Рабочая программа внеурочной деятельности Орлята России 4б класс

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в
соответствии с требованиями:

Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 12 мая 2012 № 413 (далее – ФГОС среднего общего образования);

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020г №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20». «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания
внеурочной
деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в
части проектной деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации от
18.08.2017 № 09-1672;

Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ СОШ №3 г.
Донецка;

Устав МБОУ СОШ №3 г. Донецка;

Положение о порядке утверждения и структуре программ внеурочной деятельности
педагогических работников МБОУ СОШ №3 г. Донецка;

Учебный план МБОУ СОШ №3 г. Донецка Ростовской области на 2023 - 2024учебный
год.

Цель курса: формирование у ребѐнка младшего школьного возраста социальноценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на
основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими
поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его
истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности.
Задачи курса:
1. Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине, общности
граждан нашей страны, России.
2. Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа,
семейным ценности с учѐтом национальной, религиозной принадлежности.
3. Формировать лидерские качества и умение работать в команде.
4. Развивать творческие способности и эстетический вкус.
5. Воспитывать
ценностное отношение к
здоровому образужизни,
прививать интерес к физической культуре.
6. Воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и потребность в
безвозмездной деятельности ради других людей.
7. Содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к
3

окружающему миру.
8. Формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную, поисковую и
исследовательскую деятельность.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА
Целевые ориентиры результатов участия и освоения младшими школьниками содержания
учебно-методического комплекса программы «Орлята России» определены в соответствии с

4

ФГОС, основными направлениями воспитания, зафиксированными в Примерной рабочей
программе воспитания и основываются на российских базовых национальных ценностях:
 понимает важность социально-значимых ценностей Программы (понимает
сопричастность к истории родного края, своей Родины — России, Российского
государства; осознаѐт принадлежность к своему народу и общности граждан России;
понимает значение государственных символов; уважает духовно- нравственную
культуру своей семьи, народа; понимает ценность человеческой жизни, ценность
родного языка, русского языка; сознаѐт и принимает свою половую принадлежность,
соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учѐтом возраста;
ориентирован на физическое развитие с учѐтом возможностей здоровья, занятия
физкультурой и спортом; сознаѐт ценность труда в жизни человека, семьи, общества;
понимает ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на
природу, окружающую среду);
 применяет в жизни позитивный опыт, полученный в результате участия в различных
видах внеурочной деятельности (принимает участие в жизни класса, общеобразовательной организации в доступной по возрасту социально значимой деятельности;
умеет оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознаѐт
ответственность за свои поступки; проявляет стремление к самовыражению в разных
видах художественной деятельности, искусстве; владеет основными навыками личной и
общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе; проявляет
интерес к разным профессиям; участвует в различных видах доступного по возрасту
труда, трудовой деятельности; проявляет любовь и бережное отношение к природе,
неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам; имеет
первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в
естественнонаучной и гуманитарной областях знаний);
 демонстрирует социально-значимую активность в социуме (демонстрирует уважение к
государственной символике России, своего региона, местам почитания героев и
защитников Отечества); первоначальные навыки общения с людьми разных народов,
вероисповеданий; во взаимодействии с окружающими доброжелателен, проявляет
сопереживание, готовность оказывать помощь, выражает неприятие поведения,
причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважает старших;
бережно относится к физическому здоровью, соблюдает основные правила здорового и
безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной
среде, проявляет интерес к чтению; проявляет уважение к труду, людям труда,
демонстрирует бережное отношение к результатам труда; придерживается в своей
деятельности экологических норм; выражает познавательные интересы, активность,
любознательность и самостоятельность в познании, демонстрирует в деятельности и
повседневном общении интерес и уважение к научным знаниям, науке).
Учебный курс предназначен для обучающихся 2–4 классов; рассчитан на 1 часа в неделю/34
часов в год в каждом классе.
В соответствии с производственным календарем программа скорректирована на 34 часа.
Последовательность изучения тем спланирована согласно авторской программе.
5

Содержание курса внеурочной деятельности
В основу курса внеурочной деятельности положен системно-деятельностный подход,
позволяющий за период освоения ребѐнком образовательных треков (траекторий социально –
коммуникационного развития) осуществить качественный переход от «социальной
активности» к «социальной позиции» и «гражданской идентичности». Важно, что в названии
программы заключѐн сущностный нравственный идеал «Орлѐнок России».
Структура построения курса предлагает богатые возможности для проявления творческой
энергии каждого ребѐнка, для развития его инициативы, для формирования активной позиции
юных граждан страны. В структуре заложено понимание особенностей психологического
развития младшего школьника и условия для формирования самостоятельной личности
будущего подростка. Учтено соотнесение построения учебных четвертей и распределение
нагрузки в них. Цикличность курса, где даѐтся возможность вернуться к ранее пройденным
трекам, позволяет ребѐнку, опираясь на полученный опыт, проанализировать свои действия,
сделать вывод и попробовать применить этот опыт в своей жизни.
Курс внеурочной деятельности представляет комплекс из 9-и занятий по 7-ми трекам.
1. Трек «Орлѐнок – Лидер»
Ценности, значимые качества трека: дружба, команда.
В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что
является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочѐнности
классного коллектива, сформировать детские микрогруппы для приобретения и
осуществления опыта совместной деятельности и чередования творческих поручений.
2. Трек «Орлѐнок – Эрудит»
Ценности, значимые качества трека: познание.
Трек «Орлѐнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается
наличием различных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, конференций и т.п.
– в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что
необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот
период учебного года у детей отмечается высокая мотивация и интерес к учѐбе.
3. Трек «Орлѐнок – Мастер»
Ценности, значимые качества трека: познание
В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно быть мастерами в
разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека
«Орлѐнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека
дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека
определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела.
4. Трек «Орлѐнок – Доброволец»
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота.
Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной
период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и
поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворѐнности не только в
рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться
6

к имеющемуся социальному опыту детей в любое время учебного года.
5. Трек «Орлѐнок – Спортсмен»
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни.
Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную
активность детей, так как к середине учебного года накапливается определѐнная физическая
и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Дополнительные физкультурнооздоровительные мероприятия в том числе позволят снизить заболеваемость детей, что
актуально в зимний период.
6. Трек «Орлѐнок – Эколог»
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина.
Погодные условия в момент реализации трека «Орлѐнок – Эколог» позволяют проводить
мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность
использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с
посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника.
7. Трек «Орлѐнок – Хранитель исторической памяти»
Ценности, значимые качества трека: семья, Родина.
Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека
происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного
отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребѐнок должен открыть
для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного
края.
Основная смысловая нагрузка трека:
Я – хранитель традиций своей семьи.
Мы (класс) – хранители своих достижений.
Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п\п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Тема раздела

Старт программы
Орлѐнок – Лидер
Орлѐнок – Эрудит
Орлѐнок – Мастер
Орлѐнок – Доброволец
Орлѐнок – Спортсмен
Орлѐнок – Эколог
Орлѐнок – Хранитель исторической памяти
Подведение итогов

7

Кол-во
часов
4ч
4ч
4ч
4ч
4ч
4ч
3ч
4ч
3ч

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8

№

Тема

Кол-во
часов

Дата

1
1
1
1

05.09
12.09
19.09
26.09

1
1
1
1

03.10
10.10
17.10
24.10

Старт программы – 4 ч
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

21.
22.
23.
24.

25.
26.

Встреча с игрой
Интеллектуально-познавательные игры
Подвижные игры
Вводный «Орлятский урок»
Орлѐнок – Лидер – 4 ч
Лидер – это… Я могу быть лидером. Как стать лидером?
В команде рождается лидер ,групповое занятие
КЛАССный выходной
Встреча с тем, кто умеет вести за собой.
Итоги трека «Мы дружный класс!
Орлѐнок – Эрудит – 4 ч
Кто такой эрудит? Встреча с эрудитом «Хотим всѐ
знать». Я – эрудит, а это значит…
Развиваемся, играя! КТД «Что такое? Кто такой?»
ВоображариУМ. Могу быть изобретателем!
Итоги трека «На старте новых открытий»
Орлѐнок – Мастер 4 ч
Мастер – это… Мастерами славится Россия. Мастер –
это звучит гордо!
От идеи – к делу! КТД «Классный театр».
В гости к мастерам. Город Мастеров
Путь в мастерство» – подводим итоги
Орлѐнок – Доброволец – 4 ч
От слова к делу. Спешить на помощь безвозмездно!
Добровольцем будь всегда!
С заботой о старших. КТД «Создай хорошее
настроение»
КТД «Братья наши меньшие»
КТД «Коробка храбрости». «Портрет добровольца» итоги трека
Орлѐнок – Спортсмен – 4 ч
Утро начинай с зарядки – будешь ты всегда в порядке!
Должен быть режим у дня
О спорт, ты – мир! Готовимся к спортивным
состязаниям
Сто затей для всех друзей. Быстрее! Выше! Сильнее!
Спортивная игра «У рекордов наши имена». «Азбука
здоровья» - итоги трека
Орлѐнок – Эколог – 3 ч
ЭКОЛОГиЯ. Мой след на планете. Каким должен быть
настоящий эколог? Что должен знать и уметь эколог?
Экология на практике. Встреча с человеком, которого
можно назвать настоящим экологом
9

1

07.11

1
1
1

14.11
21.11
28.11

1

05.12

1
1
1

12.12
19.12
26.12

1

09.01

1

16.01

1
1

23.01
06.02

1

13.02

1

20.02

1
1

27.02
06.03

1

13.03

1

20.03

27.
28.
29.
30.
31.
32.

«Шагая в будущее – помни о планете» - итоги трека
1
Орлѐнок – Хранитель исторической памяти – 4 ч
Орлѐнок – Хранитель исторической памяти. Кодекс
1
«Орлѐнка – Хранителя»
Хранитель семейных традиций. Я храню традиции
1
семьи, а значит и традиции страны
Расскажи мне о России. Историческое чаепитие
1
«Я – хранитель, мы – хранители» - итоги трека
1
Подведение итогов – 4 ч
Подведение итогов участия в программе в текущем
1
учебном году
Интеллектуально-познавательные игры Подвижные игры
Подвижные игры

1
0

03.04
10.04
17.04
24.04
15.05
22.05

Учебно-методическое обеспечение программыреализации курса
Курс обеспечен методическими и дидактическими материалами, размещенными на
сайте Корпоративного университета Российского движенияшкольников
Материалы для обучающихся
Для обучения на курсах необходимо зарегистрироваться на сайте, далееследовать
инструкции:

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Онлайн курс «Академия гражданина»
Онлайн курс «Основы социального проектирования»
Онлайн-курс «Анимация онлайн (анимируй с РДШ)»
Онлайн курс «Фотостудия с РДШ»
Онлайн курс «Экологическое мышление»
Онлайн курс «Совместное лидерство»
Онлайн курс «Впорядке»
Онлайн курс «Медиашкола»
Онлайн курс «Профориентация в цифровую эпоху»
Онлайн курс «Семь ошибок при выборе профессии»

Материалы для педагогов
Для обучения на курсах необходимо зарегистрироваться на сайте,далее следовать
инструкции:
1. Курс «Организация воспитательной работы на основе мероприятийРДШ»
2. Онлайн курс «Академия гражданина» (для педагогов)
3. Онлайн курс «Российское движение школьников: планирование и
организация работы»
курс
«Формирование
гражданской
идентичности
4. Онлайн
5. Онлайн
курс «Как поддержать
деятельность
добровольческогоотряда»

6.
7.
8.

Онлайн курс «Школа классных кураторов»
Контент-агрегатор воспитательных практик «Ежедневно с РДШ»
Методическое
сопровождение
программы
развития
социальнойактивности «Орлята России»

1
1

уобучаю


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».