Рабочая программа внеурочной деятельности Функциональная грамотность 1 класс

ПРОГРАММА КУРСА
«Функциональная грамотность»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности для первого
класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии
с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, требованиями к
основной образовательной программе начального общего
образования.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает
возрастные, общеучебные и психологические особенности
младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития
функциональной грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская
грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая
грамотность» и «Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность»
является развитие способности учащихся к осмыслению
письменных текстов и рефлексии на них, использования их
содержания для достижения собственных целей, развития знаний и
возможностей для активного участия в жизни общества.
Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а
понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для
осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность»
является формирование у обучающихся способности определять и
понимать роль математики в мире, в котором они живут,
высказывать хорошо обоснованные математические суждения и
использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и
будущем
потребности,
присущие
созидательному,
заинтересованному и мыслящему гражданину.
2

Целью изучения блока «Финансовая грамотность»
является развитие экономического образа мышления, воспитание
ответственности и нравственного поведения в области
экономических отношений в семье, формирование опыта
применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью
изучения
блока
«Естественно-научная
грамотность»
является
формирование
у обучающихся
способности использовать естественно-научные знания для
выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть
исследованы и решены с помощью научных методов, для
получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах.
Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех
изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также
для принятия соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная
грамотность» предназначена для реализации в 1 классе начальной
школы и рассчитана на 33 часа (при 1 часе в неделю).
Учитель может варьировать, чередовать последовательность
проведения занятий по своему усмотрению.
Для повышения мотивации изучения курса и с учетом
возрастных
особенностей
первоклассников
для
занятий
используются сюжеты авторских и русских народных сказок.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и
русских народных сказок, составление характеристики героев
прочитанных произведений, деление текстов на части, составление
картинного плана, ответы по содержанию прочитанных
произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10,
составление числовых выражений и нахождение их значений,
состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение
суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и
3

уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение
таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.
Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар,
обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль,
банк, реклама, цена, количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие
эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и
апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её
свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение первоклассниками
следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства:
участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятие
решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире
финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов,
простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных
игровых и реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и
поискового характера: работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки,
анализа и представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным
4

понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе
моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от
уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации:
ориентироваться в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы,
используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию,
полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и
группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить
соответствующие коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство
с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в
соответствии с поставленными задачами и отображать предметное
содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль
в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или
небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
5

– учиться выполнять различные роли в группе (лидера,
исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская
грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты,
размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать
своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в
социальной жизни.
Предметные результаты изучения блока «Математическая
грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать
математику в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты,
чтобы описать, объяснить и предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире,
высказывать обоснованные суждения и принимать решения,
которые
необходимы
конструктивному,
активному
и
размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая
грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических
терминов;
– представление о роли денег в семье и обществе;
– умение характеризовать виды и функции денег;
– знание источников доходов и направлений расходов семьи;
– умение рассчитывать доходы и расходы и составлять
простой семейный бюджет;
– определение элементарных проблем в области семейных
финансов и путей их решения;
– проведение элементарных финансовых расчётов
6

Предметные результаты изучения блока «Естественнонаучная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные
знания для распознания и постановки вопросов, для освоения
новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и
формулирования основанных на научных доказательствах
выводов;
–
способность
понимать
основные
особенности
естествознания как формы человеческого познания.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать
следующие показатели:
 степень помощи, которую оказывает учитель
учащимся при выполнении заданий;
 поведение детей на занятиях: живость, активность,
заинтересованность
обеспечивают
положительные
результаты;
 результаты выполнения тестовых заданий и заданий
из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется,
справляются ли ученики с ними самостоятельно;
 косвенным показателем эффективности занятий
может быть повышение качества успеваемости по
математике, русскому языку, окружающему миру,
литературному чтению и др.

7

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п

1.

2.

3.

Предмет
Формируемые умения
изучения
Блок «Читательская грамотность»
Виталий
Содержание
– Определять жанр произведения;
Бианки.
сказки.
– называть героев сказки;
Лис и
Качество:
– дополнять предложения, пользуясь
мышонок осторожность, информацией из текста;
предусмотрите – давать характеристику героям;
льность.
– определять последовательность событий
и рассказывать сказку;
– составлять из частей пословицы и
определять их соответствие произведению;
– различать научно-познавательный текст и
художественный;
– определять, чему учит сказка.
Русская
Содержание
– Определять национальную
народная сказки.
принадлежность сказки по информации в
сказка.
Качество:
заголовке занятия;
Мороз и
выносливость, – отвечать на вопросы по содержанию
заяц
упорство.
сказки без опоры на текст;
– давать характеристику героям сказки;
– наблюдать над синонимами как близкими
по значению словами (без введения
понятия);
– делить текст на части в соответствии с
предложенным планом;
– объяснять значение устойчивых
выражений (фразеологизмов);
– сопоставлять графическую информацию
со сведениями, полученными из научнопознавательного текста;
– устанавливать истинность и ложность
высказываний;
– подбирать из текста слова на заданную
тему;
– определять, чему можно научиться у
героя сказки;
– строить связное речевое высказывание в
соответствии с учебной задачей.
Владимир Содержание
– Давать характеристику героям;
Сутеев.
сказки.
– дополнять предложения на основе
Живые
Качество:
сведений из текста;
грибы
трудолюбие.
– определять последовательность событий
и рассказывать сказку;
– составлять вопросы по содержанию
сказки;
– на основе сведений из научнопознавательного текста выбирать верные
высказывания.
Тема

8

Дата проведения
03.09.24

10.09.24

17.09.24

4

Геннадий
Цыферов.
Петушок
и
солнышк
о

Содержание
сказки.
Качество:
вежливость,
умение
признавать
свои ошибки.

5.

Михаил
Пляцковс
кий. Урок
дружбы

Содержание
сказки.
Дружба,
жадность.

6

Грузинск
ая сказка.
Лев и
заяц

Содержание
сказки.
Качество:
смекалка,
находчивость,
хитрость,
глупость.

7

Русская

Содержание

– Определять вид сказки;
– называть героев сказки, находить среди
них главного героя;
– определять принадлежность реплик
персонажам сказки (без опоры на текст);
– определять последовательность событий
сказки;
– находить необходимую информацию в
тексте;
– определять, на какие вопросы можно
получить ответы из прочитанного текста;
– соотносить события и поступки,
описанные в сказке, с событиями
собственной жизни, давать им оценку;
– объяснять смысл пословиц, соотносить
пословицы с прочитанной сказкой;
– строить связное речевое устное или
письменное высказывание в соответствии с
учебной задачей;
– определять, чему учит сказка.
– Определять лексическое значение слова;
– анализировать содержание текста и
составлять план;
– определять по рисунку содержание
отрывка из текста;
– давать характеристику героям;
– понимать, чему учит сказка;
– составлять из частей пословицы и
определять их соответствие произведению;
– фантазировать и придумывать
продолжение сказки.
– Определять жанр произведения;
– называть героев сказки;
– выбирать изображение, подходящее для
иллюстрации героя сказки;
– давать характеристику персонажам
сказки;
– наблюдать над словами близкими и
противоположными по смыслу;
– соотносить иллюстрации с событиями,
описанными в сказке, с опорой на текст;
– отвечать на вопросы по содержанию
сказки;
– определять, на какие вопросы можно
получить ответы из прочитанного текста,
находить ответы в тексте;
– строить связное речевое устное или
письменное высказывание в соответствии с
учебной задачей.
– объяснять смысл пословиц, соотносить
пословицы с прочитанной сказкой.
– Давать характеристику героям;
9

24.09.24

01.10.24

08.03.24

15.10.24

народная
сказка.
Как лиса
училась
летать

8

9

10

11

– определять по рисунку содержание
отрывка из текста;
– располагать в правильной
последовательности предложения для
составления отзыва на прочитанное
произведение;
– соединять части предложений;
– задавать вопросы к тексту сказки;
– объяснять главную мысль сказки;
– дополнять отзыв на прочитанное
произведение.
Евгений
Содержание
– Определять жанр произведения;
Пермяк.
сказки.
– называть героев сказки;
Четыре
Семейные
– находить в тексте образные сравнения;
брата
ценности.
– отвечать на вопросы по содержанию
сказки;
– определять, на какие вопросы можно
получить ответы из прочитанного текста,
находить ответы в тексте;
– рассказывать, что понравилось/не
понравилось в сказке и почему;
– разгадывать ребусы;
– объяснять смысл пословиц, соотносить
пословицы с прочитанной сказкой;
– строить связное речевое устное или
письменное высказывание в соответствии с
учебной задачей.
Блок «Математическая грамотность»
Про
Счёт
– Определять количество предметов при
курочку
предметов,
счёте;
Рябу,
составление и
– составлять и решать выражения с ответом
золотые и решение
5;
простые
выражений,
– решать задачу на уменьшение числа на
яйца
задачи.
несколько единиц;
Многоугольни – соединять с помощью линейки точки и
ки.
называть многоугольники;
– решать задачу в два действия.
Про козу, Счёт
– Определять количество предметов при
козлят и
предметов,
счёте;
капусту
составление и
– образовывать число 8;
решение
– составлять и решать выражения с ответом
выражений,
9;
задачи.
– решать задачу в два действия;
Ломаная.
– находить остаток числа;
– соединять с помощью линейки точки и
называть геометрическую фигуру –
ломаную.
Про
петушка
и
жерновцы

сказки.
Качество:
смекалка,
находчивость,
хитрость,
глупость.

Состав числа
9, анализ
данных и
ответы на

– Раскладывать число 9 на два слагаемых;
– отвечать на вопросы на основе условия
задачи;
– анализировать данные и отвечать на
10

22.10.24

2 четверть
12.11.24

19.11.24

26.11.24

вопросы.

12

13

14.

15

16

вопросы;
– анализировать данные в таблице и
отвечать на вопросы;
– работать в группе.
Как
Разложение
– Раскладывать число 10 на два слагаемых,
петушок
числа 10 на два когда одно из слагаемых больше другого;
и курочки и три
– раскладывать число 10 на два слагаемых,
делили
слагаемых.
когда слагаемые равны;
бобовые
– раскладывать число 10 на три слагаемых;
зёрнышки
– раскладывать число 10 на три чётных
слагаемых.
Про
Увеличение
– Преобразовывать текстовую информацию
наливные числа на
в табличную форму;
яблочки
несколько
– находить недостающие данные при
единиц,
решении задач;
сложение и
– складывать одинаковые слагаемые в
вычитание в
пределах 10;
переделах 20.
– овладевать практическими навыками
деления числа на части на нагляднообразной основе;
– выражать большие единицы измерения в
более мелких и наоборот;
– определять истинность/ложность
высказываний.
Про
Состав чисел
– Раскладывать числа 9, 10, 11 на три
Машу и
9, 10, 11.
слагаемых;
трёх
Задачи на
– решать задачи на нахождение суммы;
медведей нахождение
– овладевать практическими навыками
суммы.
деления числа на части на нагляднообразной основе;
– читать таблицы, дополнять недостающие
в таблице данные;
– устанавливать закономерности.
Про
Задачи на
– Раскладывать число 12 на несколько
старика,
нахождение
слагаемых;
старуху,
части.
– решать задачи на нахождение части
волка и
Состав числа
числа:
лисичку
12.
– читать таблицы; заполнять недостающие
данные в таблице по самостоятельно
выполненным подсчётам;
– практически работать с круговыми
диаграммами, сравнивать сектора круговой
диаграммы;
– сравнивать числовые выражения,
составленные по рисункам;
– находить прямоугольники на рисунке.
Про
Задачи на
– Решать задачи на нахождение суммы, на
медведя,
нахождение
увеличение числа на несколько единиц;
лису и
суммы.
– читать таблицы, заполнять недостающие
мишкин
Состав чисел
данные в таблице по самостоятельно
мёд
второго
выполненным подсчётам;
десятка.
– раскладывать числа первого и второго
11

03.12.24

05.12.23

10.12.24

17.12.24

24.12.24

17

За
покупкам
и

18

Находчив
ый
Колобок

19

День
рождения
МухиЦокотухи

20

Буратино
и
карманны
е деньги

21

Кот
Василий
продаёт
молоко

22

Лесной
банк

десятка на несколько слагаемых;
– читать простейшие чертежи.
Блок «Финансовая грамотность»
Цена, товар,
– Наблюдать над понятиями: цена, товар,
спрос.
спрос;
– анализировать информацию и объяснять,
как формируется стоимость товара, почему
один и тот же товар может быть дешевле
или дороже;
– рассуждать об умении экономно тратить
деньги.
Деньги, цена,
– Наблюдать над понятиями: товар и
услуги, товар.
услуга;
– определять необходимые продукты и их
цены;
– строить речевое высказывание в
соответствии с поставленной задачей;
– работать в группе.
Цена,
– Наблюдать над различием цены и
стоимость,
стоимости;
сдача,
– определять, какой товар можно купить на
сбережения.
имеющиеся деньги;
– определять стоимость покупки;
– анализировать информацию и делать
соответствующие выводы;
– объяснять смысл пословиц.
Карманные
– Наблюдать над понятиями: карманные
деньги,
деньги, необходимая покупка, желаемая
необходимая
покупка;
покупка,
– выбирать подарки для друзей на основе
желаемая
предложенных цен;
покупка.
– анализировать информацию и делать
соответствующие выводы;
– рассуждать о правильности принятого
решения;
– проводить оценку и, в случае
необходимости, коррекцию собственных
действий по решению учебной задачи.
Реклама.
– Наблюдать над понятием «реклама»;
– строить речевое высказывание в
соответствии с поставленной задачей;
– анализировать представленную
информацию и выбирать надпись для
магазина;
– делать выбор на основе предложенной
информации;
– называть различные виды рекламы.
Банк,
– Наблюдать над понятием «банк»;
финансы,
– объяснять значение понятий на
банковские
доступном для первоклассника уровне;
услуги,
– анализировать информацию,
работники
представленную в текстовом виде, и на её
12

3 четверть
14.01.25

21.01.25

28.01.25

04.02.25

18.02.25

25.02.25

банка.

23

Как
мужик и
медведь
прибыль
делили

Мошенник,
сделка, доход,
выручка,
прибыль,
продажа
оптом.

24

Как
мужик
золото
менял

Услуга,
равноценный
обмен, бартер.

основе делать соответствующие выводы:
– строить речевое высказывание в
соответствии с учебной задачей.
– Наблюдать над понятием «сделка»;
– объяснять, что такое доход, затраты и как
получают прибыль;
– понимать, почему оптом можно купить
дешевле;
– выбирать товары для покупки на
определенную сумму;
– строить речевое высказывание в
соответствии с учебной задачей.
– Различать платную и бесплатную услугу;
наблюдать над понятием «равноценный
обмен»;
– объяснять, что такое бартер;
– формулировать правила обмена;
– строить речевое высказывание в
соответствии с учебной задачей.

04.03.25

11.03.25

Блок «Естественно-научная грамотность»
25

Как
Иванушк
а хотел
попить
водицы

Вода, свойства
воды.

26

Пятачок,
ВинниПух и
воздушн
ый шарик

Воздушный
шарик, воздух.

27

Про
репку и
другие

Корнеплоды.

– Наблюдать над свойством воды –
прозрачность;
– определять с помощью вкусовых
анализаторов, в каком стакане вода
смешана с сахаром;
– определять, как уровень воды в стакане
влияет на высоту звука;
– объяснять, как плотность воды влияет на
способность яйца плавать;
– определять, как влияет вода на движение
листа бумаги по гладкой поверхности;
– использовать простейший фильтр для
проверки чистоты воды;
– делать самостоятельные умозаключения
по результатам опытов.
– Доказывать, что внутри шарика находится
воздух, который легче воды;
– показывать, что шарик можно наполнять
водой;
– объяснять, как можно надуть шарик с
помощью лимонного сока и соды;
– рассказывать о свойствах шарика плавать
на поверхности воды;
– объяснять, почему шарик не тонет в воде;
– рассказывать, в каком случае шарик
может летать;
– делать самостоятельные умозаключения
по результатам опытов.
– Описывать и характеризовать овощикорнеплоды, называть их существенные
признаки, описывать особенности
13

18.03.25

4 четверть
08.04.25

15.04.25

корнепло
ды

28

Плывёт,
плывёт
кораблик

Плавучесть
предметов.

29

Про
Снегуроч
ку и
превраще
ния воды

Три состояния
воды.

30

Как
делили
апельсин

Апельсин,
плавучесть,
эфирные масла
из апельсина.

31

Крошка
Енот и
Тот, кто
сидит в
пруду

Зеркало,
отражение,
калейдоскоп.

внешнего вида;
– осуществлять поиск необходимой
информации из рассказа учителя, из
собственного жизненного опыта;
– планировать совместно с учителем свои
действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации;
– контролировать свою деятельность по
ходу выполнения задания.
– Определять плавучесть металлических
предметов;
– объяснять, что плавучесть предметов
зависит от формы;
– понимать, что внутри плавучих
предметов находится воздух;
– объяснять, почему случаются
кораблекрушения;
– объяснять, что такое ватерлиния;
– определять направление ветра.
– Объяснять, что такое снег и лёд;
– объяснять, почему в морозный день снег
под ногами скрипит;
– наблюдать за переходом воды из одного
состояния в другое;
– наблюдать над формой и строением
снежинок;
– составлять кластер;
– проводить несложные опыты со снегом и
льдом и объяснять полученные результаты
опытов;
– высказывать предположения и гипотезы о
причинах наблюдаемых явлений.
– Объяснять, почему лопается воздушный
шарик при воздействии на него сока из
цедры апельсина;
– объяснять, почему не тонет кожура
апельсина;
– объяснять, как узнать количество долек в
неочищенном апельсине;
– определять в каком из апельсинов больше
сока;
– познакомиться с правилами выращивания
цитрусовых из косточек;
– проводить несложные опыты и объяснять
полученные результаты опытов.
– Объяснять, когда можно увидеть своё
отражение в воде;
– определять, в каких предметах можно
увидеть свое отражение,
– наблюдать над различием отражений в
плоских, выпуклых и вогнутых
металлических предметах;
14

22.04.25

29.04.25

06.05.25

13.05.25

32

Иванова
соль

Соль, свойства
соли.

33, 34

Владимир Яблоко.
Сутеев.
Яблоко

– наблюдать многократность отражений;
– проводить несложные опыты и объяснять
полученные результаты опытов;
– строить речевое высказывание в
соответствии с учебной задачей.
– Наблюдать свойства изучаемых объектов:
сравнивать свойства соли и песка;
– составлять связное речевое высказывание
в соответствии с поставленной учебной
задачей;
– представлять результаты
исследовательской деятельности в
различных формах: устное высказывание,
таблица, дополненное письменное
высказывание;
– анализировать условия проведения опыта
и проводить опыт, аналогичный
предложенному, с заменой одного из
объектов;
– проводить несложные опыты с солью и
объяснять полученные результаты опытов;
– строить речевое высказывание в
соответствии с учебной задачей.
– Доказывать, как с помощью яблочного
сока можно рисовать;
– доказывать, что существует сила
притяжения;
– пользуясь информацией из текста,
дополнять предложения;
– соединять части текста и рисунки;
– называть героев сказки;
– отвечать на вопрос после выполнения
арифметических действий;
– давать характеристику герою;
определять стоимость части от целого;
– придумывать рекламу-упаковку;
– определять профессию рабочего банка;
– объяснять, чему учит сказка.

15

20.05.25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».