ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса составлена на основе Примерной программы
специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой. (
Москва «Просвещение» 2010 года).
Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю и ориентирована на учебник Э. В. Якубовской
«Русский язык». Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII
вида. М., «Просвещение».
Специфика программы
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование
функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и
функции предмета «Русский язык» (письмо и развитие речи) носят универсальный, обобщающий характер,
поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют успешность всего школьного обучения.
Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь
курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее
дополнять их новыми сведениями.
Основной целью курса являются формирование и совершенствование знаний, умений, навыков, владение
языком в разных сферах речевого общения.
Задачи:
Обучать навыкам грамотного письма и культуры речи.
Заложить основы для овладения устной и письменной речи.
Формировать основные орфографические и пунктуационные
Развивать познавательную деятельность школьников, способствовать коррекции мышления, их
умственному и речевому развитию.
Воспитывать любовь к родному языку и его изучению, эстетическое отношение к языку и речи.
В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по
грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным
элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для
приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и
пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд
грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их
умственному и речевому развитию.
Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и
речевой практикой учащихся.
Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой
материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию
познавательной деятельности школьников.
Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово»,
«Предложение», «Связная речь».
На каждом году обучения по всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий
умственные и возрастные возможности школьников.
Содержание программы
На основании Примерной программы специальной коррекционной образовательной школы VIII вида под
редакцией В.В. Воронковой 2010 года издания, учащиеся усваивают:
Звуки и буквы
Звуки гласные и согласные, их различение.
Гласные ударные и безударные. Их различение в двухсложных словах.
Постановка знака ударения.
Слова с гласной э.
Слова с буквами и и й, их различение.
Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после согласных.
Слова звонкие и глухие, артикулярносходные, свистящие и шипящие, аффрикаты, их различение на слух и
в произношении.
Написание слов с этими согласными.
Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных
буквами и, е, ю, я.
Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.
Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительными ь и ъ.
Слово
Изучение слов, обозначающих предметы:
называние предметов и различение их по вопросам кто? что?;
называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов;
различение основных частей хорошо знакомых предметов;
сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства.
Умение различать слова по их отношению к родовым категориям.
Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных.
Изучение слов, обозначающих действия:
называние действий предметов по вопросам что делает? что делают?;
группировка действий по признаку их однородности;
различение предметов по их действиям;
умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы.
Знакомство с предлогом как отдельным словом. Раздельное написание предлога со словом, к которому он
относится.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне, взятых из словаря учебника.
Предложение
Практическое знакомство с построением простого предложения:
составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем;
заканчивание начатого предложения;
составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку;
выделение предложения из текста.
Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.
Связная письменная речь
(упражнения даются в процессе изучения всего программного материала по русскому языку)
Расположение 2-3 коротких предложений в последовательном порядке.
Составление подписей к серии из 2-3 сюжетных картинок.
Правильное использование личных местоимений вместо имени существительного.
Письмо и чистописание
(упражнения проводятся ежедневно (по 5-8 мин); содержание занятий связывается с материалом урока)
Курс обучения во 2- м классе состоит из следующих тем:
Краткое содержание раздела
колво
часов
1.Повторение изученного в 1 классе
2. Звуки и буквы.
5
7
3. Слог.
4
Требования
учащихся
к
уровню
подготовленности
Умение анализировать слова по звуковому составу,
различать звуки гласные и согласные, согласные
звонкие и глухие, р-л, свистящие и шипящие,
аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в
4. Парные звонкие и глухие согласные.
5. Шипящие и свистящие согласные.
7
3
6. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале
слова или слога
7. Твердые и мягкие согласные
5
8. Мягкий знак на конце слова
9.Название предметов
4
11
10. Названия действий
11. Предлоги
13. Предложение
7
4
5
6
произношении, написании;
списывать по слогам с рукописного и печатного
текста;
писать под диктовку слова, написание которых не
расходится с произношением, простые по структуре
предложения, текст после предварительного анализа;
писать предложения с заглавной буквы;
составлять по заданию предложения, выделять
предложения из речи и текста.
Виды и формы организации учебного процесса
Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах,
коллективная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемнопоисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Учащиеся должны уметь:
анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и
глухие, р-л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании;
списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре
предложения, текст после предварительного анализа;
писать предложения с заглавной буквы;
составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной
деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
развитие навыков каллиграфии;
развитие фонетико-фонематических представлений;
формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
развитие высших психических функций;
развитие речи, владение техникой речи;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Таблица контрольных работ по четвертям
Вид работ
Контрольное списывание
I
II
III
IV
2
2
2
3
9
1
1
2
3
4
11
Диктант
Всего
2
2
Всего
Список литературы
1. Э. В. Якубовской «Русский язык». Учебник для 2 класса специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений VIII вида. М., «Просвещение», 2012г.
2.Дмитриева О.И., Казакова О.В. «Поурочные разработки по русскому языку». М.; Вако, 2008.
3.Пикунова Л. И. Русский язык: Материалы для проведения контрольных и проверочных работ 1-4 кл. –
М.: Просвещение, 2009
4.Тикунова Л.И., Канакина В.П. Сборник диктантов и творческих работ. М., 2008.
Календарно – тематическое планирование
№п/п
1-2
3-4
5-6
7-9
Тема урока
Характеристика деятельности учащихся или виды
учебной деятельности
Планируемые результаты
освоения материала
страни
цы
Предложение и его
схема.
Обозначение на схеме правил записи предложений.
Анализ схемы. Количество слов в схеме и в
записанном предложении.
Уметь составлять
предложения по схемам
10-11
Распространение
предложений.
Распространение предложения с помощью картинок
запись по образцу предложений из 4 слов.
Уметь записывать
предложения по образцу
12-13
Составление
предложений с данным
словом.
Фиксация предложения в схеме и в тетради.
Знать правила составления
предложений
14-15
Гласные звуки и буквы.
Различение по наличию или отсутствию преграды
(наблюдение в зеркале за произношением звуков).
Уметь различать гласные
звуки и буквы от согласных.
16-17
Дата
02.09
03.09
04.09
05.09
06.09
09.09
10.09
11.09
12.09
10
Контрольное
списывание «Сухая
липа» по теме
«Предложение».
Списывание напечатанного текста.
Уметь правильно
списывать напечатанный
текс.
1112
Согласные звуки и буквы.
Гласные и согласные буквы. Условное обозначение
гласных и согласных звуков и букв в схеме.
Уметь различать согласный
звук от буквы.
1314
Слова, которые
различаются одним
звуком.
Чёткое произношение звуков слова, написание которого
не расходится с произношением.
15-
Слова, которые
различаются количеством
Последовательное обозначение каждого звука в схеме.
13.09
18-19
16.09
17.09
Уметь различать звуки от
буквы, составлять схемы.
20-21
18.09
19.09
Уметь различать звуки от
22-23
20.09
корректи
ровка
16
звуков.
Запись слова в тетради по схеме.
буквы, составлять схемы.
1718
Слова, которые
различаются
последовательностью
звуков.
Сравнение слов, отличающихся количеством звуков и их
расположением. Наглядное объяснение значения
слова(«Покажи на картинке»).
Уметь различать звуки от
буквы, составлять схемы
1920
Ударение в словах.
Постановка знака ударения. Ударение в двухсложных
словах.
Уметь ставить ударение в
словах
26-27
2122
Выделение ударного
гласного в слове.
Выделение ударного гласного по образцу и
самостоятельно.
Уметь выделять ударный
гласный звук в слове
28-29
23
Контрольное списывание
«Еда червяка» по теме
«Звуки и буквы».
Списывание печатного текста
Уметь правильно,
безошибочно списывать
печатный текс
29
02.10
2425
Деление слов на слоги.
Деление слов на слоги. Чёткое произнесение каждого
слога. Составление слов из данных слогов с опорой на
картинки.
Уметь делить слова на слоги.
Определять количество слогов
в слове.
30-31
03.10
2627
Гласные в образовании
слогов.
Наблюдение за количеством гласных в слове и
количеством слогов. Слогообразующая роль гласных.
Уметь делить слова на слоги.
Определять количество слогов
в слове.
32-33
2829
Перенос слов по слогам.
Знать правила переноса слов.
Уметь переносить слова.
36-37
3031
Деление слов со звуками
И-Й на слоги.
Слова со звуками И-Й, различение их значений. Деление
данных слов на слоги. Составление схемы слов.
Включение слов в предложение.
Уметь правильно переносить
слова. Знать правила переноса
34-35
3233
Парные звонкие и глухие
согласные: Б-П
Звонкие и глухие согласные различение их по вибрации
гортани.
Парные звонкие и глухие
согласные
38-39
Перенос двусложных слов типа Ми-тя, тра-ва, зем-ля.
23.09
24-25
24.09
25.09
26.09
27.09
30.09
01.10
04.10
07.10
08.10
09.10
10.10
11.10
14.10
15.10
16.10
3435
Различение В-Ф.
3637
Парные звонкие и глухие
согласные: Г-К.
3839
Различение Д-Т.
4041
Различение Ж-Ш.
4243
Различение З-С.
4445
Обозначение в словах звонких и глухих согласных звуков
соответствующими буквами.
Различение звонких и глухих
40-41
17.10
18.10
Дифференциация слов на слух и в произношении.
Различение значений слов.
Различение звонких и глухих
42-43
21.10
22.10
Дифференциация слов на слух и в произношении.
Различение значений слов
Различение звонких и глухих
44-45
23.10
24.10
Обозначение в словах звонких и глухих согласных звуков
соответствующими буквами.
Различение звонких и глухих
Различение значений слов. Дифференциация их на слух и в
произношении.
Различение звонких и глухих
Контрольное списывание
«Зайка» по теме «Парные
звонкие и глухие
согласные».
Списывание печатного текста с заданием
Уметь списывать печатный
текст и выполнять задание
4647
Шипящие согласные.
Дифференциация на слух и в произношении шипящих и
свистящих звуков Обозначение их буквами.
4849
Свистящие согласные
5051
Различай шипящие и
свистящие согласные
5253
Буква Е в начале слова или
слога.
46-47
25.10
05.11
48-49
06.11
07.11
50-51
08.11
11.11.
Уметь правильно произносить
шипящие
52-53
12.11
13.11
Дифференциация на слух и в произношении шипящих и
свистящих звуков. Обозначение их буквами.
Уметь определять на слух
свистящие звуки
54-55
14.11
15.11
Звуко-буквенный анализ слов. Различение значений слов.
Уметь различать свистящие и
шипящие согласные
56-57
18.11
19.11
Буквенная схема слов. Запоминание написания слов с
данной буквой.
Уметь писать слова с буквой
е.
58-59
20.11
21.11
5455
Буква Ё в начале слова или
слога.
Буквенная схема слов. Запоминание написания слов с
данной буквой.
Уметь писать слова с буквой
ё.
5657
Буква Ю в начале слова
или слога.
Буквенная схема слов. Запоминание написания слов с
данной буквой.
Уметь писать слова с буквой
ю.
62-63
26.1127.11
5859
Буква Я в начале слова или
слога.
Буквенная схема слов. Запоминание написания слов с
данной буквой.
Уметь писать слова с буквой
я.
64-65
28.11
6061
Буквы Е, Ё, Ю, Я в Буквенная схема слов. Запоминание написания слов с Уметь писать слова
начале слова или слога. данными буквами
данными буквами
Контрольное
списывание «Утром».
6263
Гласные Ы-И после
твёрдых и мягких
согласных.
Согласные твёрдые и мягкие, различение их на слух и в
произношении. Обозначение на письме мягкости
согласных буквой И, твёрдости – буквой Ы.
Уметь различать твёрдые и
мягкие согласные
6465
Гласные О-Ё после
твёрдых и мягких
согласных.
Согласные твёрдые и мягкие, различение их на слух и в
произношении. Обозначение на письме мягкости
согласных буквой ё, твёрдости – буквой о.
Уметь писать слова с буквами
о - ё после согласных
70-71
6667
Гласные У-Ю после
твёрдых и мягких
согласных.
Согласные твёрдые и мягкие, различение их на слух и в
произношении. Обозначение на письме мягкости
согласных буквой ю, твёрдости – буквой у.
Уметь писать слова с буквами
у - ю после согласных
72-73
6869
Гласные А-Я после
твёрдых и мягких
согласных.
Согласные твёрдые и мягкие, различение их на слух и в
произношении. Обозначение на письме мягкости
согласных буквой я, твёрдости – буквой а.
Уметь писать слова с буквами
а - я после согласных
74-75
7071
Гласная Е после мягких
согласных.
Условные обозначения мягких согласных и гласных
звуков. Запись слов.
Уметь писать слова с буквой е
60-61
22.11
25.11
29.11
с 66-67
02.12
03.12
68-69
04.12
05.12
06.12
09.12
10.12
11.12
12.12
13.12
76-77
16.12
17.12
7273
Различение твёрдых и
мягких согласных.
Контрольное списывание
«Варежка».
Согласные твёрдые и мягкие, различение их на слух и в
произношении. Обозначение на письме мягкости и
твёрдости согласных.
Уметь различать твёрдые и
мягкие согласные
7475
Буква Ь для обозначения
мягкости согласных на
конце слова.
Буква Ь для обозначения мягкости согласных на конце
слова. Написание слов с ь
Уметь писать слова с мягким
знаком
80-81
7677
Письмо слов с мягкими
согласными на конце.
Письмо слов с мягкими согласными на конце.
Уметь писать слова с мягкими
согласными на конце
82-83
787980
Различай твёрдые и мягкие
согласные на конце слова.
Письмо слов с твёрдыми и мягкими согласными на конце.
Уметь различать слова на
данное правило
84-85
78-79
18.12
19.12
20.12
23.12
24.12
25.12
26.12
27.12
28.12
8181
Различай слова с твёрдыми
и мягкими согласными на
конце. Контрольное
списывание «Кисель».
Дифференциация слов с твёрдыми и мягкими согласными
на конце.
Уметь различать слова на
данное правило
8283
Предмет и его название.
Названия предметов,
отвечающие на вопрос
что?
Предмет и его название. Их различение. Называние
предметов, отвечающих на вопрос что?
Знать правило. Уметь ставить
вопросы к словам
обозначающим предмет.
13.01
8485
Названия частей предмета.
Выделение частей предметов и их названий. Постановка
вопроса что? к слову и предмету. Угадывание предмета по
названиям его частей
Уметь выделять части
предметов.
15.01
8687
Различение сходных
предметов и их названий.
Контрольное списывание
по теме «Названия
предметов».
Различение сходных по назначению и по форме предметов.
Их точное название. Списывание печатного текста с
заданием.
Знать правила различения
сходных предметов. Уметь
правильно списывать текс.
17.01
90-91
09.01
10.01
14.01
16.01
20.01
8990
Обобщающее слово для
группы однородных
предметов
Обозначение обобщающим словом группы видовых
предметов: игрушки, учебные вещи, фрукты, посуда,
мебель и т.д. вопрос что? к группе предметов и к их
обобщающему названию.
Уметь писать слова на данную
орфограмму.
9192
Названия предметов,
отвечающие на вопрос
кто?
Название предметов, отвечающих на вопрос кто?
Различение слова и предмета. Подбор слов для
обозначения большого и маленького предмета: нос-носик,
гриб – грибок.
Уметь писать слова на данную
орфограмму.
9394
Обобщающее слово для
группы однородных
предметов.
Выписывание слов по группам отвечающих на вопросы
что? кто?
Уметь ставить вопросы к
словам обозначающим
предметы
27.01
959697
Различие слов,
обозначающих один или
несколько одинаковых
предметов.
Называние одного или несколько одинаковых предметов,
отвечающих на вопросы кто? что?
Уметь писать слова на данную
орфограмму
29.01
9899
Слова отвечающие на
вопросы что? кто?
Группировка слов обозначающих предметы и отвечающие
на вопросы Кто? Что?
100101
Большая буква в именах и
фамилиях людей.
102103
Большая буква в кличках
животных.
104105
Диктант по теме «Имена
собственные».
106107
Названия действий,
отвечающих на вопрос что
делает?
Различение действия и его названия. Называние действий
предметов по вопросам что делает?
Уметь писать слова
отвечающих на вопросы что
делает?
13.02
108109
Названия действий,
отвечающих на вопрос что
делают?
Называние действий предметов по вопросам что делает?
Уметь писать слова на данную
орфограмму.
17.02
21.01
22.01
23.01
24.01
28.01
30.01
31.01
Написание заглавной буквы в именах и фамилиях людей.
Уметь находить и записывать
слова отвечающие на вопросы
кто? Что?
03.02
Уметь писать слова на данную
орфограмму
05.02
04.02
06.02
Написание заглавной буквы в кличках животных.
Уметь писать слова на данную
орфограмму
07.02
10.02
Запись текста под диктовку.
Уметь писать под диктовку
11.02
12.02
14.02
18.02
110111112
Подбор названий действий
к названиям предметов.
Подбор и группировка слов, обозначающих действия, по
их назначению (кто как голос подаёт).
Уметь писать слова на данную
орфограмму.
19.02
20.02
21.02
113114
Кто как передвигается?
115116117
Слова, отвечающие на
вопросы что делает? Что
делают?
Работа по тексту, написание словосочетаний
Уметь определять виды
передвижения животных.
24.02
25.02
Работа с текстом. Нахождение слов отвечающих на
вопросы что делает? Что делают?
Уметь находить слова
отвечающие на вопросы что
делает? Что делают?
26.02
27.02
28.02
118119
Различение названий
предметов и названий
действий по вопросам.
Упражнения в различении названий предметов и названий
действий по вопросам.
Уметь писать слова на
заданную тему.
03.03
120
Контрольное списывание
«У дедушки» по теме
«Слова обозначающие
действия предметов».
Списывание печатного текста с заданием
Уметь правильно списывать
текст.
05.03
121
Работа над ошибками
122123
Работа над ошибками.
Предлог как отдельное
слово.
Предлог как отдельное слово: в, из, на, у, с. Роль предлога
в обозначении пространственного расположения
предметов. Упражнения в использовании предлогов для
обозначения предмета в пространстве (книгу положили в
стол, на стол, взяли с полки и т.д.).
124125126
Употребление предлогов в
предложении
Составление предложений с использованием предлога.
Наблюдение за обозначением предлога в схеме и записи.
04.03
06.03
Уметь находить в тексте
предлоги
07.03
11.03
12.03
13.03
14.03
127128
Употребление предлогов в
предложении.
Составление предложений с использованием предлога.
Наблюдение за обозначением предлога в схеме и записи.
Уметь употреблять предлоги в
предложении.
17.03
18.03
129130
Закрепление по теме
«Предлоги»..
130
Дикиант
131132133
Работа над ошибками.
Выделение
непроверяемой гласной в
словах. Написание
родственных гласных в
словах.
Выполнение упражнений на пройденные темы
Выделение предложения
из текста. Правила записи
предложения.
134135136
Уметь писать диктант.
19.03
20.03
21.03
Уметь находить и исправлять
ошибки. Уметь правильно
писать предлоги с другими
словами.
02.04
Выделение предложения из текста, из речи по заданию
учителя («Прочитай и запиши предложение о волке, о
лисе»). Составление предложений по картинке, по теме.
Обсуждение темы предложения (о ком или о чём мы хотим
сказать).
Уметь различать предложение
и текст. Знать правила записи
предложений.
08.04
Чтение текста, написание ответов на вопросы,
подчёркивание предлогов
03.04
07.04
09.04
10.04
137
Контрольное списывание
по теме «Предложение».
Списывание печатного текста с заданием.
Уметь правильно списывать
текст. Умение находить и
исправлять ошибки.
11.04
138139140
Предложение и его схема.
Различение набора слов и
предложения.
Сравнение разрозненных слов (2-3) и предложения.
Подведение учащихся к пониманию того, что набор слов
не есть предложен.
Уметь составлять
предложения из слов.
14.04
15.04.
16.04
141142143
144145-
Порядок слов в
предложении. Завершение
начатого предложения.
Контрольное списывание
по теме «Предложение».
Работа над ошибками
Работа с деформированным предложением. Определение
порядка слов в предложении. Завершение начатого
предложения с опорой на картинку и без неё: В зоопарк
привезли (картинка).
Уметь составлять
предложения из набора слов.
Уметь правильно оформлять
предложения
17.04
Списывание печатного текста с заданием
Уметь правильно списывать
текст
22.04
18.04
21.04
23.04
25.04
146
147164
Резервные уроки