1
2
1.Пояснительная записка
1.1. Нормативно-правовые документы начального общего образования:
Рабочая программа по курсу «Тропинка в профессию» для 2 - 3 классов
составлена на основе следующих документов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 12 мая 2012 № 413 (далее – ФГОС среднего
общего образования);
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020г №28 «Об утверждении СанПиН
2.4.3648-20». «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания
внеурочной
деятельности
в
рамках
реализации
основных
общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности
Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017 №
09-1672;
Основная образовательная программа среднего общего образования
МБОУ СОШ №3 г. Донецка;
Устав МБОУ СОШ №3 г. Донецка;
Положение о порядке утверждения и структуре программ внеурочной
деятельности педагогических работников МБОУ СОШ №3 г. Донецка;
Учебный план МБОУ СОШ №3 г. Донецка Ростовской области на 2022
- 2023учебный год.
1.2. Цель реализации программы курса
создание образовательной среды, насыщенной возможностями для
реализации способностей обучающихся через развитие интереса к разным
видам сферы деятельности.
Цель I этапа профориентационной работы - это актуализация
представлений о профессии среди младших школьников.
3
Цели II и III этапов профориентации учащихся - диагностика и
определение предпочтений учащихся к профессии, соизмерение своих
возможностей и желаний с потребностью рынка труда и, наконец,
профессиональная проба, и психологическая готовность к самоопределению.
1.3. Задачи реализации программы
познакомить с широким спектром профессий, особенностями разных
профессий;
выявить наклонности, необходимые для реализации себя в
выбранной в будущем профессии;
способствовать формированию уважительного отношения к людям
разных профессий и результатам их труда;
способствовать
развитию
возможностей ребёнка;
интеллектуальных
и
творческих
способствовать формированию нравственных качеств: доброты,
взаимовыручки, внимательности, справедливости и т.д.;
способствовать формированию навыков здорового и безопасного
образа жизни.
1.4. Актуальность и перспективность курса
21 век поставили перед человеком и цивилизованным обществом
множество сложных и ответственных вопросов. Речь идет о проблеме
профессиональной ориентации
младших школьников в учебно воспитательном процессе.
В настоящее время в школе накоплен достаточно большой опыт форм и
методов работы по профориентации старших школьников.
Однако в наш стремительный век, когда бурно изменятся экономика,
актуальной
становится целенаправленная работа по профессиональной
ориентации уже с воспитанниками младших классов.
Особенность работы по профессиональной ориентации не заключают в
подведении детей к выбору профессии. Главное - это развитие внутренних
психологических ресурсов ребенка.
В начальной
школе, когда учебно-познавательная
деятельность
становится ведущей, важно расширить представление о различных
профессиях.
В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными
представлениями о мире профессий. Некоторые элементы профессиональной
деятельности ему трудно понять, но в каждой профессии есть область,
которую можно представить на основе наглядных образцов, конкретных
ситуаций из жизни.
На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой
базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания.
Комплексная программа профессиональной работы для начальной
школы «Тропинка в профессию» создана для того, чтобы уже на ранних
4
стадиях формирования социальной сферы интересов личности ребёнка,
познакомить младших школьников с профессиями взрослых людей и
обеспечить пропедевтику профориентационной подготовки. Таким образом,
программа является первой ступенью в системе работы школы по переходу на
профориентационное обучение.
Новизна программы состоит в том, что она соединяет в себе сведения из
разных предметных областей психологии, литературы, истории, экологии,
социологии, ОБЖ, художественного труда. Программа рассчитана на 4 года
(1 - 4 класс).
1.5. Возрастная группа учащихся.
Освоение программы внеурочной деятельности рассчитано на весь курс
начального общего образования с 1 по 4 классы.
1.6. Информация о количестве учебных часов на которое рассчитана
Рабочая программа в соответствии с учебным планом и
производственным календарем.
На реализацию комплексной программы « Тропинка в профессию » в
1-м классе отводится 33 часа (1 раз в неделю), во 2-4 классах – по 34 часа в
год (1 раз в неделю). Общий объём составляет 135 часов.
1.7. Формы и методы работы
При подготовке к урокам учителю важно учитывать познавательный
интерес младшего школьника и выстраивать процесс обучения на основе
формирования его учебной деятельности. Воспитание младших школьников
возможно при различных видах и формах обучения Ведущая деятельность:
поисковая, исследовательская, творческая, игровая.
Содержание определяется возрастными особенностями младших
школьников.
Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с
рассмотрением определённой профессии. Обучающиеся имеют возможность
расширить свой кругозор, представление о мире профессий, а также
исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Курс занятий построен таким образом, что предоставляет обучающимся
возможность тренировать различные виды своих способностей.
В данной программе игровая мотивация превалирует, перерастая в
учебную. Ребёнок становится заинтересованным субъектом в развитии своих
способностей.
Занятия проводятся в активной форме, это игры, дискуссии, конкурсы,
экскурсии, конференции, элементы тренинга, викторины с элементами
творчества и самостоятельного поиска знаний. Важна смена различных видов
деятельности на протяжении всего занятия. Это способствует формированию
учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности,
развитию кругозора у учащихся. Развитие творческих способностей
немыслимо без творческой деятельности- это рисунок, аппликация,
сообщение, а также сочинение рассказов, стихов, сценариев, проигрывание
сценок, спектаклей, миниатюр, выпуск тематических газет, плакатов, выставка
работ ИЗО и трудовой деятельности.
2. Планируемые результаты работы.
В процессе изучения курса «Тропинка в профессию» учащиеся должны:
5
иметь представления:
о связях между живой и неживой природой родного края;
о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы
Ростовской области;
об истории человека в древние времена, проживающего на Донской
земле;
об истории родного края;
знать:
основные сферы профессиональной деятельности человека;
основные понятия, признаки профессий, их значение в обществе;
предприятия и учреждения микрорайона, города;
основные приёмы выполнения учебных проектов.
Уметь:
оперировать основными понятиями и категориями;
рассказывать о профессии и обосновывать её значение в обществе;
пользоваться информацией, получаемой на уроках из учебной,
художественной, научно-популярной литературы, СМИ, ИКТ.
Могут научиться:
1. личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим
формирование:
положительного отношения к процессу учения, к приобретению знаний
и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
осознания себя как индивидуальности и одновременно как члена
общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения
к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе
сверстникам;
умения выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки
и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами.
2.
регулятивным
универсальным
учебным
действиям,
обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология
проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать
эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
3. познавательным универсальным учебным действиям, включающим
обще учебные, логические действия постановки и решения проблем:
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
6
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение
задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков).
осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую,
экспериментальную задачи; осуществлять поиск информации,
необходимой для решения учебных задач, собственных наблюдений
объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор
дополнительных источников информации для решения
исследовательских задач, включая Интернет;
обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной
формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в
изобразительную, схематическую, табличную);
дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы,
диаграммы), создавать собственные;
осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах,
выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.
4.
коммуникативным
универсальным
учебным
действиям,
обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей,
партнера по общению или деятельности:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в
устной и письменной речи (на уровне одного предложения или
небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология
проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и
следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика). Средством формирования этих действий служит организация
работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты
проведения уроков).
Первый уровень результатов (1-й класс) – приобретение социальных
знаний. Занятия по конструированию, знакомство с домашними ремёслами,
экскурсии на производство, встречи с людьми разных профессий
Второй уровень результатов (2–3-й классы) – формирование
ценностного отношения к социальной реальности. Сюжетно-ролевые,
продуктивные игры («Почта», «В магазине», «Выпуск классной газеты»)
Третий уровень результатов (4-й класс) – получение опыта
самостоятельного общественного действия. Совместное образовательное
производство детей и взрослых.
Формы работы
7
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Классные часы и беседы о профессиях.
Тренинговые и тематические занятия.
Конкурсы рисунков.
Экскурсии.
Игры-викторины.
Встречи с людьми разных профессий.
Описание профессий.
Письменные работы: мини-сочинения, синквейны.
9. Заполнение анкет и результатов самооценки. Диагностика.
10. Работа индивидуально, в парах, в малых группах.
11. Реклама профессий.
12. Составление профессионального портрета семьи. Трудовые династии.
13. Лекция.
14. Дискуссия.
15. Творческая работа.
16. Практикум. Мастер-классы.
Методы и приемы профориентации в начальной школе
Основные методы и приемы профориентации младших школьников:
В 1 классе у ребенка формируются первые умения и навыки общего
труда, расширяются знания о применении техники, о трудовой деятельности
людей, о значении труда в жизни человека. На этом этапе важно проводить
различные экскурсии по городу, на ферму, в сад. В городе, например, встретив
продавца в магазине, поговорить с детьми на эту тему, объяснить, зачем
нужна такая профессия, чем она полезна. На стройке обратить внимание детей
на то, как работают строители, какие инструменты при этом используют и т.д.
Педагог так же может сводить детей в школьный сад, рассказать, как работают
садоводы и по результатам беседы дать задание на дом, например, с помощью
родителей посадить цветок в горшок и ухаживать за ним. На классных часах
преподаватель может проводить беседы на тему: «Уважение к трудящимся
людям», «Бережное отношение к природе» и др.
Во 2 классе продолжается знакомство учеников с трудом людей,
углубляется их знание о разных профессиях, устанавливается трудовые
отношения в группах. Второклассники осваивают различные трудовые навыки
и умения. В этот период педагогу очень важно провести беседу с учениками
на темы «Кем работает папа», «Кем работает мама». Рассмотреть аспекты
работы таких профессий как повар, портной, врач, водитель, т.е. тех
профессий, с которыми мы сталкиваемся каждый день. По возможности,
показывать документальные фильмы на данную тему. Очень важно на данном
этапе приобщить школьников к трудовой деятельности в школьном саду.
8
В 3-4 классах продолжается знакомство школьников с трудом
окружающих людей. На этом периоде у учащихся вырабатываются первые
навыки организации своего труда и чувство ответственности за проделанную
ими работу. Это подходящее время для знакомства с более «сложными»
профессиями, с которыми ученики не сталкиваются каждодневно – слесарь,
токарь, маляр, плотник. Для более подробного представления данных
профессий педагог может сводить учеников в школьную мастерскую. Важно
так же организовать внеклассные тематические уроки, главными гостями
которых будут люди той или иной профессии. Они смогут более подробно
рассказать о своей профессии и ответить на вопросы учеников.
Кроме вышеперечисленного, ученики должны посещать дополнительные
кружки художественного, технического и спортивного творчества. Такие
творческие кружки помогут ребенку определиться в выборе профессии.
Формирование установок на разнообразие профессий и понимание роли
труда в жизни человека хорошо проводить в форме экскурсий на предприятия,
но это труднее в организационном плане. Младшие школьники очень
чувствительны, и хорошо запоминают тот опыт, когда удаётся что-то
сотворить своими руками. Информационная поддержка в виде викторин и
конкурсов по профессиям по параллелям вполне реальная форма работа - это
следующий ресурс, который надо развивать. Важно, чтобы информация была
красочной и захватывающей, реальной, живой, поэтому роль экскурсий на
предприятия, и знакомства с различными профессиями – это неоценимый
вклад в расширение представлений ребёнка о профессии. Непосредственно в
школе, конечно, должен быть игровой методический материал - набор
игрушек по профессиям, раздаточный материал, виртуальный кабинет по
профориентации. На сегодняшний день проводится работа по профориентации
в основном за счёт интеграции в различные предметы, но в соответствии с
новыми стандартами необходимо развивать практическую деятельность детей
по этому направлению, подключая интернет – ресурсы. Заканчивая начальную
школу, дети должны иметь начальное представление о поиске сведений о
профессии в современном информационном поле, не ограничиваясь просто
виртуальными играми, и получить первоначальный незабываемей опыт своей
поисковой и исследовательской деятельности.
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Модуль I «Играем в профессии»
(33 часа)
Наименование раздела
Все работы хороши (2
ч.).
Содержание раздела
Формы организации
учебной деятельности
Введение в тему. Стихи о Занятия
профессиях. Работа с карточками игры.
(конкурс состоит в составлении целой,
из разрезанной на части, картинки).
Конкурс маляров. Игра «Кто потерял
свой инструмент», конкурс «Найди
лишнее», игра «Таинственное слово»
(расшифровка слов баркы (рыбак),
ртомас (матрос), явше (швея). Игра
с
элементами
9
отгадай пословицы (Без охоты..(нет
рыбока), без дела жить -…(только небо
коптить).
Викторина
«Угадай
профессию» кто пашет, сеет, хлеб
убирает (хлебороб), кто лекарство
отпускает (аптекарь), кто дома строит
(строитель).
Кому что нужно(2 ч.).
Вводное слово
учителя.
Определение
правила
игры.
игра.
Подбираются картинки и предметы
соответствующих
профессий.
Например: строитель-мастерок, врачградусник, повар-кастрюля и т.д.
Дидактическая
Оборудование:
изображение Дидактическая игра.
Оденем куклу на работу
рабочей
одежды,
изображение
кукол.
(2ч.).
Подобрать к каждой картинке одежду и
назвать соответствующую профессию
(строитель,
милиционер,
врач,
пожарник, продавец).
Идём на работу - дидактические
игры. Разложены круги, в середине
которых нарисованы люди разных
профессий,
относительно
с
изображением
инструментов.
Необходимо
выбрать
картинку,
подходящую для работы.
Мы строители (2ч.).
Магазин (2ч.).
Мы идем в магазин
Аптека (2ч.)
Организационный
момент. Занятие с элементами
Игра. Построение дома, башни из игры.
геометрических фигур, конструктора.
Физкультминутка. Просмотр м/ф. Игра
со счётными палочками. Строим модель
грузовика из спичечных коробков. Итог.
Что нужно знать, чтобы стать
строителем. Какую пользу приносят
наши знания.
Ролевая игра.
Организационный
момент. Беседа
с
Актуализация
опорных
знаний. элементами.
Вопросы, какие бывают магазины? Кто
работает в магазине? Формирование
новых знаний. Анализ стихотворений.
Игра «Вставьте буквы, и вы узнаете, кто
работает в магазине». Заведующая,
продавец,
товаровед,
охранник,
администратор. Оценка: вежливый,
грубый продавец. Итог: как называется
профессия людей работающих в
магазине?
Организационный
момент.
Игра.
Построение
из
геометрических
фигур
здания
аптеки. Физкультминутка. Просмотр
м/ф. Игра со счётными палочками.
Строим модель грузовика из
игровыми
Ролевая игра.
10
Больница (2ч.).
С. Михалков «Дядя
Степа-милиционер»
(2ч.).
С.Михалков «Дядя
Степа-милиционер»
(3ч.).
В.Маяковский «Кем
быть?» (2ч.)
К.Чуковский
«Доктор Айболит» (2ч.)
спичечных коробков. Итог. Что
нужно
знать,
чтобы
стать
строителем. Какую пользу приносят
наши знания
Организационный
момент.
Актуализация опорных знаний.
Подбор рифмовок в стихотворении.
Рассказ о мире профессий. Игра:
«Закончи пословицу…» (например,
«Без труда.. ( не вытянуть рыбку из
пруда»). Загадки о профессиях.
Кроссворд о профессиях. Итог: о
каких профессиях мы сегодня
узнали?
Чтение текста. Словарная
работа: милиционер, профессия.
.Обсуждение прочитанного. Ответы
на вопросы.
Просмотр
м/ф
по
произведению С.Михалков «Дядя
Степа-милиционер».
Обсуждение
поступков главных героев. Как бы
ты поступил ты в данной ситуациях.
Словарная работа.
Чтение по ролям. Обсуждение
текста. Словарные работы: столяр,
плотник, рубанок, инженер, доктор,
конструктор, шофер.
Игра-демонстрация,
Игровой час.
Чтение.
Видео урок.
Чтение текста.
Ролевая игра.
викторина.
Уход за цветами. (2ч.).
Практическое занятие.
Практическое занятие.
Профессия
«Повар»(2ч.).
Вступительное слово учителя.
Презентация профессий. Знакомство
со столовой школы. Знакомство с
профессией повар. Встреча с
людьми, работниками в школьной
столовой.
Экскурсия.
Поварята. (2ч).
Экскурсия.
Модуль II «Путешествие в мир профессий»
(34 часа)
Наименование раздела
Содержание раздела
Формы организации учебной
деятельности
Карточки
(желтые,
синие,
Мастерская
удивительных профессий красные; по 5 в каждой - 4 с рисунком, Дидактическая игра.
1 без рисунка и 4 картонных круга - тех
(2ч.).
же цветов).
Изображения рабочая одежда из
выбранных карточек, средства труда,
11
Разные дома (2ч.).
Дачный домик (2ч.).
Моя профессия (2ч.).
Профессия «Врач» (3ч.).
Больница (2 ч.).
Доктор «Айболит»(2ч.).
«Кто нас лечит» (2ч.).
«Добрый доктор
Айболит» (2ч.).
«Парикмахерская» (3ч.).
«Все работы хороши –
выбирай на вкус!» (2ч.).
Д. Дж. Родари «Чем
пахнут ремесла» (2 ч.).
Профессия «Строитель»
(2ч.).
Строительный поединок
(2ч.).
Путешествие в
место работы. Определить профессии,
результат труда человека.
Использование
настольного
конструктора «Строитель». Разбить
детей на несколько групп. Выполнить
следующее
задание:
из
кубиков
построить дома. Игра- соревнование со
строительными игровыми материалами.
Конструирование
из
настольного
конструктора. Итог, награждение.
Подобрать
цветную
бумагу
(крышу, стены, труба, крыльцо).
Выложить аппликацию из цветной
бумаги и картона. Итог, выявить
лучших участников, награждение.
Дидактическая игра: «Доскажи
словечко», загадки. Игра: «Волшебный
мешок»
(определить
на
ощупь
инструменты). Итог.
«Назови профессии», «Кто трудится в
больнице». Работа с карточками.
Сюжетно-ролевая игра.
Игра
Место, нахождение кабинета
врача.
Знакомство
с
основным
оборудованием врача. Для чего нужны
лекарства.
Итог.
Разгадывание
загадок
о
предметах труда парикмахера. Игра с
детским
игровым
набором
«Парикмахер».
Какие
бывают
парикмахеры.
Постановка
и
обсуждение
проблемных
вопросов.
Понятие
«работа», «трудолюбие». Игра: «Быстро
назови». Например: лекарство (врач),
машина
(шофер).
Конкурс
«мастерицы». Итог: мультимедиа люди разных профессий.
Инсценировка.
Практическое занятие.
Практическое занятие.
Игра-викторина.
Дидактическая игра
Сюжетно-ролевая игра.
Сюжетно-ролевая игра.
Экскурсия в кабинет
врача.
Видео урок.
Сюжетно-ролевая игра.
Игры.
Инсценировка.
Дидактическая игра: «Что кому
Дидактическая игра.
нужно для работы на стройке?».
Карточки с изображением предметов,
орудий труда. Определить названия
профессий.
Например:
штукатурмастерок, машина-шофер.
Разбить детей на несколько
Игра-соревнование.
команд. Одна группа строит дома из
спичек, другая из спичных коробков.
Кто быстрее. Подведение итогов.
Награждение команд.
Знакомство с профессией
Экскурсия.
12
кондитерский цех (3 ч.).
«Где работать мне тогда?
Чем мне заниматься?»
(1 ч.)
кондитера, с оборудованием
кондитерского цеха./»Меркурий»/. Кто
работает в кондитерской? Мастерклассы.
Введение в тему. Основная
часть. Инсценировка стихотворения
Александра
Кравченко
«Честный
ответ». Понятие о работах, профессиях.
Словарная
работа
(профессия,
специальность,
классификация).
Мультимедиа (изображение профессий:
мастер,
штукатур,
сантехник,
каменщик, крановщик). Чтение стихов:
Г. Машин «Крановщик», С. Баруздин
«Плотник», «Архитектор». Итог.
Классный час.
Модуль III «У меня растут года…»
(34 часа)
Наименование раздела
Содержание раздела
Формы организации
учебной деятельности
Вводное слово о профессиях. Речь Игровая программа.
Что такое профессия
труда в жизни человека. Работа с
(2ч.).
пословицами (например, «Труд кормит
человека, а лень портит..»). Закончить
пословицу: «Кто не работает, …… (тот не
ест). Стихотворения о профессиях. Загадка
про предметы, которые используют люди
разных профессий. Угадать профессии по
первой букве. По пословице угадать
профессию (например: «Куй железо, пока
горячо» (кузнец).
Вводное
слово.
История Беседа с элементами
У кого мастерок, у кого
происхождения орудия труда. Знакомство с игры.
молоток (2ч.).
понятием «инструмента». Дидактическая
игра: «Назови инструмент» (на кухне например, чайник, кастрюля, сковорода).
Инструменты для ремонта (молоток,
напильник, плоскогубцы). Игра: «Черный
ящик». Дидактическая игра: подбери
нужный инструмент к профессии. Итог.
Разгадывание кроссворд об инструментах.
Вводное слово. О чем будем Игровой час.
Истоки трудолюбия
говорить. Загадки. Игра-конкурс: «Кто
(2ч.)
больше
назовет
профессий».
Дидактическая
игра:
«Расскажи
о
профессии». Игра со словами: «Что будет,
если….». Например, что будет, если повара
перестанут готовить? Что будет, если врачи
перестанут лечить? Физкультминутка.
Игра: «Правильно дорисуй».
Введение в игру. Конкурс «Кто
Домашний помощник
Игра-конкурс.
каким делом занят». Дидактическая игра:
(2ч.).
«Кто чем занимается». Работа с
картинками. Конкурс «Стихотворение».
13
Мир профессий (2ч.).
Угадай профессию
(2ч.)
Какие бывают
профессии (2ч.).
Куда уходят поезда
(2ч.).
Моя профессия (2ч).
Наши друзья - книги
(2ч.).
Откуда сахар пришел
(2ч.).
Сказки о том, как опасна лень (В. Пахнов).
Инсценировки. Конкурс смекалистых.
Конкурс: «Очумелые ручки». Конкурсэстафета: «Кто быстрее забьёт гвоздь».
Разминка. Конкурс «Профсловарь».
Конкурс
болельщиков.
Вопросы
о
профессиях.
Загадки о профессиях.
Конкурс платков. Конкурс письмо другу
(друг просит дать совет по выбору
профессии). Конкурс «Отгадай кроссворд»,
конкурс пословиц о профессиях.
Игра «Эрудит» (угадать профессию по
первой букве). Например: п (пилот), в
(врач). Итог награждение лучших игроков.
Вводное слово о профессиях.
Дидактическая игра назови профессию,
например: хлеб-хлебороб, одежда-портной.
Чёрный ящик (определить на ощупь
инструменты).
Конкурс
художников.
Подведение итогов.
Вступительное слово о профессиях.
Стихи о профессиях. Пословицы о
профессиях. Конкурс угадай профессию.
Просмотр мультфильмов о строительных
профессиях (столяр, плотник, сварщик).
Рассказ по кругу. Придумать по 1
предложению о профессии. Конкурс
архитекторов. Из одинакового числа
геометрических фигур составить: дом,
машинку и т.д. Итог.
Вступительное слово. Просмотр
мультимедиа
о
железнодорожном
транспорте.
Викторина
об
истории
возникновения паровозов. Игра: «Что
изменилось». Загадки о видах транспорта.
Ролевая игра: «Проводник», «Машинист».
Итог. Что нового мы сегодня узнали.
Представление команд. Визитная
карточка (портные, модельеры). Разминка
(назвать инструменты портных, виды
одежды, пословицы). Конкурс капитанов.
Разрисовщики
тканей.
Демонстрация
моделей.
Конкурс
подарков.
Итог.
Награждение команд.
Вступительное слово. Загадки о
книгах. История происхождения книги.
Папирус, береста, бумага. Изготовление
современных
книг.
Знакомство
с
профессиями людей, которые создают
книги (наборщик, печатник, переплетчик).
Вводное слово. Просмотр фильма.
Обсуждение
растений,
из которых
получают сахар. Обработка свеклы.
Загадки
о
сахаре.
Игра:
«Назови
Викторина.
Занятие с
элементами игры.
Занятие
элементами игры.
с
Занятие с элементами
игры.
КВН.
Беседа с элементами
игры. Экскурсия в
библиотеку.
Беседа.
14
«Турнир
профессионалов» (2ч.).
Все профессии
нужны, все профессии
важны (3ч.).
Стройка (2ч.).
Операция «Трудовой
десант» (1ч.).
Уход за цветами (2ч.).
Кулинарный поединок
(2ч.).
профессию» (агроном, тракторист, шофер,
химик, сахарный завод). Игра от А до Я
(назвать профессии на все буквы
алфавита).
Представление
команд.
Приветствие. Азбука профессий (по букве
определить профессию, например Аагроном, Б - бизнесмен). Конкурс
«Кинокомедия»
(вставить
название
фильмов).
Игра
«Третий
лишний»
(программист, закройщик, компьютерщик).
Конкурс
пантомимы
(изобразить
профессию). Подведение итогов.
Вводное
слово:
страница
информационная (данные о профессиях).
Поэтическая (чтение стихов Д. Родари
«Чем пахнут ремесла», Маяковский «Кем
быть?»)
Художественная
(просмотр
мультимедиа о людях разных профессий).
Игра. Дискуссия «Объясните пословицу:
«Всякая вещь трудом создана».
Вводное слово. Инструктаж по ТБ.
Выбор Знакомство со строительными
объектом. Виды строительных профессий.
Итог. Рисунки, сочинения о профессии.
Знакомство
со
словами:
бульдозер,
экскаватор, подъемный кран и т. д.
Вводное слово. Создание двух
бригад. Распределение участков между
бригадами. Назначение ответственных.
Техника безопасности. Выполнение работы
по уборке территории. Подведение итогов.
Поощрение.
Практика.
Открытие. Представление команд.
Команды: «Веселые поварята», «Чудоповара». Конкурс-эстафета «Варим борщ»
(собрать набор продуктов, кто быстрее).
Конкурс:
«А
знаете
ли
вы?»,
«Сладкоежки», «Украсим торт», «Что в
мешке». Конкурс-эстафета (надеть фартук,
кто быстрее нарежет овощи и тд.). Итоги
конкурса, награждения команд.
Конкурс-игра.
Устный журнал.
Экскурсия.
Практикум.
Практика.
Шоу-программа.
Модуль IV «Труд в почете любой, мир профессий большой»
(34 часа)
Наименование раздела
Любимое дело мое счастье в будущем (2ч.).
Содержание раздела
Формы организации учебной
деятельности
Организационный
момент. Классный час,
Психологическая игра в круге. презентация.
Инсценировка
стихотворения
С.
Михалкова «Дело было вечером».
15
По дорогам идут
машины (2ч.).
Все работы хороши
(2ч.).
О профессии продавца
(2 ч.).
О профессии
библиотекаря (2ч.).
Праздник в Городе
Мастеров (2ч.).
Работники издательства
типографии (2ч.)
Презентации. Швейное, строительное,
газетное дело. Задание: установить
порядок постройки дома, установить
порядок создание газеты. Подведение
итогов.
История
возникновения
профессии
шофёра.
Загадки
о
профессии шофёр. Игра «Кто самый
внимательный». Игра «Неуловимый
шторм». Игра «Какой это знак».
Ролевая игра - драматизация «Улица».
Введение в тему. Стихи о
профессиях.
Дидактическая
игра,
расшифровка
слова.
Конкурс
строителей. Составить из разрезанных
картинок рисунок дома. Игра «Кто
потерял свой инструмент». Викторина:
«Угадай профессию», конкурс «Найди
лишнее». Итог игры. Награждение
участников.
Вступительное
слово.
Знакомство с профессией продавец.
Игра:
«Умей
промолчать».
Разыгрывание ситуации: «Грубый
продавец», «вежливый покупатель».
Игра «магазин».
Вступительное слово. Рассказ о
профессии
библиотекаря.
Игра:
«Угадай, какая книжка». Игровая
ситуация: «Читатель-библиотекарь».
Оценка работы библиотекаря.
Представлены
2
команды:
«Девицы-мастерицы»,
«Веселые
умельцы».
Приветствие
команд.
Вопросы из шкатулки (разминка).
Конкурс: «Самый трудолюбивый»,
конкурс:
«Видеоклип»,
конкурс:
«Проворные мотальщики», конкурс:
«Частушечный»,
конкурс:
«Капитанов». Домашнее задание сценки о профессиях. Подведение
итогов, награждение.
Организационный
момент.
Актуализация
опорных
знаний
(разгадывание ребуса). Сюжетноролевая игра «Редакция газеты».
Задание
1
-штат
редакции
(корреспондент, фотограф, художник,
наборщик). Задание 2 – «Вы –
редакторы» (отредактировать текст).
Задание 3 – «Вы – журналисты»
(написать текст). Задание 4 – «Вы –
художники»
(выполнение
иллюстрации). Итог: люди каких
специальностей
работают
над
Беседа-тренинг.
Игра-конкурс.
Занятие с элементами
игры.
Беседа с элементами
игры.
КВН.
Сюжетно-ролевая игра.
16
созданием газеты.
Вступление.
Знакомство
с
Как приходят вести (2ч.).
профессией почтальона. Из истории
(как
передавались
новости
в
древности). Изобретения в области
связи. Современные профессии связи
(почтальон, сортировщик почты).
Загадки
и
почтовый
транспорт
(самолет), телефон (в пер. с греч
«далеко - пишу»). Виды связи, сотовая
связь. Ролевая игра «Телефон». Итог.
Вводное слово. Представление
Веселые мастерские
2 команд. Столярная мастерская.
(2ч.).
Знакомство с инструментами (пила,
топор, молоток, рубанок, стамеска).
Загадки
об
инструментах.
Практическое задание – сделать
кроватку
для
кукол.
Швейная
мастерская. Загадки об инструментах.
Конкурс:
«Пришей
пуговицу».
Подведение итогов. Награждение.
Путешествие по 5 районам.
Путешествие в
Каждый соответствует одной из
Город Мастеров (2ч.).
профессиональных сфер (человек человек, человек - техника, человек природа, человек - художественный
образ, человек - знаковая система).
Дается задание составить план района,
придумать название улиц, заселить
дома сказочными героями. Например,
район «Умелые руки», сказочные
жители - Самоделкин, Железный
Дровосек.
Организационный
момент.
Строительные
Актуализация опорных знаний специальности (2ч.).
разгадать кроссворд. С чего начинает
работу хороший специалист (с плана
или проекта). Игра: «Поможем
начальнику стройку организовать»,
игра: «Проект». Итог: вопросы: что
случиться, если строить здание без
соответствующего плана, почему так
важно руководствоваться проектами
при строительстве здания?
«Время на раздумье не
теряй, с нами вместе
трудись и играй» (2ч.).
Знакомство с
Вступление. Чтение стихов: «У
меня растут года…». Выступление
учеников
с
сообщениями
о
профессиях. Задание на внимание:
«Найди
синий
на
рисунке».
Мастерская
слова
(чтение
и
инсценировки). Конкурс-игра: «Нитки
иголка»,
конкурсы:
«Бой
с
подушками». Итог.
Введение. Стихи о труде.
Экскурсия на почту.
Игра - состязание.
Проф ориентационная
игра.
Практикум.
Игровой вечер.
Конкурс
17
профессиями прошлого
(2ч.).
«Человек трудом
прекрасен» (2ч.).
«Умеешь сам - научи
другого» (2ч.).
«Чей участок
лучше?» (2ч.).
«Кулинарный поединок»
(2ч.).
Рассказ о рабочих профессиях. праздник.
Конкурс:
«Заводу
требуются».
Информация для
любознательных.
Знакомство с профессией плотника.
Игра-соревнование.
Играсоревнование.
Практикум.
Практикум.
Практикум.
Практикум.
Практикум.
Практикум.
3. Календарно-тематическое планирование.
Модуль I
«Играем в профессии»
(33 часа)
№
1-2
«Все работы хороши»
Колво
часов
2
3-4
«Кому, что нужно»
2
5-6
7-8
«Оденем куклу на работу, едем на 2
работу»
«Мы строители»
2
9-10
«Магазин»
2
1112
«Мы идем в магазин»
2
1314
1516
1718
1920
212223
2425
2627
2829
30-
«Аптека»
2
«Больница»
2
«Какие бывают профессии»
2
С.Михалков «Дядя Степа»
2
«Дядя Степа-милиционер»
3
В.Маяковский «Кем быть?»
2
К.Чуковский «Доктор Айболит»
2
Уход за цветами
2
Экскурсия,
видеоурок,
встреча
с работником
полиции
Чтение, беседа, обсуждение
«Кем я хотел бы быть?»
Игра-демонстрация,
викторина
практика
Профессия повар
2
Экскурсия,
п/п
Дата
прове
дения
Тема
Форма проведения
занятие с элементами игрывидеознакомства
дидактическая игра
беседа
занятие с элементами игры
беседа
занятие с элементами игр
видеознакомства
Знакомство с атрибутами,
ролевая игра
Экскурсия.
Ролевая игра
Знакомство с атрибутами,
ролевая игра
Знакомство с атрибутами,
ролевая игра
Видеознакомство, игровой
час
Чтение, беседы, викторины
видеоурок,
18
31
3233
«Поварята»
2
викторина
практикум
2 класс
Модуль II «Путешествие в мир профессий»
(34 часа)
№
п/п
1-2
3-4
5-6
7-8
9-10-11
12-13
14-15
16-17
18-19
20-21-22
23-24
25-26
27-28
29-30
31-32-33
34
Дата
прове
дения
06.09.
13.09.
20.09.
27.09.
04.10.
11.10.
18.10.
25.10.
Колво
Тема
часов
Мастерская
удивительных 2
профессий «Все работы хороши»
«Разные дома»
2
Форма проведения
Занятие с элементами игры
Конструирование
«Дачный домик»
2
Аппликация
«Моя профессия»
2
Игра-викторина
08.11.
15.11.
22.11.
29.11.
06.12.
«Профессия «Врач»
3
Занятие с элементами игры,
приглашение врача
«Больница»
2
Сюжетно-ролевая игра
13.12.
20.12.
27.12.
10.01.
17.01.
24.01.
31.01.
07.02.
14.02
21.02.
28.02.
07.03.
14.03.
21.03.
04.04.
11.04.
18.04.
25.04.
02.05.
16.05
23.05.
Доктор «Айболит»
2
«Кто нас лечит»
2
«Добрый доктор Айболит»
2
«Парикмахерская»
3
Сюжетно-ролевые
игры,
просмотр мультфильма
Экскурсия
в
медицинский
пункт
Сюжетно-ролевая
игра,
просмотр мультфильма
Сюжетно-ролевая игра
«Все работы хороши – выбирай 2
на вкус!»
Дж. Родари
«Чем пахнут 2
ремесла»
Профессия «Строитель»
2
Сюжетно-ролевая игра
Строительный поединок
Игра-соревнование
2
Работа
с
инсценировка
Дидактическая игра
текстами,
Путешествие в кондитерский цех 3
«Кузбасс» г. Прокопьевска
Экскурсия. Мастер-классы.
«Где работать мне тогда? Чем 1
мне заниматься?»
Инсценировка стихотворения
Александра
Кравченко
«Честный ответ», мультимедиа.
3 класс
19
Модуль III « У меня растут года…»
(33 часа)
№
п/п
1-2
3-4
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17-18
19-20
21-22
23-24
25-26-27
28-29
30
31-32
33
Дата
прове
дения
05.09.24
12.09.24
19.09.24
26.09.24
03.10.24
10.10.24
17.10.24
24.10.24
Колво
часов
2
Тема
«Что такое профессия»
«У кого мастерок,
молоток»
«Истоки трудолюбия»
у
кого 2
Форма проведения
игровые программы, проект
2
беседа с элементами игры,
конкурс
игровой час
«Домашний помощник»
2
игра-конкурс, сочинение
07.11.24
14.11.24
21.11.24
28.11.24
«Мир профессии»
2
Викторина, ролевая игра
«Угадай профессии»
2
занятие с элементами игры
05.12.24
12.12.24
19.12.24
26.12.24
09.01.25
16.01.25
23.01.25
30.01.25
06.02.25
13.02.25
20.02.25
27.02.25.
06.03.25
13.03.25
20.03.25
03.04.25
10.04.25
17.04.25
24.04.25
15.05.25
22.05.25
«Какие бывают профессии»
2
занятие с элементами игры
«Куда уходят поезда»
2
занятие с элементами игры
«Моя профессия»
2
КВН, проект
«Наши друзья-книги»
2
«Откуда сахар пришел»
2
Экскурсия в
сельскую
библиотеку
Презентация, беседа
«Турнир профессионалов»
2
конкурс-игра
«Все профессии нужны,
профессии важны»
все 3
Устный журна7
«Строим дом»
2
Операция « Трудовой десант»
«Уход за цветами»
1
2
Экскурсия,
конструирование
практикум
практикум
«Кулинарный поединок»
1
шоу-программ, проект
4 класс
Модуль IV «Труд в почете любой, мир профессий большой»
(34 часа)
№
п/п
1-2
Дата
прове
дения
Колво
Тема
часов
«Любое дело - моё счастье в 2
Форма проведения
классный час, презентация,
20
будущем»
работа в группах
3-4
5-6
7-8
«По дорогам идут машины»
«Все работы хороши»
«О профессии продавца»
2
2
2
беседы - тренинг
игра-конкурс
беседа-тренинг
9-10
11-12
«О профессии библиотекаря»
«Праздник в городе Мастеров»
2
2
беседа с элементами игры
КВН
13-14
«Работники
издательства
и
типографии»
«Как приходят вести»
«Веселые мастерские»
«Путешествие
в
Город
Мастеров»
«Строительные специальности»
«Время на раздумье не теряй, с
нами вместе трудись и играй»
«Знакомство с промышленными
профессиями»
«Человек трудом красен»
«Успеешь сам - научи другого»
«Чей участок лучше»
«Кулинарный поединок»
2
2
2
2
Экскурсия в типографию,
ролевая игра
Экскурсия на почту
Игра - состязание
профориентации - игра
2
2
Практикум, защита проекта
Игровой вечер
2
Конкурс-праздник
2
2
2
2
Игра-соревнование
Практикум
Практикум
Практикум
15-16
17-18
19-20
21-22
23-24
25-26
27-28
29-30
31-32
33-34
Приложение 1
Методики для детей младшего школьного возраста
В разделе собраны методики, предназначенные для выявления направленности и интересов,
качеств личности и черт характера, желаний и ценностных ориентаций младшего школьника.
Если бы я был волшебником?
Если бы у тебя была волшебная палочка?
Цель: определить направленность потребностей, желаний младшего школьника.
Желание для себя
Желание для близких
Желание для людей
вообще
Методика «Золотая рыбка»
Можно при проведении методики ввести игровые элементы: разыграть сценку.
Игра «Цветик - семицветик»
Цель: Определить направленность потребностей, устремления ребенка, его желаний.
Отработать результаты можно следующим образом:
1.
Выписать желания детей, суммируя повторяющиеся или близкие по смыслу.
2.
животных)
3.
Сгруппировать: а) материальные (вещи, игрушки…), б) нравственные (иметь
Познавательные (научиться чему-либо, стать кем-нибудь)
21
4.
Разрушительные (сломать, выбросить…)
Методика «Загадай желание»
- Из списка разных желаний выбрать «свои»
- стать известным, приносить радость, заниматься любимым делом, стать богатым, иметь
куклу Барби, научиться играть на компьютере, каждый день есть мороженое.
Методика «Радости и огорчения»
Цель: Выяснить ценностные ориентации младшего школьника.
Данная методика может проводиться разными способами.
1.
Ребенку предлагается дописать два предложения:
Больше всего я радуюсь, когда…..
Больше всего я огорчаюсь когда…
2.
Лист бумаги делится на две части, каждая из которых имеет свой символ: солнце и
тучи ( день и ночь). Ребята в соответствующей части листа рисуют свои радости и огорчения, а
могут написать о них.
3.
Каждый ребенок получает лепесток ромашки, на одной его стороне пишет о
радостях, на другой - об огорчениях. По окончании работы лепестки собираются в ромашку.
Методика «Кем быть?»
Цель: Выявить интерес детей к профессиям, мотивы их выбора.
А – Нарисовать, кем бы ты хотел стать в будущем?
Б – Нарисовать мини-рассказ «Кем я хочу стать и почему?»
В – Дописать предложение: « Я хотел бы стать…, потому, что …»
Методика «Моё любимое дело»
Цель: Выявить наиболее популярные занятия детей.
Что ты любишь делать больше всего? Твои любимые занятия?
Методика «Чудо-дерево»
Цель: Выявление отношения к делам, проводимым в классе, интересов и ожиданий
ребенка, от его жизнедеятельности.
Ребенку предлагается оценить дела, проводимые в классе, школе, в которых он участвовал.
Каждый получает изображение дерева: яблоня, ель и т. д., и разного цвета кружки («яблоки»..).
На кружках красного цвета написать какие дела понравились. На кружках голубого – те, о
которых не хотелось бы вспоминать. На кружках желтого - в которых что-то не понравилось, на
белых кружках записать предложение на будущее. Затем все кружки прикрепить к «кроне дерева»
и у подножия каждый подписывает свою фамилию.
Методика «Каков я? Кто я?
Цель: Выяснить уровень самосознания подростков, самооценки, самоопределения.
1.
Ребятам предлагается выделить главные особенности своей личности, ведущие
качества.
2.
Дописать фразу:
« Я в своем представлении…»
«Понимать человека - это значит…»
3.
Ответить на вопросы:
- Что хочу от жизни? От себя? От других?
- Чему хочу научиться?
22
- Чем хочу заниматься?
4. Человека какого возраста ты хотел бы видеть своим другом и почему?
Методика «Проекция образа собственного Я»
Ребятам предлагается сделать 2 кратких личностных описания
Одно - каким ребенок видит себя сам;
Другое – каким видят его другие.
Описание кладут в коробку, мешочек, сундучок, по очереди вытаскивают, зачитываются
вслух, а ребята пытаются отгадать кому он принадлежит.
Остров забияк
Форма, метод: Игра.
Цель: Профилактика агрессивного поведения.
Оборудование: Специальное оборудование не требуется.
Реализация: Добрая фея прилетает на остров, где живут одни забияки. Они все уже
передрались между собой, ходят в синяках, разодранной одежде, с разбитыми носами. Пусть дети
изобразят все это: не скупитесь на черную, синюю и красную краску. Никто ни с кем не
разговаривает, не мирится, ничем не делится. «Хорошо вам?» - спрашивает фея. «Нет, худо нам,
плохо», - отвечают дети. «А почему вам плохо?» - продолжает фея…и т. д.
Допишите сценарий сами, опираясь на уровень возможности ваших учеников.
Вариации: Можно разыграть сценку, выставив в качестве главных отрицательных героев
всем известных хулиганов.
Обработка результатов: По поведению детей определяется, кто и как воспринимает
агрессивное поведение.
Выводы: Очередное звено в цепи коррекционных мер.
Петушки-драчуны.
Форма, метод: Игра, профилактическая беседа.
Цель: Коррекция агрессивного поведения.
Оборудование: Не требуется. Участие принимают дети, которым хочется потолкаться.
Остальные – зрители.
Реализация: Поссорились два петушка. Изображающие их дети с заложенными за спину
руками становятся на одну ногу друг против друга и подпрыгивая стараются ударить соперника
движением плеч вперед. Игра должна проходить так, чтобы дети, окружившие «петушков»,
смеялись.
Пусть попробуют все, кто захочет.
После игры проводится этическая беседа:
1.
Как со стороны выглядела драка петушков?
2.
За что поссорились петушки?
3.
Можно ли было избежать ссоры и драки?
4.
Хорошо ли тому, кого бьют?
5.
Что чувствует более сильный?
6.
Как помириться петушкам?
7.
Какой вред приносит драка?
Вариации: Для учеников 3-4 классов игра и беседа дополняются новыми подробностями.
Например, в беседе можно затронуть вопросы:
Должны ли в драке быть правила?
Возможна ли драка без правил?
Не лучше ли драться без рук?
Можно ли бить лежачего? и т.п.
23
Обработка результатов: Накапливается информация о прогрессивности коррекционного
воспитания.
Выводы: Формируется представление об отношении детей к разрешению конфликтов.
Поссорились и помирились.
Форма, метод: Игра, после игры этическая беседа.
Цель: Коррекция агрессивного поведения.
Оборудование: Не требуется. Играют все желающие. В пары желательно поставить тех
детей, которые сейчас в ссоре друг с другом.
Реализация:
Действие первое. Двое детей изображают поссорившихся друзей. Они стоят спинами друг к
другу и притоптывают ногами, руки на поясе, сложенные на груди или за спиной. Звучит угрюмая
музыка.
Действие второе. Дети поворачиваются лицом друг к другу и улыбаясь берутся за руки,
весело кружатся в танце. Потом обнимаются и уходят.
План этической беседы:
1.
Что лучше – ссориться или дружить?
2.
Пользу или вред приносят ссоры?
3.
Как помириться, если вы уже поссорились?
4.
Как долго можно быть в ссоре с другом?
5.
Нужно ли прощать обиды?
6.
Как простить обидчика, чтобы с ним не ссориться? и т. д.
Вариации: в зависимости от конкретных возможностей и потребностей.
Обработка результатов: Накапливается информация о прогрессивности коррекционного
воспитания.
Выводы: педагог решает, какую дальнейшую работу проводить для коррекции поведения.
Какой Я.
Форма, метод: Упражнение-конкурс.
Цель: Выявление особенностей характера. Эта цель замаскирована. Учитель говорит детям:
нужно сказать о себе как можно больше и как можно короче. Учитель будет следить за
количеством слов и предложений. А дети будут следить за содержанием сказанного.
Оборудование: Не требуется. Перед началом конкурса учитель приведет пример и
расскажет о себе в трех предложениях. Например: «Я уважаю и люблю своих учеников. Я
требователен к ним, потому что я хочу…». Призы вручаются за точное выполнение условий
конкурса.
Реализация: Ребенку нужно сказать все самое главное о себе в трех предложениях. Все
дети класса слушают и оценивают правдивость самооценки. Побеждают те, кто использовал
минимальное количество слов или предложений. Победа не присуждается, если дети обнаружат
неточности. Например, ребенок говорит, что он добрый, а одноклассники называют его злым.
Вариации: Можно варьировать число предложений. Можно задавать конкретную тему или
ситуацию. Использовать в зависимости от возраста, опыта детей и имеющихся возможностей.
Обработка результатов: Учитель, проводя этот конкурс, получает информацию о том: 1)
как ребенок оценивает себя, какие свои качества считает важными и главными; 2) как его
оценивают одноклассники; 3) существуют ли различия в самооценке и оценках других.
Выводы: Накапливаются данные о сильных и слабых качествах. Выявляются дети,
которым требуется коррекция поведения. Если этот конкурс как следует подготовить, то
результаты будут хорошие.
Одно предложение.
Форма, метод: Сочинение на заданную тему.
24
Цель: Выяснить, как оценивает себя ребенок, какие свои качества он считает самыми
важными и хочет о них сказать всем.
Оборудование: Листочки бумаги, ручки всем детям.
Реализация: Попросите детей дописать предложение «Я…..». Пусть напишут, что захотят.
Обычно, пишут то, что является главной частью их «Я – концепции», «Я помогаю своей маме».
Вариации: Можно усложнить задание и попросить детей назвать одно или несколько
своих главных качеств, например: «Я высокий и сильный».
Не нужно подсказывать, следите, чтобы дети не списывали друг у друга. В последнем
случае это задание окажется бесполезным.
Обработка результатов: Ответы изучите, сделайте выводы. Наиболее интересные и
неизвестные вам сведения внесите в личные карточки учеников. Сравните с материалами, которые
уже имеются в вашем распоряжении. Если вы ведете статистический анализ, то добавьте
соответствующие баллы в графы учеников.
Выводы: Устанавливаются дети, требующие повышенного внимания и коррекции
поведения.
Приложение 2
Что такое профессия? Какие бывают профессии?
Цель: Расширение знаний учащихся о профессиях.
Формирование интереса к профессиям.
Задачи: 1. Учить ребят разгадывать пословицы, ребусы, загадки.
2. Учить стихи о профессиях.
3. обогащать словарный запас.
4. Коррекция высших психических функций (мышление, речь).
Оборудование: Мультимедиа (люди разных профессий, ребусы, материал
дидактических игр). Загадки, пословицы, иллюстрации о профессиях, кроссворды.
План.
1.
Вступительное слово о профессиях
2.
Работа с пословицей.
3.
Стихи о профессиях.
4.
Дидактические игры: «Назови профессию по букве».
5.
Релаксационная пауза.
6.
Игра «Угадай профессию по пословице».
7.
Дидактическая игра: «Доскажи словечко».
8.
Итог
для
Содержание.
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы поговорим о том, что такое профессия, о многообразии мира профессий, их
значение в нашей жизни, о качествах, необходимых людям той или иной профессии. В мире
существует тысячи профессий. Очень трудно разобраться в этом многообразии и сделать
правильный выбор.
В народе всегда очень много говорилось о труде в пословицах и поговорках. Давайте
поиграем в игру «Закончи пословицу»:
25
Кто любит труд…(того люди ждут)
Хочешь есть калачи… (не сиди на печи)
Кто не работает…(тот не ест).
Без труда не вытянешь…(рыбку из пруда)
Что же такое профессия? (отвечают дети).
В словаре русского языка С.И. Ожегова дано такое толкование «Профессия - основа, род
занятий трудовой деятельности».
Может ли человек получить профессию сразу, без подготовки? Правильно, сначала надо
учиться, приложив много стараний и труда. А какие профессии вы знаете?
Давайте отгадаем загадки о профессиях:
Как же трудно спозаранку
Целый день крутить баранку,
Работа его важна и сложна,
Но как она людям повсюду нужна.
(шофер)
Как легко приготовить обед!
Ничего в этом трудного нет.
Это проще простого,
Это раз и готово!
(повар)
Сошьют они наряды
Всех красок и цветов
Оденешься и сразу
Взгляда не отведет никто.
(портной)
Почту - письма и журналы
По домам разносит он.
Ходит он во все кварталы
И заходит в каждый дом.
(почтальон)
Кто в дни болезней
Всех полезней
Он лечит нас
От всех болезней.
(врач)
Давайте поиграем в дидактическую игру.
Назовите профессию на букву «А»
(Аптекарь, архитектор, адвокат…)
(работа с карточками)
Релаксационная пауза.
Игра «Волшебный мешок»
У. орщица
Тов. ровед
Б Е
Завед.ющая
Дир.ктор
А Т
О.ранник
М.неджер
Р Х У
Чем занимаются люди этих специальностей.
Игра: «Угадай профессию»
Необходимо по предмету узнать профессию: ножницы - (портной), Градусник – (врач),
отвертка – (электрик) и т.д.
По пословице угадай профессию:
26
Куй железо пока горячо – кузнец
Не игла шьет, а руки – (швея)
Не бравшись за топор, избы не срубишь….
Игра: «Доскажи словечко»
Трактор водит – (тракторист)
Стену красит – (маляр)
Доску выстругал – (столяр)
Электричку водит – (машинист)
Итог: Что нового мы сегодня узнали?
Какие профессии вы знаете?
Приложение 3
Путешествие по городу мастеров
(Профориентационная игра)
Цель: Расширение знаний и представлений о различных профессиях.
Задачи: 1. закрепить представления детей о разных профессиях, показать значимость
каждой из них.
2. Коррекция высших психических функций (речь, мышление, память)
3. Воспитывать приветливость, формировать навыки общения, речевой и
поведенческий этикет.
Оборудование: Квадраты с названием услуг , плакаты, костюмы (повара, шофера…),
овощи, корзина, инструменты врача, портного.
План.
1.
Вступление. Чтение стихов о профессиях.
2.
Работа с загадками.
3.
Дидактическая игра «Окажем помощь больному»
4.
Дидактические игры: «Путаница», «Узнай на вкус».
5.
Подвижная игра: «Цветные автомобили»
6.
Релаксационная пауза.
7.
Дидактическая игра: «Доскажи словечко
8.
Дидактическая игра: «Назови инструменты»
Итог: Вступительное слово воспитателя.
Дорогие ребята, давайте отправимся в путешествие по городу мастеров. Кто здесь живет?
Правильно. Люди разных профессий. Человек трудится, овладевает профессией. Профессий на
земле очень много…
Воспитатель: Строитель наш
Построит дом
И мы в нем дружно заживем
Костюм нарядный выходной
Искусно нам сошьет портной
Дает книги нам библиотекарь
Хлеб испечет в пекарне пекарь
27
Учитель выучит всему
Научит грамоте, письму
Письмо доставит почтальон
И повар сварит нам бульон
Я думаю мы подрастем
И дело по душе найдем!
Давайте, ребята, сегодня путешествовать по городу мастеров.
Домик врача. Стихи о враче. (ребенок в одежде врача читает стихотворение):
Знает он про вас немало
Как зовут
Кто ваша мама
Знает рост и знает вес
Кто как спит
И кто как ест
С вас не сводит строгих глаз
Лечит он ребята вас
Вопросы:
1.
Что будет, если врач не станет лечить?
2.
Что делает врач на работе?
3.
Что он использует в своей работе?
Дидактическая игра: Окажем помощь больному. Медвежонок сломал ногу.
Домик повара.
Встречает ребенок, одетый в костюм поваренка. Читает стихи.
Повар вкусный суп готовит,
Жарит вкусный антрекот.
И своим чудо – искусством
Всюду радует народ!
Вопросы:
1.
Где работает повар?
2.
Что есть на кухне?
3.
Что он делает на кухне?
4.
Какое блюдо любите?
Дидактическая игра: «Путаница»
Корзина с овощами и фруктами. Необходимо назвать овощи и фрукты отдельно.
Дидактическая игра: «Узнай на вкус»
Необходимо с закрытыми глазами по вкусу определить овощи и фрукты…
Релаксационная пауза:
Пальчиковая гимнастика, 1,2,3,4
В нашем доме кошки жили
Кошки молоко лакали
Кошки коготки точили
Мышек сереньких ловили…
Дорогие ребята! Мы немножко отдохнули. Давайте продолжим путешествие по городу
мастеров. Следующий домик, который мы посетили. Это домик шофера.
Ребенок одет в одежду шофера, читает стихи:
Встану я очень рано
Ведь моя забота
Всех отвозить по утрам
28
На работу…
Вопросы:
1.
Кто живет в домике?
2.
Почему вы догадались?
3.
Какие машины вы знаете?
Подвижная игра: «Цветные автомобили»
И последний домик, который поселим – это домик портного. Встречает ребенок в одежде
портного.
Читает стихи:
Сошьют они наряды
Всех красок и цвето.э
Оденешься - и сразу
Взгляда не отведет никто.
Дидактическая игра: Назови инструменты, необходимые для работы портного?
Итог:
1.
Что нового мы узнали сегодня?
2.
С какими профессиями познакомились?
Приложение 4
"Вот когда я взрослым стану..."
Цель:создание положительной мотивации учебной деятельности в начале
года, предпосылок осознанного выбора профессии в старшей школе.
Ход классного часа
- Здравствуйте, ребята! Вот и наступил новый учебный год, теперь вы
второклассники!
- Как отдохнули? С каким настроением вернулись в школу? (ответы детей)
- Я рада, что вы все сегодня пришли в класс с хорошим настроением, отдохнувшие,
веселые. Но только ли веселые чувства вы испытываете (сожаление о том, что каникулы
закончились и предстоит снова учиться.)
- Ну вы, пока еще, дети, хотя и заметно повзрослели за лето, и главное ваше занятие.
учеба. Наверное, иногда так хочется стать взрослым, что бы уже не ходить в школу... (да)
- Вот сегодня мы с вами помечтаем о том времени, когда вы станете взрослыми
(слайд)
- Когда я была ребенком, мне тоже хотелось скорее повзрослеть, но вот только
почему уже не помню? Может быть, вы поможете вспомнить? (Слайд, ответы детей)
- Молодцы, оказывается взрослые так много могут того, чего не могут дети, все что
вы сказали , пожалуй можно объединить (слайд). Взрослые самостоятельные.
- А чем же взрослые занимаются каждый день кроме выходных? (работают)
- Зачем? (слайд, ответы детей)
- Конечно, чтобы зарабатывать деньги (слайд), приносить пользу людям (слайд), а
кроме того, работа бывает еще и интересной для конкретного человека (слайд).
- Вот когда вы станете взрослыми станете (слайд), вам тоже придется выбирать
работу. А знаете ли вы какие есть профессии? Попробуйте отгадать мои загадки (см.
приложение.)
- Молодцы, профессий знаете много, но как же среди такого большого количества
вариантов выбрать только одну, которая будет приносить и пользу, и удовольствие, и
деньги? (?, слайд). И хотя выбирать придется еще не скоро, уже сейчас вы можете
готовиться к этому выбору . Как? (ответы детей.)
- Молодцы! Правильно! (Или "Если вы пока затрудняетесь ответить на этот вопрос,
то я подскажу")
Показ и обсуждение слайдов:
- собирай информацию о профессиях,
- наблюдай за трудом взрослых в жизни,
29
- посещай специальные музеи, в которых можешь "прикоснуться" к профессиям,
- пробуй себя в разных видах деятельности, что бы понять , что тебе больше всего
нравится делать
- и, самое главное, учись! Ведь школа - это первый шаг в любую профессию.
Заключение: чтение и обсуждение стихотворения Д. Родари "Чем пахнут
ремесла?"
Приложение 5
Загадки-шутки о профессиях
Мы в профессии играем.
Ян-циркач знаком с Иваном,
По душе их выбираем,
Недоверчивым и странным.
И мечтаем поскорее
Он следит за дядей Дроном
Мамы с папой стать взрослее,
И мечтает стать ... (шпионом)
Чтоб не просто так мечтать,
А кем быть решить и стать.
У шпиона есть братишка.
Саша гордо самолет
Коля любопытный слишком,
На веревочке везет.
Он наукой увлеченный,
Он готовится к полетам,
Значит, вырастет ... (ученым)
Значит, вырастет ... (пилотом)
Наш ученый с другом Васей
У пилота Боря друг
Плавал дома на матрасе.
Красит краской все вокруг.
Ловко обогнул диван
На окне рисует дождик,
Вася, храбрый ... (капитан)
Значит, вырастет ... (художник)
Капитана Ксюша с Жанной
У художника сестренка
Заразили кашей манной.
Петь умеет очень звонко.
А потом лечили щами.
Подпевают Насте птицы,
Стать хотят они ... (врачами)
Значит, вырастет ... (певица)
У врачей есть три подружки –
У певицы есть соседи –
Наряжаются в подушки.
Близнецы Денис и Федя.
Галя, Машенька и Вера
Воду варят вечерами,
По призванью ... (модельеры)
Значит будут ... (поварами)
Модельеры любят Гошу,
Повара с Валерой в ссоре,
Потому что он хороший.
Он опять о вкусах спорит.
Сочинил он им сонет,
Очень любит он дебаты,
Значит, вырастет ... (поэт)
Значит будет ... (депутатом)
У поэта брат – Степашка,
Он весь год учил букашку
Депутат с Мариной дружит.
Прыгать из стакана в ковшик.
Той, что вечно в танце кружит,
Степа - юный ... (дрессировщик)
Ведь красавица Марина
Стать мечтает (балериной)
Дрессировщик с другом Димой
Балерина дружит с Дашей.
Целый день искали мину.
Даша кормит с ложки кашей
Дима банку под забором,
Куклу-капризулю Катю Закопал, чтоб стать ... (сапером)
Подрастает ... (воспитатель)
У сапера старший брат,
Воспитатель ходит в школу
Он всегда помочь всем рад.
Вместе с мальчиком веселым.
Кошек с дерева сниматель,
Ян жонглирует мячом,
Лёва - будущий ... (спасатель)
Значит, будет ... (циркачом)
Наш спасатель ходит парой
30
С доброй девочкой Тамарой.
Лечит та зверей отваром,
Хочет стать ... (ветеринаром)
У ветеринара Томы
Мышки все ушли из дома.
Их найдет, всех опросив,
Тима, местный ... (детектив)
Детектив наш на диване
Отыскал заколку Ани.
Аня учит роль Алисы,
Чтобы стать большой ... (актрисой)
Для актрис – аплодисменты
И цветы, и комплименты.
Крикнул Анечке: «Мотор!»
Слава – кино-... (режиссер)
Режиссер театр забросил,
Пол он с Данькой пылесосил.
Окружающий мир дорог
Даньке. Будет он ... (эколог)
У эколога сосед
Сколотил сам табурет,
А еще для птичек дом.
Значит, станет ... (столяром)
Был столяр на дне рожденья
У Володи в воскресенье.
Папа Вовке автомат
Подарил, чтоб рос ... (солдат)
Все солдаты ходят строем.
Ордена раздал героям
И обратно в бой послал
Рома – храбрый ... (генерал)
Генерал в отставку подал,
Ведь его погоны продал
Толя, маленький хитрец Подрастает ... (продавец)
Продавец зимой Олегу
Продал три сугроба снега.
Крепостей Олег лепитель –
Он потомственный ... (строитель)
Труд строителя всем нужен,
Нужен всем и вкусный ужин,
Доктор, чтобы всех лечил,
И учитель, чтоб учил.
Летчик нужен, чтоб летать...
Ну а ты кем хочешь стать?
Приложение 6
Загадки о профессиях
Кто в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней?
(Врач)
В прошлый раз был педагогом,
Послезавта - машинист.
Должен знать он очень много,
Потому, что он ...
(Артист)
Щёлкнет раз - и помним вас.
(Фотограф)
Кто учит детишек читать и писать,
Природу любить, стариков уважать?
(Учитель)
В небо ласточкой вспорхнёт,
Рыбкой в озеро нырнёт.
(Прыгун в воду)
Наведёт стеклянный глаз,
31
Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды?
(Повар)
Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской,
У него в руке ведро,
Сам раскрашен он пестро.
(Маляр)
Он, собираясь в свой обход,
Халат врачебный надевает,
Лекарства в саквояж кладёт,
На скотный двор потом шагает.
(Ветеринар)
У этой волшебницы,
Этой художницы,
Не кисти и краски,
А гребень и ножницы.
Она обладает
Таинственной силой:
К кому прикоснётся,
Тот станет красивый.
(Парикмахер)
С огнём бороться мы должны,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Ответь скорее, кто же мы?
(Пожарные)
Закину палку, убью не галку,
Ощиплю не перья,
съем не мясо.
(Рыбак)
Встанем мы, когда вы спите,
И муку просеем в сите,
Докрасна натопим печь,
Чтобы хлеб к утру испечь.
(Пекарь)
Мы гоним стадо на лужок.
Пасём коров мы целый день,
Лишь станет жарко – гоним в тень.
(Пастухи)
В цирке он смешнее всех.
У него – большой успех.
Только вспомнить остаётся,
Весельчак тот как зовётся.
(Клоун)
Его работы ждёт земля,
Едва рассвет лучи зажжёт.
Весной расчешет он поля,
Наступит осень – пострижёт.
(Фермер)
Ставят ловких две руки
Каблуки на башмаки.
И набойки на каблук –
Тоже дело этих рук.
(Сапожник)
Мы от простуды
вновь страдаем,
Врача мы на дом вызываем.
Он выдаст нам
больничный лист.
А кто он как специалист?
(Терапевт)
Спрятан здесь вопрос такой:
Доктор с ниткой и иглой
Как зовётся? Вспоминай
И быстрей ответ давай.
(Хирург)
В книжном море он бескрайнем
Настоящий капитан.
Отыскать любую книжку
Помогает быстро нам!
(Библиотекарь)
На станке детали точит
Этот кадровый рабочий...
(Токарь)
Серебристая игла
В небе ниточку вела.
Кто же смелый нитью белой
Небо сшил, да поспешил:
Хвост у нитки распушил?
(Лётчик)
Поёт рожок, поёт рожок!
Весёлая работа! Завидно от души!
32
Свисти, когда охота,
Да палочкой маши!
(Полицейский-регулировщик)
Никто на свете так не может
Одним движением руки
Остановить поток прохожих
И пропустить грузовики.
(Полицейский-регулировщик)
По вагону он пройдёт –
Безбилетников найдёт.
В цехе друг его сидит –
Он за качеством следит.
(Контролёр)
Этот доктор удалит
Мне легко аппендицит.
Скальпель – лучший его друг,
Кто же доктор тот? … !
(Хирург)
В ресторане их найду я Эти люди в колпаках
Над кастрюлями колдуют
С поварешками в руках.
(Повар)
Скажите, как можно
Сквозь стенку смотреть?
В очках и при свете и то не суметь.
А он между тем разглядел
Сквозь неё
Не только меня, но и сердце моё.
(Рентгенолог)
Этот врач не просто доктор,
Лечит людям он глаза,
Даже если видишь плохо,
Разглядишь ты всё в очках.
(Окулист)
(Экскурсовод)
Он в сладком цехе день трудился,
Итог десертный получился –
Эклеры, кекс, «Наполеон».
Теперь подумай, кто же он?
(Кондитер)
В детском садике обед,
Повар пробу с блюд снимает.
Но ведь мамы рядом нет,
Кто ж на стол там накрывает?
(Няня, помощник воспитателя)
Мелом пишет и рисует,
И с ошибками воюет,
Учит думать, размышлять,
Как его, ребята, звать?
(Учитель)
Он весь город нам покажет,
Всё о нём к тому ж расскажет.
И от нас вопросов ждёт,
И на все ответ найдёт.
(Экскурсовод)
В фирме прибыль он считает,
Всем зарплату начисляет.
И считать ему не лень
Все налоги целый день.
(Бухгалтер)
Его приходу каждый рад,
Когда на кухне водопад.
(Водопроводчик, сантехник)
Прыгнул вниз —
На цветке повис,
Земли коснулся —
Цветок свернулся.
(Парашютист)
Приложение 7
Пословицы о труде
33
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Без хорошего труда нет плода.
Упорно трудиться - будет хлеб в закромах водиться.
Не умел шить золотом, так бей молотом.
Сегодняшней работы назавтра не откладывай!
Кто не работает, тот не ест.
Была б лишь охота - наладится каждая работа.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Дело мастера боится.
Встать раньше - шагнуть дальше.
Не ленись за плужком - будешь с пирожком.
За все браться - ничего не сделать.
Там счастье не диво, где трудятся не лениво.
Без труда и отдых не сладок.
Всякий человек у дела познаётся.
Умей дело делать, умей и позабавиться.
Всякое уменье трудом дается.
Любовь к труду - у людей на виду.
На работу с радостью, а с работы с гордостью.
Делу - время, потехе - час.
От труда здоровеют, а от лени болеют.
Утренний час дарит золотом нас.
Хлеб даром не даётся.
Хозяин тот, кто трудится.
Не за свое дело не берись, а за своим не ленись.
Терпение и труд всё перетрут.
Труд кормит, а лень портит.
Приложение 8
34
Стихотворения о профессиях
Дж. Родари "Чем пахнут ремесла?"
У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.
Мимо столярной
Идешь мастерской Стружкою пахнет
И свежей доской.
Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.
Куртка шофера
Пахнет бензином.
Блуза рабочего Маслом машинным.
Пахнет кондитер
Орехом мускатным.
Доктор в халате Лекарством приятным.
Рыхлой землею,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.
Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
Только безделье
Не пахнет никак.
Сколько ни душится
Лодырь богатый,Очень неважно
Он пахнет, ребята!
Г. Ладонщиков "Звёздочка"
Маму видит вся столица.
Мама строит новый дом,
Да такой,
Что поселиться
Полрайона может в нем.
Дом заметно вырастает
Каждый день
И каждый час.
Будто небо подпирает
Металлический каркас.
И над самой верхней балкой,
Где подъемный кран стоит,
35
Огонек электросварки
Яркой звездочкой горит.
Это мама ―
Сварщик смелый ―
Держит звездочку в руках,
А над нею
Стайкой белой
Проплывают облака.
Л. Олифирова "Кем хотите стать вы, дети?"
Кем хотите стать вы, дети?
Поскорее нам ответьте!
— Я хочу шофёром быть.
Грузы разные возить.
— Я мечтаю о балете.
Лучше нет его на свете.
— Я хочу врачом стать классным.
Буду всех лечить лекарством.
Очень вкусным, как конфета.
Съел его - болезней нету!
— В красках я души не чаю.
Стать художником мечтаю.
Закажите мне портрет.
Справлюсь я, сомнений нет!
— Вы со мной, друзья, не спорьте,
Я хочу стать первым в спорте.
Шайбу мне забить - пустяк,
Я играю за "Спартак"!
— Я хочу стать пианисткой.
Замечательной артисткой.
Музыка со мною с детства,
Я люблю её всем сердцем.
— Я мечтаю стать скорей
Воспитателем детей.
С ними петь, гулять, играть.
Дни рожденья отмечать.
Все профессии прекрасны.
Все профессии важны.
Знаем мы, что наши руки
Будут Родине нужны.
1
Р. Сеф "Странное дело "
Странное дело,
А может быть, нет –
Жил-был
На свете
Когда-то
Сапожник.
Был он сапожником
36
Сорок пять лет,
Но про него
Говорили:
– Художник.
Странное дело,
А может быть, нет –
Жил-был
На свете
Когда-то
Художник.
Был он
Художником
Семьдесят лет,
Но про него
Говорили:
– Сапожник.
Странное дело,
А может быть, нет?
В. Усик "В лавке"
Подошёл я к продавцу
В лавке бакалейной:
-Мне бы времени мешок
И бочонок рвения.
Силы - двести килограмм,
Пять кило агрессии.
Если уж не сложно вам,
Два ума мне взвесите?
И упорства, пачки две,
Бутыль настроения,
Памяти насыпьте мне
И кусок умения.
И сказал мне продавец
Лавки бакалейной:
-Будет всё, вот только нет
Снадобья от лени.
А без этого, увы,
Всё, что тут назначено,
Как бы не хотели вы,
Будет зря потрачено.
37
Я упёрся, как баран,
Говорю невежде:
- Что как делать, знаю сам,
Вы продайте прежде.
Продавец, подумав, встал,
Не моргнув и глазом,
Убеждать меня не стал,
Выполнил заказы.
38
39