Рабочая программа внеурочной деятельности Тропинка в профессию 3б класс

Пояснительная записка
Данная программа курса внеурочной деятельности «Тропинка в
профессию» разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми документами:
1.1. Нормативно-правовые документы начального общего образования:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего
образования);
- Приказ от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утв.
приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 № 373»,
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20».
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной
деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в
том числе в части проектной деятельности Министерства образования и науки
Российской Федерации от 18.08.2017 № 09-1672;
- типология доктор. психолог наук Е.А.Климова.
- Устав МБОУ СОШ №3 г. Донецка Ростовской области;
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ
СОШ №3 г. Донецка
- Положение о порядке утверждения и структуре программ внеурочной
деятельности педагогических работников МБОУ СОШ №3 г. Донецка;
- Календарный учебный график МБОУ СОШ №3г.Донецка
- Учебный план МБОУ СОШ №3 г. Донецка Ростовской области на 2024-2025
учебный год.
1.2. Цель реализации программы курса:
Основными целями курса «Тропинка в профессию» являются:
Цель курса: создание образовательной среды, насыщенной возможностями
для реализации способностей обучающихся через развитие интереса к разным
видам сферы деятельности.
Цель I этапа профориентационной работы - это актуализация представлений
о профессии среди младших школьников.
Цели II и III этапов профориентации учащихся - диагностика и определение
предпочтений учащихся к профессии, соизмерение своих возможностей и желаний
с

потребностью

рынка

труда

и,

наконец,

психологическая готовность к самоопределению.

профессиональная

проба,

и

Задачи:


познакомить с широким спектром профессий, особенностями разных

профессий;


выявить наклонности, необходимые для реализации себя в выбранной

в будущем профессии;


способствовать формированию уважительного отношения к людям

разных профессий и результатам их труда;


способствовать

развитию

интеллектуальных

и

творческих

возможностей ребёнка;


способствовать

формированию

нравственных

качеств:

доброты,

взаимовыручки, внимательности, справедливости и т.д.;


способствовать формированию навыков здорового и безопасного

образа жизни.
1.4. Актуальность и перспективность курса
21 век поставили перед человеком и цивилизованным обществом множество
сложных и ответственных вопросов. Речь идет о проблеме профессиональной
ориентации младших школьников в учебно – воспитательном процессе.
В настоящее время в школе накоплен достаточно большой опыт форм и
методов работы по профориентации старших школьников.
Однако в наш стремительный век, когда бурно изменятся экономика,
актуальной

становится

целенаправленная

работа

по

профессиональной

ориентации уже с воспитанниками младших классов.
Особенность работы по профессиональной ориентации не заключают в
подведении детей к выбору профессии. Главное - это развитие внутренних
психологических ресурсов ребенка.
В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится
ведущей, важно расширить представление о различных профессиях.
В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными
представлениями о мире профессий. Некоторые элементы профессиональной
деятельности ему трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую
можно представить на основе наглядных образцов, конкретных ситуаций из жизни.

На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой
базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания.

1.5.Возрастная группа учащихся.
Освоение программы внеурочной деятельности
начального общего образования с 1 по 4 классы.

рассчитано на весь курс

1.6. Информация о количестве учебных часов на которое рассчитана Рабочая
программа в соответствии с учебным планом , производственным
календарем.
Рабочая программа в 3Б классе рассчитана на 34 часа в год (1 часа в неделю).
1.7. Формы и методы работы
1. Классные часы и беседы о профессиях.
2. Тренинговые и тематические занятия.
3. Конкурсы рисунков.
4. Экскурсии.
5. Игры-викторины.
6. Встречи с людьми разных профессий.
7. Описание профессий.
8. Письменные работы: мини-сочинения, синквейны.
9. Заполнение анкет и результатов самооценки. Диагностика.
10. Работа индивидуально, в парах, в малых группах.
11. Реклама профессий.
12. Составление профессионального портрета семьи. Трудовые династии.
13. Лекция.
14. Дискуссия
15. Творческая работа.
16. Практикум. Мастер-классы.
2. Планируемые результаты работы.

участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой
деятельности;


расширение кругозора о мире профессий;



заинтересованность в развитии своих способностей;



участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой

профессии;



возможность

попробовать

свои

силы

в

различных

областях

коллективной деятельности, способность добывать новую информацию из
различных источников.
Внеклассная работа способствует накоплению непосредственных жизненных
впечатлений обучающихся о тех или иных профессиях, что обеспечивает начало
формирования гражданственного патриотического отношения к среде обитания и
проживания и осознанных профессиональных интересов, а также построения
образа «Я» в конкретной профессии. Таким образом, виды деятельности
обучающихся носят, прежде всего, поисково-исследовательский, проблемный и
творческий характер.
В

результате

изучения

комплексной

программы

«Тропинка

в

профессию» младший школьник узнает:


основные сферы профессиональной деятельности человека;



основные понятия, признаки профессий, их значение в обществе;



предприятия и учреждения микрорайона, города;



основные приёмы выполнения учебных проектов;

будет уметь:


оперировать основными понятиями и категориями;



рассказывать о профессии и обосновывать её значение в обществе;



пользоваться информацией, получаемой на уроках из учебной,

художественной, научно-популярной литературы, СМИ, ИКТ.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения комплексной программы «Тропинка в профессию»
В

ходе

реализации

программы

обучающиеся

должны

овладевать

специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся:


когнитивные знания обучающихся о труде, о мире профессий;



мотивационно-личностные

–

отношение

к

труду,

интерес

к

профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;


поведенческие

навыки

трудовой

деятельности,

дисциплинированность, самостоятельность в труде.

ответственность,

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по
комплексной программе

«Тропинка в профессию » - является формирование

следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:


Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с

иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.


Средством

формирования

этих

действий

служит

технология

проблемного диалога на этапе изучения нового материала.


Учиться совместно с

учителем и другими учениками давать

эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.


Средством

формирования

этих

действий

служит

технология

оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:


Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате

совместной работы всего класса.


Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять

рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических
рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью
простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
3. Коммуникативные УУД:


Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в

устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого
текста).


Слушать и понимать речь других.



Средством

формирования

этих

действий

служит

технология

проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).


Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и

следовать им.



Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,

критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в
парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения
уроков).


Первый

уровень

результатов

–

приобретение

социальных

знаний. Занятия по конструированию, знакомство с домашними ремёслами,
экскурсии на производство, встречи с людьми разных профессий
3. Содержание курса:
Модуль III «У меня растут года…»
(34 часа)
Наименование раздела
Что такое профессия
(2ч.).

У кого мастерок, у кого
молоток (2ч.).

Истоки трудолюбия
(2ч.)

Домашний помощник
(2ч.).

Содержание раздела

Формы организации
учебной деятельности
Вводное слово о профессиях. Речь Игровая программа.
труда в жизни человека. Работа с
пословицами (например, «Труд кормит
человека, а лень портит..»). Закончить
пословицу: «Кто не работает, …… (тот не
ест). Стихотворения о профессиях. Загадка
про предметы, которые используют люди
разных профессий. Угадать профессии по
первой букве. По пословице угадать
профессию (например: «Куй железо, пока
горячо» (кузнец).
Вводное
слово.
История Беседа с элементами
происхождения орудия труда. Знакомство с игры.
понятием «инструмента». Дидактическая
игра: «Назови инструмент» (на кухне например, чайник, кастрюля, сковорода).
Инструменты для ремонта (молоток,
напильник, плоскогубцы). Игра: «Черный
ящик». Дидактическая игра: подбери
нужный инструмент к профессии. Итог.
Разгадывание кроссворд об инструментах.
Вводное слово. О чем будем Игровой час.
говорить. Загадки. Игра-конкурс: «Кто
больше
назовет
профессий».
Дидактическая
игра:
«Расскажи
о
профессии». Игра со словами: «Что будет,
если….». Например, что будет, если повара
перестанут готовить? Что будет, если врачи
перестанут лечить? Физкультминутка.
Игра: «Правильно дорисуй».
Введение в игру. Конкурс «Кто
Игра-конкурс.
каким делом занят». Дидактическая игра:
«Кто чем занимается». Работа с
картинками. Конкурс «Стихотворение».
Сказки о том, как опасна лень (В. Пахнов).
Инсценировки. Конкурс смекалистых.

Мир профессий (2ч.).

Угадай профессию
(2ч.)

Какие бывают
профессии (2ч.).

Куда уходят поезда
(2ч.).

Моя профессия (2ч).

Наши друзья - книги
(2ч.).

Откуда сахар пришел
(2ч.).

Конкурс: «Очумелые ручки». Конкурсэстафета: «Кто быстрее забьёт гвоздь».
Разминка. Конкурс «Профсловарь».
Конкурс
болельщиков.
Вопросы
о
профессиях.
Загадки о профессиях.
Конкурс платков. Конкурс письмо другу
(друг просит дать совет по выбору
профессии). Конкурс «Отгадай кроссворд»,
конкурс пословиц о профессиях.
Игра «Эрудит» (угадать профессию по
первой букве). Например: п (пилот), в
(врач). Итог награждение лучших игроков.
Вводное слово о профессиях.
Дидактическая игра назови профессию,
например: хлеб-хлебороб, одежда-портной.
Чёрный ящик (определить на ощупь
инструменты).
Конкурс
художников.
Подведение итогов.
Вступительное слово о профессиях.
Стихи о профессиях. Пословицы о
профессиях. Конкурс угадай профессию.
Просмотр мультфильмов о строительных
профессиях (столяр, плотник, сварщик).
Рассказ по кругу. Придумать по 1
предложению о профессии. Конкурс
архитекторов. Из одинакового числа
геометрических фигур составить: дом,
машинку и т.д. Итог.
Вступительное слово. Просмотр
мультимедиа
о
железнодорожном
транспорте.
Викторина
об
истории
возникновения паровозов. Игра: «Что
изменилось». Загадки о видах транспорта.
Ролевая игра: «Проводник», «Машинист».
Итог. Что нового мы сегодня узнали.
Представление команд. Визитная
карточка (портные, модельеры). Разминка
(назвать инструменты портных, виды
одежды, пословицы). Конкурс капитанов.
Разрисовщики
тканей.
Демонстрация
моделей.
Конкурс
подарков.
Итог.
Награждение команд.
Вступительное слово. Загадки о
книгах. История происхождения книги.
Папирус, береста, бумага. Изготовление
современных
книг.
Знакомство
с
профессиями людей, которые создают
книги (наборщик, печатник, переплетчик).
Вводное слово. Просмотр фильма.
Обсуждение
растений,
из которых
получают сахар. Обработка свеклы.
Загадки
о
сахаре.
Игра:
«Назови
профессию» (агроном, тракторист, шофер,
химик, сахарный завод). Игра от А до Я
(назвать профессии на все буквы

Викторина.

Занятие с
элементами игры.

Занятие
элементами игры.

с

Занятие с элементами
игры.

КВН.

Беседа с элементами
игры. Экскурсия в
библиотеку.

Беседа.

«Турнир
профессионалов» (2ч.).

Все профессии
нужны, все профессии
важны (3ч.).

Стройка (2ч.).

Операция «Трудовой
десант» (1ч.).

Уход за цветами (2ч.).
Кулинарный поединок
(2ч.).

алфавита).
Представление
команд.
Приветствие. Азбука профессий (по букве
определить профессию, например Аагроном, Б - бизнесмен). Конкурс
«Кинокомедия»
(вставить
название
фильмов).
Игра
«Третий
лишний»
(программист, закройщик, компьютерщик).
Конкурс
пантомимы
(изобразить
профессию). Подведение итогов.
Вводное
слово:
страница
информационная (данные о профессиях).
Поэтическая (чтение стихов Д. Родари
«Чем пахнут ремесла», Маяковский «Кем
быть?»)
Художественная
(просмотр
мультимедиа о людях разных профессий).
Игра. Дискуссия «Объясните пословицу:
«Всякая вещь трудом создана».
Вводное слово. Инструктаж по ТБ.
Выбор Знакомство со строительными
объектом. Виды строительных профессий.
Итог. Рисунки, сочинения о профессии.
Знакомство
со
словами:
бульдозер,
экскаватор, подъемный кран и т. д.
Вводное слово. Создание двух
бригад. Распределение участков между
бригадами. Назначение ответственных.
Техника безопасности. Выполнение работы
по уборке территории. Подведение итогов.
Поощрение.
Практика.
Открытие. Представление команд.
Команды: «Веселые поварята», «Чудоповара». Конкурс-эстафета «Варим борщ»
(собрать набор продуктов, кто быстрее).
Конкурс:
«А
знаете
ли
вы?»,
«Сладкоежки», «Украсим торт», «Что в
мешке». Конкурс-эстафета (надеть фартук,
кто быстрее нарежет овощи и тд.). Итоги
конкурса, награждения команд.

Конкурс-игра.

Устный журнал.

Экскурсия.

Практикум.

Практика.
Шоу-программа.

Календарно-тематическое планирование 3 класс (33 часа)
№
п/п
1-2
3-4
5-6

Дата
прове
дения
05.09.
12.09.
19.09.
26.09.
3.10.
10.10.

Колво
часов
2

Тема
«Что такое профессия»
«У кого мастерок,
молоток»
«Истоки трудолюбия»

у

кого 2
2

Форма проведения
игровые программы, проект
беседа с элементами игры,
конкурс
игровой час

7-8

17.10.
24.10.

«Домашний помощник»

2

игра-конкурс, сочинение

9-10

7.11.
14.11.
21.11.
28.11.

«Мир профессии»

2

Викторина, ролевая игра

«Угадай профессии»

2

занятие с элементами игры

05.12.
12.12.
19.12.
26.12.
9.01.
16.01.
23.01.
30.01.
06.02.
13.02.
20.02.
27.02.
6.03.
13.03.
20.03.
3.04.
10.04.
17.04.
24.04.
15.05.
22.05.

«Какие бывают профессии»

2

занятие с элементами игры

«Куда уходят поезда»

2

занятие с элементами игры

«Моя профессия»

2

КВН, проект

«Наши друзья-книги»

2

«Откуда сахар пришел»

2

Экскурсия в
сельскую
библиотеку
Презентация, беседа

«Турнир профессионалов»

2

конкурс-игра

11-12
13-14
15-16
17-18
19-20
21-22
23-24
25-26-27

28-29
30
31-32
33

«Все профессии нужны,
профессии важны»

все 3

Устный журна7

«Строим дом»

2

Операция « Трудовой десант»
«Уход за цветами»

1
2

Экскурсия,
конструирование
практикум
практикум

«Кулинарный поединок»

3

шоу-программ, проект

5. Литература:
1. Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. –
М., 2016.
2. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества.
Изд-во Ростов.ун-та, 2018
3. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной
работе.- М., 2019
4. Герасименко Н. П. Помоги сам себе.-2018.
5. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5
классы. – М.: ВАКО, 2018 г. - / Мастерская учителя.
6. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток: Практические разработки
физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших
школьников. – М.: ВАКО, 2017 г. – / Мастерская учителя.
7. Климов Е.А. Как выбирать профессию? //Библиография.- М., 2018, №6
8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д:
Феникс, 2016
9. Обухова «Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы».-М.,
ВАКО 2017г.

10.

Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. Москва: Вако. 2017.

Технические средства обучения
1. Персональный компьютер учителя- ноутбук
2. проектор
3.
4.
Оборудование: наглядные пособия:

1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».