные заболевания, пищевые отравления, промывание желудка.
Л.Р. №8 «Действие ферментов слюны на крахмал», Л.Р. №9 «Действие ферментов желудочного сока на белки».
П.Р. «Местоположение слюнных желез».
Глава 6. Обмен веществ и энергии (3 ч)
обменные процессы в организме: стадии обмена веществ; пластический и энергетический обмен;
нормы питания: расход энергии в организме; факторы, влияющие на основной и общий обмен организма; нормы питания; калорийность
пищи;
витамины: роль витаминов в организме; гипер- и гиповитаминоз, авитаминоз; важнейшие витамины, их значение для организма; источники
•
•
•
•
•
•
•
•
витаминов; правильная подготовка пищевых продуктов к употреблению в пищу.
Основные понятия, которые необходимо усвоить после изучения главы 6: обмен веществ, пластический обмен, энергетический обмен;
основной обмен, общий обмен; энерготраты человека; энергоемкость (калорийность) пищи, суточный рацион; витамины А, В,, С, D;
гиповитаминоз, гипервитаминоз, авитаминоз, «куриная слепота», бери-бери, цинга, рахит.
П.Р. «Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки».
Глава 7. Мочевыделительная система (2 ч)
строение и функции почек: строение мочевыделительной системы; функции почек; строение нефрона; механизм фильтрации мочи в нефроне; этапы формирования мочи в почках;
заболевания органов мочевыделения; питьевой режим: причины заболеваний почек; значение воды и минеральных солей для организма; гигиена питья; обезвоживание; водное отравление; гигиенические требования к питьевой воде; очистка воды.
Основные понятия, которые необходимо усвоить после изучения главы 7: мочевыделительная система;почки, корковый и мозговой слои,
почечные пирамиды, почечная лоханка; нефрон, капсула и каналец, капиллярный клубочек; первичная и вторичная моча; мочеточники,
мочевой пузырь, мочеиспускательный канал; обезвоживание, водное отравление, гигиена питья, кишечная палочка, жесткость воды.
Глава 8. Кожа (3 ч)
значение кожи и ее строение: функции кожных покровов; строение кожи;
нарушения кожных покровов и повреждения кожи: причины нарушения здоровья кожных покровов; первая помощь при ожогах,
обморожениях; инфекции кожи (грибковые заболевания, чесотка);
гигиена кожных покровов: участие кожи в терморегуляции; закаливание; первая помощь при тепловом и солнечном ударах.
Основные понятия, которые необходимо усвоить после изучения главы 8: эпидермис, дерма, подкожная жировая клетчатка; пигмент,
загар; сальные и потовые железы; волосы, ногти; жирная, нормальная, сухая кожа; термический ожог, химический ожог, обморожение;
стригущий лишай, чесоточный зудень, чесотка; теплообразование, теплоотдача, терморегуляция, закаливание (обтирания, обливания, душ,
плавание); солнечный ожог, тепловой удар, солнечный удар.
Глава 9. Эндокринная система (1ч)
железы внешней, внутренней и смешанной секреции: отличия и сходства желез внешней, внутренней и смешанной секреции, их функции;
эндокринная система;
роль гормонов в организме: роль гормонов в росте и развитии организма; влияние нарушений работы гипофиза, щитовидной железы на
процессы роста и развития; роль поджелудочной железы в организме; сахарный диабет; роль надпочечников в организме; адреналин и
норадреналин.
Основные понятия, которые необходимо усвоить после изучения главы 9: железы внешней, внутренней и смешанной секреции;
эндокринная система; гипофиз, гормон роста, щитовидная железа, гормоны щитовидной железы; кретинизм, базедова болезнь, инсулин,
сахарный диабет; надпочечники, адреналин, норадреналин.
Глава 10. Нервная система (4 ч)
значение, строение и функция нервной системы: общая характеристика роли нервной системы; части и отделы нервной системы;
•
•
•
•
•
•
•
•
•
центральная и периферическая нервная система; соматический и вегетативный отделы; прямые и обратные связи;
автономный отдел нервной системы: парасимпатический и симпатический подотделы автономного отдела нервной системы;
нейрогуморальная регуляция: связь желез внутренней секреции с нервной системой; согласованное действие гуморальной и нервной
регуляции на организм; скорость реагирования нервной и гуморальной систем;
спинной мозг: строение спинного мозга; рефлекторнаярефлекторная функция спинного мозга (соматические и вегетативные рефлексы);
проводящая функция спинного мозга;
головной мозг: серое и белое вещество головного мозга; строение и функции отделов головного мозга; расположение и функции зон коры
больших полушарий.
Основные понятия, которые необходимо усвоить после изучения главы 10: центральная нервная система, периферическая нервная
система; нервы, нервные узлы, нервные центры; прямые и обратные связи, соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной
системы; симпатический и парасимпатический отделы автономной (вегетативной) нервной системы; симпатический ствол, нервное
сплетение, блуждающий нерв, иннервация; гипоталамус, нейрогормоны, единство гуморальной и нервной регуляции;спинной мозг,
позвоночный канал, спинномозговая жидкость, центральный канал, серое и белое вещество, деятельность спинного мозга; головной мозг,
продолговатый мозг, средний мозг, мост, мозжечок, промежуточный мозг, большие полушария головного мозга, кора больших полушарий,
ядра, борозды и извилины, доли коры (лобные, теменные, затылочные, височные), зоны коры.
П.Р.: «Действие прямых и обратных связей», «Штриховое раздражение кожи», «Функции продолговатого, среднего мозга и мозжечка».
Глава 11. Органы чувств. Анализаторы (6 ч)
принцип работы органов чувств и анализаторов: пять чувств человека; расположение, функции анализаторов и особенности их работы;
развитость органов чувств и тренировка; иллюзии;
орган зрения и зрительный анализатор: значение зрения; строение глаза; слезные железы; оболочки глаза;
заболевания и повреждения глаз: близорукость и дальнозоркость; первая помощь при повреждении глаз;
органы слуха, равновесия и их анализаторы: значение слуха; части уха; строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха; шум
как фактор, вредно влияющий на слух; заболевания уха; строение и расположение органа равновесия;
органы осязания, обоняния и вкуса: значение, расположение и устройство органов осязания, обоняния и вкуса; вредные пахучие вещества;
особенности работы органа вкуса.
Основные понятия, которые необходимо усвоить после изучения главы 11: анализатор, специфичность, иллюзии; глаз, брови, ресницы;
глазницы, слеза, глазное яблоко, белочная оболочка (склера), роговица, сосудистая оболочка, радужная оболочка (радужка), сетчатка,
палочки, колбочки, зрачок, хрусталик, стекловидное тело, желтое пятно, «слепое пятно»; дальнозоркость, близорукость; ухо, наружное ухо,
ушная раковина;слуховой проход, барабанная перепонка, среднее ухо, слуховые косточки, слуховая (евстахиева) труба,внутреннее ухо,
улитка, спиральный орган, волосковые клетки; гигиена слуха; вестибулярный аппарат (орган равновесия), полукружные каналы, овальный и
круглый мешочки; осязание, нервные окончания, тактильные рецепторы, кожно-мышечная чувствительность; обонятельные клетки,
вкусовые клетки; токсикомания, вкусовые сосочки, послевкусие.
П.Р.: «Сужение и расширение зрачка», «Принцип работы хрусталика», «Обнаружение “слепого пятна”», «Проверьте ваш вестибулярный
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
аппарат», «Раздражение тактильных рецепторов».
Глава 12. Поведение и психика (8 ч)
врожденные формы поведения: положительные и отрицательные (побудительные и тормозные) инстинкты и рефлексы; явление
запечатления (импринтинга);
приобретенные формы поведения: условные рефлексы и торможение рефлекса; подкрепление рефлекса; динамический стереотип;
закономерности работы головного мозга: центральное торможение; безусловное (врожденное) и условное (приобретенное) торможение;
явление доминанты; закон взаимной индукции;
биологические ритмы; сон и его значение: сон как составляющая суточных биоритмов; медленный и быстрый сон; природа сновидений;
значение сна для человека; гигиена сна;
особенности высшей нервной деятельности человека; познавательные процессы: наука о высшей нервной деятельности; появление и
развитие речи в эволюции человека и индивидуальном развитии; внутренняя и внешняя речь; восприятие и впечатление; виды и процессы
памяти; особенности запоминания; воображение и мышление;
воля и эмоции; внимание; регуляция поведения: волевые качества личности и волевые действия; побудительная и тормозная функции воли;
внушаемость и негативизм; эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства); астенические и
стенические эмоции; непроизвольное и произвольное внимание; рассеянность внимания;
режим дня; работоспособность: стадии работоспособности (врабатывание, устойчивая работоспособность, истощение); значение и состав
правильного режима дня, активного отдыха.
Основные понятия, которые необходимо усвоить после изучения главы 12: врожденные формы поведения, инстинкты, положительные и
отрицательные рефлексы и инстинкты, запечатление (импринтинг); приобретенные формы поведения, условно-рефлекторные связи,
динамический стереотип, рассудочная деятельность, подкрепление; возбуждение, торможение, центральное торможение, доминанта, закон
взаимной индукции; физиология высшей нервной деятельности, подсознание, языковая среда, внешняя и внутренняя речьподсознательные
процессы;память, виды памяти, процессы памяти, долговременная и краткосрочная память; воображение, мышление, впечатление; воля,
волевое действие, волевой акт; внушаемость, негативизм; эмоции, эмоциональные реакции, эмоциональное состояние, эмоциональные
отношения (чувства); произвольное и непроизвольное внимание; работоспособность, врабатывание, истощение, активный отдых, режим дня;
быстрый и медленный сон, элекгроэнцефалограф, сновидения, гигиена сна.
П.Р.: «Перестройка динамического стереотипа: овладение навыком зеркального письма», «Изучение внимания при разных условиях».
Глава 13. Индивидуальное развитие организма (5 ч)
половая система человека: факторы, определяющие пол; строение женской и мужской половой системы; созревание половых клеток и
сопутствующие процессы в организме; гигиена внешних половых органов. Причины наследственных заболеваний;
заболевания наследственные, врожденные, передающиеся половым путем: врожденные заболевания; заболевания, передаваемые половым
путем; СПИД;
внутриутробное развитие организма; развитие после рождения: созревание зародыша; закономерности роста и развития ребенка; ростовые
скачки; календарный и биологический возраст;
•
•
вред наркогенных веществ: примеры наркогенных веществ; причины обращения молодых людей к наркогенным веществам; процесс
привыкания к курению; последствия курения; влияние алкоголя на организм; опасность наркотической зависимости; реакция абстиненции;
психологические особенности личности: типы темперамента; характер личности и факторы, влияющие на него; экстраверты и интроверты;
интересы и склонности, способности; выбор будущей профессиональной деятельности.
Основные понятия, которые необходимо усвоить после изучения главы 13: яйцеклетка, сперматозоид, половые хромосомы,
оплодотворение, зигота; женская половая система, мужская половая система, овуляция, менструация, поллюция, половое созревание;
наследственные и врожденные заболевания; СПИД, ВИЧ, венерические болезни, гонорея, сифилис; дробление, рост, развитие, календарный
и биологический возраст; плод, зародыш, плацента, пупочный канатик; темперамент, типы нервной системы (типы темперамента),
меланхолик, холерик, флегматик, сангвиник; экстраверты, интроверты; интерес, склонность, способность (человека), характер (человека).
Содержание курса «Биология. 8 класс» строится на основе деятельностного подхода. Обучающиеся вовлекаются в исследовательскую
деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.
4. Учебно-тематический план
ТЕМА
Количество часов
Практические и лабораторные работы
1 Введение.
1
-
2. Происхождение человека
3
-
3. Общий обзор организма
1
-
4. Клеточное строение организма. Ткани.
2
1
5. Рефлекторная регуляция органов и систем органов
1
2
6. Опорно-двигательная система
8
5
7. Внутренняя среда организма
3
1
8. Кровеносная и лимфатическая системы организма
6
3
9. Дыхательная система
5
1
10. Пищеварительная система
6
1
11. Обмен веществ и энергии .
4
2
10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение.
5
-
11. Нервная система
5
1
12. Анализаторы. Органы чувств.
5
-
13.Высшая нервная деятельность. Поведение . психика.
5
3
14. Железы внутренней секреции (эндокринная система)
3
-
15. Индивидуальное развитие организма
6+1
ВСЕГО
70
18
5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Кол-во
часов
Тема
урока
Вид
контроля,
измерите
Дата проведения
план
факт
ли
Раздел 1. Введение. Науки, изучающие организм человека
2
1
Науки о человеке. Здоровье и его охрана
02.09
2
Становление наук о человеке
05.09
Раздел 2. Происхождение человека
3
3
Систематическое положение человека
07.09
4
Историческое прошлое людей
12.09
5
Расы человека. Среда обитания
14.09
Раздел 3. Строение организма
4
6
Общий обзор организма человека
19.09
7
Клеточное строение организма
21.09
8
Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная
Л.р. №1 «Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп
9
Нервная ткань. Рефлекторная регуляция
Л.р. № 2 «Коленный рефлекс»
Лабораторна
26.09
я
работа
Лабораторна
я работа
28.09
Л.р. №3 «Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его
проявления и торможения»
Раздел 4. Опорно-двигательная система
8
10
Значение опорно-двигательного аппарата, его состав. Строение костей.
11
Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей
Л.р. № 4 «Микроскопическое строение кости»
12
Соединения костей
13
Строение мышц. Обзор мышц человека.
Л.р. № 5 «Мышцы человеческого тела»
Лабораторна
я работа
12.10
14
Работа скелетных мышц и её регуляция
Л.р. № 6 «Утомление при статической и динамической работе»
Лабораторна
я работа
17.10
Лабораторна
я работа
19.10
03.10
Лабораторна
я работа
05.10
10.10
Л.р. № 7 «Самонаблюдение работы основных мышц, Роль плечевого пояса
в движениях руки»
15
Нарушения опорно-двигательной системы
Л.р. № 8 «Выявление нарушений осанки»
Л.р.№ 9 «Выявление плоскостопия» (домашняя)
16
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов
17
Контрольная работа №1по теме
Контрольная
«Опорно-двигательная система»
работа
Раздел 5. Внутренняя среда организма
24.10
26.10
3
18
Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма Л.р. № 10 - 12
07.11
19
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет
11.11
20
Иммунология на службе здоровья
тест
09.11
Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма
7
21
Транспортные системы организма
22
Круги кровообращения
Л.р.№ 13 «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»
Лабораторна
я работа
16.11
23
Строение и работа сердца
Л.р. № 14 «Опыты, выясняющие природу пульса»
Лабораторна
я работа
21.11
24
Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения
Л.р№ 15. «Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную
нагрузку».
Лабораторна
я работа
23.11
25
Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях
сердца и сосудов
28.11
26
Первая помощь при кровотечениях
30.11.
27
Контрольная работа №2 по теме «Кровеносная и лимфатическая системы
14.11
Контрольная
организма»
работа
Раздел 7. Дыхание
28
05.12
5
Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути,
07.12
голосообразование. Заболевания дыхательных путей
29
Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание
30
Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды
Л.р. № 16 «Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и
выдохе»
12.12
Лабораторна
14.12
я работа
Л.р.№ 17 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха»
31
Функциональные возможности дыхательной системы как показатель
здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: их профилактика, первая
19.12
помощь. Приёмы реанимации
32
Контрольная работа №3по теме «Дыхание»
Контрольная
21.12
работа
Раздел 8. Пищеварение
33
Питание и пищеварение
34
Пищеварение в ротовой полости Л.р.№18 «Действие ферментов слюны на
крахмал»
35
Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов
7
26.12
Лабораторна
я работа
28.12
09.01
слюны и желудочного сока
36
Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника
11.01
37
Регуляция пищеварения
16.01
38
Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных
инфекций
18.01
39
Контрольная работа №4 по теме «Пищеварение»
Раздел 9. Обмен веществ и энергии
40
Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ
Л.р. №19 «Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат»
41
Витамины
42
Энергозатраты человека и пищевой рацион
Л.р. № 20 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем
энергетического обмена по результатам функциональной пробы с
23.01
Лабораторна
я работа
25.01
3
30.01
Лабораторна
я работа
задержкой дыхания до и после нагрузки» (домашняя)
Раздел 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение
Контрольная
работа
4
01.02
43
Покровы тела. Кожа — наружный покровный орган
06.02
44
Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи
08.02
45
Терморегуляция организма. Закаливание
13.02
46
Выделение
15.02
Раздел 11. Нервная система
6
47
Значение нервной системы
20.02
48
Строение нервной системы. Спинной мозг
22.02
49
Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга,
моста и мозжечка Л.р. № 21 «Пальценосовая проба и особенности
Лабораторна
я работа
27.02
движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга»
50
Функции переднего мозга
51
Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы
01.03
Лабораторна
Л.р. № 22 «Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое
раздражение кожи – тест, определяющий изменение тонуса симпатической
и парасимпатической системы автономной нервной системы при
раздражении»
52
я работа
Контрольная работа №5 по теме «Нервная система»
Раздел 12. Анализаторы. Органы чувств
06.03
Контрольная
работа
08.03
5
53
Анализаторы
54
Зрительный анализатор
Л.р.№ 23 «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным
зрением»
Лабораторна
я работа
15.03
55
Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней Л.р. № 24 «Выработка
Лабораторна
20.03
навыка зеркального письма, как пример разрушения старого и выработки
13.03
я работа
нового динамического стереотипа»
56
Слуховой анализатор
22.03
57
Органы равновесия, кожно-мышечное чувство, обоняние и вкус
03.04
Раздел 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика
5
58
Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной
деятельности
05.04
59
Врождённые и приобретённые программы поведения
10.04
60
Сон и сновидения
12.04
61
Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание.
17.04
Познавательные процессы
62
Промежуточная аттестация
63
Воля. Эмоции. Внимание Л.р. № 25 «Изменение числа колебаний образа
19.04
Лабораторна
усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при
активной работе с объектом
64
Раздел 14. Железы внутренней секреции (эндокринная система)
Роль эндокринной регуляции
65
Функция желёз внутренней секреции
Раздел 15. Индивидуальное развитие организма
66
24.04
я работа
3
26.04
10.05
5
Жизненные циклы. Размножение. Половая система. Итоговый урок
Самостоятельные работы, тестирование-22 и 24 мая
15.05
17.05
Учебно-методическая литература для учащихся:
Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология. Человек. 8 класс. Учебник / М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.
Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология. Человек. 8 класс. Рабочая тетрадь / М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.
Дополнительная литература для учителя:
- Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология. Человек. 8 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.
«Актуальные проблемы биологии». Сборник статей №1. Составитель Морзунова И.Б. - М., Дрофа, 2010.
«Биология. Оценка качества подготовки выпускников основной школы». – М., Дрофа, 2006.
«Биология. 8 класс. Книга для учителя». Составитель Спиридонова Н.Ю. - М., Дрофа, 2010.
«Сборник нормативных документов. Биология». - М., Дрофа, 2009.
Дополнительная литература для учащихся:
Акимушкин И.И. Занимательная биология. – М., Просвещение, 2010.
Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы.- М., Дрофа, 2006.
Содержание программы Биология. Человек 8 класс (70 часов, 2 часа в неделю)
Введение. (1 час)
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— методы наук, изучающих человека;
— основные этапы развития наук, изучающих человека.
Учащиеся должны уметь:
— выделять специфические особенности человека как биосоциального существа.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— работать с учебником и дополнительной литературой.
Происхождение человека(3 часа)
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние
биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы. Человек как вид.
Демонстрация
Модель «Происхождение человека». Модели остатков древней культуры человека.
Строение организма: Общий обзор организма (1ч); Клеточное строение организма ткани. (2ч) Рефлекторная регуляция органов и
систем органов (1ч)
Общий обзор организма Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Клеточное строение организма. Ткани.
Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды
клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление, их значение. Роль ферментов в обмене
веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.
Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.
Демонстрация Разложение пероксида водорода ферментом каталазой.
Лабораторные и практические работы
Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной
тканей.
Рефлекторная регуляция органов и систем организма. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг.
Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение.
Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.
Лабораторные и практические работы
Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс и др.
Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать:
— общее строение организма человека;
— строение тканей организма человека;
— рефлекторную регуляцию органов и систем организма человека.
Учащиеся должны уметь:
— выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы;
— наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых микропрепаратах;
— выделять существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека.
Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь:
— сравнивать клетки, ткани организма человека и делать выводы на основе сравнения;
— проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.
Раздел Опорно-двигательная система (8 часов)
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микро-строение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к
прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные,
полуподвижные, подвижные (суставы).
Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их
регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке. Последствия гиподинамии. Энергетика мышечного
сокращения. Динамическая и статическая работа.
Нарушения осанки и развитие плоскостопия: причины, выявление, предупреждение и исправление.
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Демонстрация Скелет и муляжи торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков. Распилы костей. Приемы оказания первой помощи
при травмах.
Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего вида отдельных костей. Микроскопическое строение кости. Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе,
либо дома). Утомление при статической и динамической работе. Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия (выполняется
дома). Самонаблюдения работы основных мышц, роли плечевого пояса в движениях руки.
Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать:
— строение скелета и мышц, их функции.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять особенности строения скелета человека;
— распознавать на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов;
— оказывать первую помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь:
— устанавливать причинно-следственные связи на примере зависимости гибкости тела человека от строения его позвоночника.
Раздел Внутренняя среда организма(3 часа)
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные
элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Функции клеток крови. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании
крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела.
Специфический и неспецифический иммунитет. Клеточный и гуморальный иммунитет. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной
защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бациллои вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки.
Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови.
Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.
Лабораторные и практические работы
Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.
Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать:
— компоненты внутренней среды организма человека;
— защитные барьеры организма;
— правила переливание крови.
Учащиеся должны уметь:
— выявлять взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями;
— проводить наблюдение и описание клеток крови на готовых микропрепаратах.
Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь:
— проводить сравнение клеток организма человека и делать выводы на основе сравнения;
— выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток крови и их функциями.
Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 часов)
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги
кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов.
Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов.
Первая помощь при кровотечениях.
Демонстрация Модели сердца и торса человека. Приемы измерения артериального давления по методу Короткова. Приемы остановки
кровотечений.
Лабораторные и практические работы
Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке.. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Функциональная
проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.
Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать:
— органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме;
— о заболеваниях сердца и сосудов и их профилактике.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять строение и роль кровеносной и лимфатической систем;
— выделять особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам;
— измерять пульс и кровяное давление.
Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь:
— находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, оформлять её в виде
рефератов, докладов.
Дыхательная система (5 часов)
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных
путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха.
Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель
здоровья. Жизненная емкость легких.
Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при
удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.
Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
Демонстрация Модель гортани. Модель, поясняющая механизм вдоха и выдоха. Приемы определения проходимости носовых ходов у
маленьких детей. Роль резонаторов, усиливающих звук. Опыт по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе. Измерение
жизненной емкости легких. Приемы искусственного дыхания.
Лабораторные и практические работы
Определение частоты дыхания и жизненного объёма легких
Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать:
— строение и функции органов дыхания;
— механизмы вдоха и выдоха;
— нервную и гуморальную регуляцию дыхания.
Учащиеся должны уметь:
— выделять существенные признаки процессов дыхания и газообмена;
— оказывать первую помощь при отравлении угарным газом, спасении утопающего, простудных заболеваниях.
Метапредметные результаты обучения Учащиеся должныуметь:
— находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформлять её в виде рефератов,
докладов.
Пищеварительная система(6 часов)
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной
системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция
деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения.
Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Демонстрация Торс человека.
Лабораторные и практические работы
Действие ферментов слюны на крахмал. Самонаблюдения: определение положения слюнных желез, движение гортани при глотании.
Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать:
— строение и функции пищеварительной системы;
— пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ;
— правила предупреждения желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов.
Учащиеся должны уметь:
— выделять существенные признаки процессов питания и пищеварения;
— приводить доказательства (аргументировать) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной
системы.
Обмен веществ и энергии(4 часа)
Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров,
углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене
веществ. Витамины. Энергозатраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая
емкость пищи.
Лабораторные и практические работы
Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой
дыхания до и после нагрузки. Обнаружение и устойчивость витамина С.
Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать:
— обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ;
— роль ферментов в обмене веществ;
— классификацию витаминов;
— нормы и режим питания.
Учащиеся должны уметь:
— выделять существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека;
— объяснять роль витаминов в организме человека;
— приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений развития авитаминозов.
Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь:
— классифицировать витамины.
Покровные органы. Терморегуляция. Выделение(5 часов)
Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах. Рецепторы кожи. Участие
в теплорегуляции.
Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Грибковые и
паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения.
Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и
солнечном ударе.
Демонстрация Рельефная таблица «Строение кожи».
Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и
функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их
предупреждение.
Демонстрация Модель почки. Рельефная таблица «Органы выделения».
Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать:
— наружные покровы тела человека;
— строение и функция кожи;
— органы мочевыделительной системы, их строение и функции;
— заболевания органов выделительной системы и способы их предупреждения.
Учащиеся должны уметь:
— выделять существенные признаки покровов тела, терморегуляции;
— оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова.
Нервная система (6 часов)
Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система, нервы и
нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего
мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших
полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших
полушарий и сенсорные зоны коры.
Соматический и вегетативный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы вегетативной нервной системы, их
взаимодействие.
Демонстрация Модель головного мозга человека.
Лабораторные и практические работы
Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга.
Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать:
— строение нервной системы;
— соматический и вегетативный отделы нервной системы.
Железы внутренней секреции (эндокринная система) (3 часа)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.
Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен
веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
Демонстрация Модель черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза. Модель гортани с щитовидной железой. Модель
почек с надпочечниками.
Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать:
— железы внешней, внутренней и смешанной секреции;
— взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.
Учащиеся должны уметь:
— выделять существенные признаки строения и функционирования органов эндокринной системы;
— устанавливать единство нервной и гуморальной регуляции.
Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь:
— классифицировать железы в организме человека;
— устанавливать взаимосвязи при обсуждении взаимодействия нервной и гуморальной регуляции.
Анализаторы(5 часов)
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный
анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть
зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение
близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и
внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их
предупреждение.
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса и их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
Демонстрация Модели глаза и уха. Опыты, выявляющие функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек.
Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 часов)
Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального
торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения.
Учение А. А. Ухтомского о доминанте.
Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные
рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.
Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и
сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения.
Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.
Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.
Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные
состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, его виды и основные свойства. Причины
рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.
Демонстрация Безусловные и условные рефлексы человека (по методу речевого подкрепления). Двойственные изображения. Иллюзии
установки. Выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.
Лабораторные и практические работы
Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа. Изменение числа
колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.
Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать:
— вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности;
— особенности высшей нервной деятельности человека.
Учащиеся должны уметь:
— выделять существенные особенности поведения и психики человека;
— объяснять роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека;
— характеризовать особенности высшей нервной деятельности человека и роль речи в развитии человека.
Индивидуальное развитие организма (5 часов)
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые
системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции.
Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода.
Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля—Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака,
алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.
Наследственные и врожденные заболевания. Заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др.; их профилактика.
Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная
зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.
Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения
личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать:
— жизненные циклы организмов;
— мужскую и женскую половые системы;
— наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем, а также меры их профилактики.
Учащиеся должны уметь:
— выделять существенные признаки органов размножения человека;
— объяснять вредное влияния никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода;
— приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики инфекций, передающихся половым путем,
ВИЧ-инфекции, медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека.
Личностные результаты обучения Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— следить за соблюдением правил поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать ценность здорового и безопасного образа жизни;
— признавать ценность жизни во всех её проявлениях и необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— осознавать значение семьи в жизни человека и общества;
— принимать ценности семейной жизни;
— уважительно и заботливо относиться к членам своей семьи;
— понимать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
— проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— формировать эмоционально-положительное отношение сверстников к себе через глубокое знание зоологической науки;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения
существующего мнения.
Итоговая проверочная работа за курс 8 класса
Лабораторные работы
Л. р.№1«Изучение микроскопического строения тканей организма человека»
Л. р. №2. «Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения»
Л. р. №3. «Коленный рефлекс
Л. р. №4«Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга»
Л. р. №5. «Изучение внешнего вида отдельных костей. Микроскопическое строение кости»
Л. р. №6 «Мышцы человеческого тела» (выполняется либо в классе, либо дома)
Л.р.№7«Утомление при статической и динамической работе»
Л. р. №8 «Самонаблюдение работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки»
Л.р. №9«Выявление плоскостопия» (выполняется дома).
Л.р. №10 «Выявление нарушений осанки»
Л. р. №11 «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом»
Л. р. №12 «Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке».
Л. р. №13 «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа».
Л. р. №14 «Функциональная проба: Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку. Подсчет пульса и А\Д до и после
нагрузки».
Л. Р.№15«Определение частоты дыхания .ЖЕЛ»
Л. Р. №16Изучение действия ферментов слюны на крахмал.
Л. Р.№17 «Обнаружение и устойчивость витамина С».
Л. Р.№18«Установление зависимости между дозированной нагрузкой и уровнем энергетического обмена».
Л. Р.№19«Изучение изменений работы зрачка»
Л. Р.№20 «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением».
Л.Р.№21 «Поиск слепого пятна»
Л.Р. №22 «Выработка навыка зеркального письма»
Л.Р.№23«Оценка объёма кратковременной памяти с помощью теста»
Л.Р. №24 «Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в разных условиях»
Учебно-методическое обеспечение
1. Рабочая программа ориентирована на УМК Пасечника В. В.: учебник: Колесов Д.В., Маш Р.Д. Беляев И.Н Биология. Человек. 8 кл. – М.:
Дрофа, 2014.-336 с..(Гриф: Рекомендовано МО РФ) ; Колесов Д.В., Маш Р.Д.Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь к
учебнику «Биология. Человек» 8 класс. – М.: Дрофа, 2014. – 96 с.
2. Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. Биология. Человек. 8 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику. – М.: Дрофа, 2005
3.Сборник нормативных документов. Биология. Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. - М.: Дрофа 2007
4. Г.С.Калинова, А.Н.Мягкова. В.З.Резникова - Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ,- М. Интеллект- Центр, 2004
5. Интернет ресурсы