3.1.
Учебный план основного общего образования
Пояснительная записка
Учебный план МБОУ СОШ №3 г.Донецка на 2025-2026 учебный год является частью
образовательной
программы
ООО.
Он
определяет
перечень,
трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной
аттестации обучающихся.
При формировании учебного плана основного общего образования на 2025-2026
учебный год МБОУ СОШ №3 г. Донецка руководствовалось следующими нормативными
документами:
Федеральный уровень:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(с изменениями).
2. Приказ Минпросвещения от 09.10.2024 №704, который вносит важные изменения в
федеральные основные общеобразовательные программы. Вступает в силу с 01.09.2025 года.
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021г. №287 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования».
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 года №115 «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования».
5. Приказом Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении
порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
6. Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Минпросвещения России от
26.06.2025 N 495 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления
предельного срока использования исключенных учебников и разработанных в комплекте с
ними учебных пособий.
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016г. №699
«Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые
допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию и
реализующих образовательные программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования».
8. Федеральная основная образовательная программа основного общего образования,
утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №
370 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего
образования" (Зарегистрирована 12.07.2023 № 74223).
9. Приказ Минпросвещения России от 27.12.2023 № 1028 «О внесении изменений в некоторые
приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства
просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных
образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования».
10. Приказ Минпросвещения России от 01.02.2024 №62 «О внесении изменений в некоторые
приказы Минпросвещения России, касающиеся федеральных образовательных программ
основного общего образования и среднего общего образования».
11. Приказ Минпросвещения России от 19.02.2024 № 110 "О внесении изменений в некоторые
приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства
просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных
образовательных стандартов основного общего образования".
12. Приказы Минпросвещения России от 18.07.2022 № 568 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г.
№ 287» (далее - стандарт ООО).
13. Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от
08.04.2024 №356 «Об утверждении плана мероприятий по введению обязательного учебного
предмета «Основы безопасности и защиты Родины».
14. Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от
12.04.2024 №369 «Об утверждении плана мероприятий по введению обязательного учебного
предмета «Труд (технология)».
15. Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 №28.
16. Санитарными правилами и нормами СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», утверждённых
постановлением
Главного
государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2.
Инструктивно-методические письма:
1. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования
Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.01.2018г. № 08-96«О
методических рекомендациях».
2. Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 года №ГД-39/04 «О направлении
методических рекомендаций».
3. Письмо Минпросвещения России от05.07.2022г.№ ТВ-1290/03 «О направлении
методических рекомендаций»
(Информационно-методическое письмо об организации
внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных ФГОС НОО,ООО).
4. Письмо Минобразования России от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оценивании и
аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе
для занятий физической культурой».
5. Письмо Министерства образования и науки России от 31.01.2022 №ДГ-245/06 «О
направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации
дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий»).
6. Письмо от 15.11.2013 № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной
форме».
7. Письмо
Минобрнауки России от 15.07.2014 № 08-888 «Об аттестации учащихся
общеобразовательных организаций по учебному предмету «Физическая культура».
8. Письмо Минобразования Ростовской области от 06.06.2025 №24/2.1-9615 «Рекомендации
по составлению учебного плана образовательных организаций, реализующих основные
образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего
образования, расположенных на территории Ростовской области на 2025-2026 учебный год»
9. Устав МБОУ СОШ№3 г.Донецка.
Учебный план основного общего образования является частью образовательной
программы основного общего образования МБОУ СОШ №3 г.Донецка.
МБОУ СОШ №3 г.Донецка несет в установленном законодательством Российской
Федерации порядке ответственность за качество образования и его соответствие
государственным образовательным стандартам, за адекватность применяемых форм, методов и
средств организации образовательного процесса возрастным, психофизиологическим
особенностям, склонностям, способностям, интересам обучающихся, требованиям охраны их
жизни и здоровья.
Режим функционирования МБОУ СОШ №3 г.Донецка
Организация образовательного процесса регламентируется календарным учебным
графиком, который является самостоятельным нормативным документом. Режим
функционирования устанавливается Уставом МБОУ СОШ №3 г.Донецка и Приказом о
режиме работы школы в 2025-2026 учебном году».
Учебный план основного общего образования МБОУ СОШ №3 г.Донецка на 2025-2026
учебный год обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного
процесса, установленных санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи», утверждённых постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №2.
Санитарными правилами и нормами СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 №2 и предусматривает:
- пятилетний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего
образования для 5-9 классов.
Учебный год начинается с 01сентября 2025 года.
В 5-9 классах учебный год делится на четверти. Количество учебных недель
определено в календарном учебном графике и составляет не менее 34 учебных недель.
Количество учебных занятий за пять лет не более 5338 часов.
Промежуточная аттестация обучающихся 5-9 классов проводится по итогам освоения
общеобразовательной программы основного общего образования по четвертям.
Формы промежуточной аттестации определены в соответствии с действующим в школе
«Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся».
Промежуточная аттестация проводится в следующих формах: итоговые контрольные
работы, тесты, защита проекта, творческие работы, зачеты, диагностические работы.
Государственная итоговая аттестация обучающихся 9-х классов, освоивших основные
общеобразовательные программы основного общего образования, проводится в соответствии
с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273- ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации». Сроки проведения государственной итоговой
аттестации ежегодно устанавливаются Министерством просвещения Российской Федерации.
Продолжительность учебной недели:
- 5-дневная для 5-9 классов (при соблюдении гигиенических требований к максимальным
величинам недельной образовательной нагрузки).
Начало занятий в 8 часов 30 минут. Обучение осуществляется в 1 смену.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана МБОУ
СОШ №3 г.Донецка, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками
образовательного процесса, не превышает величину недельной образовательной нагрузки.
Максимальная аудиторная нагрузка обучающихся соответствует нормативным
требования СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» и составляет:
Классы
Максимальная нагрузка, часы
5
6
7
8
9
29
30
32
33
33
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной
недели, При этом объем максимально допустимой недельной нагрузки в течение дня
составляет:
- для обучающихся 5-6 классов – не более 6 уроков, 7-9 классов – не более 7 уроков.
Объем домашних заданий (по всем предметам) предполагает затраты времени на его
выполнение, не превышающие (в астрономических часах): в 5 классах – 2часа, в 6-8 классах –
2,5часа, в 9 классах до 3,5 часов.
Продолжительность урока:
- в 5-9 классах составляет 40 минут. Проведение нулевых уроков запрещено.
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, после 2 и 3
уроков устанавливаются две перемены по 20 минут каждая.
Все дополнительные занятия проводятся с перерывом 20 минут после окончания
последнего урока.
МБОУ СОШ №3 г.Донецка для использования при реализации образовательных
программ выбирает Федеральный перечень учебников,
утвержденный приказом
Минпросвещения России от 26.06.2025 N 495 "Об утверждении федерального перечня
учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и
установления предельного срока использования исключенных учебников и разработанных в
комплекте с ними учебных пособий.
Учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций,
осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования (Приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации от 09.06.2016 №699).
Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется
исходя из расчета:
- не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме на каждого обучающегося по
каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основных
общеобразовательных программ;
- не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия на
каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую
участниками образовательных отношений, учебного плана основных общеобразовательных
программ.
Учебная нагрузка педагогических работников определяется с учетом количества часов
по учебному плану, рабочим программам учебных предметов и образовательной программе в
соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической
работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения
учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (с
изменениями).
Учебный план основного общего образования
(обновленный ФГОС ООО для 5-9 классов)
Учебный план основного общего образования на 2025-2026 учебный год обеспечивает
введение в действие и реализацию требований ФГОС основного общего образования и
адресован обучающимся 5-9 классов, определяет общий объем нагрузки и максимальный
объем аудиторной нагрузки обучающихся, предусматривает возможность ведения учебных
предметов, обеспечивающих образовательные потребности и интересы обучающихся.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам
(годам) обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего
реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных
представителей), педагогического коллектива образовательной организации.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
используется:
в 5-ых классах:
- 1 час в неделю (34 часа в год) на изучение учебного предмета « Родной язык»
в целях
формирования представлений о роли родного языка в жизни человека, общества, государства,
способности свободно общаться на родном языке в различных формах и на разные темы;
- 1 час в неделю (34 часа в год) вводится на изучение учебного курса «География Донского
края»
в целях изучения истории, культуры и природы Донского края. Занятия дают
возможность обучающимся получать знания и представления о природе Донского края,
выявлять проблемы, требующие краеведческого исследования, изучать методики проведения
таких исследований и умение применять в процессе практических занятий.
в 6-ых классах:
- 1 час в неделю (34 часа в год) на изучение учебного предмета « Родной язык» в целях
формирования языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой
компетенций, воспитания уважения к родному языку, сознательного отношения к нему, как
явлению культуры, сохранения культурных ценностей, расширения кругозора и развития
личности обучающихся.
- 1 час в неделю (34часа в год) вводится на изучение курса «География Донского края»
в
целях изучения истории, культуры и природы Донского края. Занятия дают возможность
обучающимся получать знания и представления о природе Донского края, выявлять
проблемы, требующие краеведческого исследования, изучать методики проведения таких
исследований и умение применять в процессе практических занятий.
в 7-ых классах:
- 1 час биологии в неделю (34часа в год) вводится на изучение предмета «Биология» с целью
успешного освоения практической составляющей биологии и основ исследовательской
деятельности. Подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении.
- на изучение учебного предмета «Информатика» дополнительно вводится 1час в неделю (34
часа в год) в целях формирования понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Алгоритм
как план управления исполнителем.
Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма (словесный, в виде блок-схемы,
программа). Алгоритмические конструкции. Конструкция «следование». Линейный алгоритм.
Ограниченность линейных алгоритмов: невозможность предусмотреть зависимость
последовательности выполняемых действий от исходных данных.
Вспомогательные алгоритмы. Использование параметров для изменения результатов
работы вспомогательных алгоритмов. Анализ алгоритмов для исполнителей;
- на изучение учебного предмета «Биология», 1 час в неделю (34 часа в год) с целью
изучения тем о живой природе и присущих ей закономерностей, а так же формирование
логического мышления и биологических понятий.
в 8-ых классах:
- на изучение учебного курса «История Донского края» дополнительно определено 1час в
неделю (34 часа в год). Данный курс «История Донского края с древнейших времен до начала
XX века», включающего знания о региональных и этнокультурных особенностях Ростовской
области, раскрывающего многообразие цивилизационного наследия Донского края,
способствует осознанию обучающимися российской гражданской идентичности, формированию
их интереса к познанию региональной истории и культуры, воспитанию уважения к
историческим памятникам и традициям народов, проживающих на территории донского
региона;
- на изучение учебного предмета «Информатика» отводится дополнительно 1 час в неделю (34 часа в
год) с целью изучения языка программирования (Python, C++, Java, C#). Система программирования:
редактор текста программ, транслятор, отладчик.Переменная: тип, имя, значение. Целые, вещественные и
символьные переменные.Оператор присваивания. Арифметические выражения и порядок их вычисления.
Операции с целыми числами: целочисленное деление, остаток от деления. Проверка делимости одного
целого числа на другое.Операции с вещественными числами. Встроенные функции. Случайные
(псевдослучайные) числа.
Ветвления. Составные условия (запись логических выражений на изучаемом языке
программирования). Нахождение минимума и максимума из двух, трёх и четырёх чисел.
Решение квадратного уравнения, имеющего вещественные корни. Логические переменные.
Диалоговая отладка программ: пошаговое выполнение, просмотр значений величин,
отладочный вывод, выбор точки останова.
в 9-ых классах:
- на изучение учебного предмета «Информатика» вводится дополнительно1час в неделю (34 часа
в год), целью изучения предмета является изучение глобальной сети Интернет. IP-адреса
узлов. Сетевое хранение данных. Методы индивидуального и коллективного размещения новой
информации в Интернете. Большие данные (интернет-данные, в частности данные социальных
сетей).
Разработка веб-страниц. Язык HTML. Структура веб-страницы. Заголовок и тело
страницы. Логическая разметка: заголовки, абзацы. Разработка страниц, содержащих рисунки,
списки и гиперссылки.
Понятие об информационной безопасности. Угрозы информационной безопасности при
работе в глобальной сети и методы противодействия им. Правила безопасной аутентификации.
Защита личной информации в Интернете. Безопасные стратегии поведения в Интернете.
Предупреждение вовлечения в деструктивные и криминальные формы сетевой активности
(кибербуллинг, фишинг и другие формы сетевой активности).
При проведении учебных занятий по предметам «Иностранный язык (английский)» в 5
-9 классах; «Информатика» в 7-9 классах; «Технология» в 5-9 классах осуществляется деление
классов на две группы при наполняемости класса 25 человек и более.
Учебный план МБОУ СОШ№3 г. Донецка
определяет формы проведения
промежуточной аттестации отдельной части или всего объема учебного предмета, курса,
дисциплины (модуля) образовательной программы в соответствии с порядком, установленным
школой. При разработке порядка образовательной организации школа придерживается
рекомендаций Минпросвещения России и Рособрнадзора по основным подходам к
формированию графика оценочных процедур (от 06.08.2022 № СК-228/03, № 01.169/08-01).
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ООО на 2025-2026 учебный год
Предметная область
Учебный предмет/курс
5аб
Русский язык и литература
Родной язык и родная литература
Иностранные языки
Математика и информатика
Общественно-научные предметы
Естественно-научные предметы
Искусство
Технология
Физическая культура
Основы безопасности и защиты Родины
Итого
Обязательная часть
Русский язык
Литература
Родной язык и (или) государственный язык республики
Российской Федерации
Родная литература
Иностранный язык
Математика
Алгебра
Геометрия
Вероятность и статистика
Информатика
История
Обществознание
География
Физика
Химия
Биология
Изобразительное искусство
Музыка
Труд (технология)
Физическая культура
Основы безопасности и защиты Родины
Количество часов в неделю
6аб
7аб
8аб
9аб
5
3
1
6
3
1
4
2
0
3
2
0
3
3
0
0
3
5
0
0
0
0
3
0
1
0
0
1
1
1
2
2
0
28
0
3
5
0
0
0
0
3
0
1
0
0
1
1
1
2
2
0
29
0
3
0
3
2
1
2
3
0
2
2
0
2
1
1
2
2
0
32
0
3
0
3
2
1
2
2
1
2
2
2
2
0
1
1
2
1
33
0
3
0
3
2
1
2
2
1
2
3
2
2
0
0
1
2
1
33
1
0
1
29
34
986
1
0
1
30
34
1020
0
0
0
32
34
1088
0
1
0
33
34
1122
0
0
0
33
34
1122
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Наименование учебного курса
География Донского края
История Донского края
Итого
ИТОГО недельная нагрузка
Количество учебных недель
Всего часов в год