Рабочая программа внеурочной деятельности Тропинка в профессию 2а класс

Пояснительная записка
Данная программа курса внеурочной деятельности «Тропинка в
профессию» разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми документами:
1.1. Нормативно-правовые документы начального общего образования:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего
образования);
- Приказ от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утв.
приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 № 373»,
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20».
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной
деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в
том числе в части проектной деятельности Министерства образования и науки
Российской Федерации от 18.08.2017 № 09-1672;
- типология доктор. психолог наук Е.А.Климова.
- Устав МБОУ СОШ №3 г. Донецка Ростовской области;
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ
СОШ №3 г. Донецка
- Положение о порядке утверждения и структуре программ внеурочной
деятельности педагогических работников МБОУ СОШ №3 г. Донецка;
- Календарный учебный график МБОУ СОШ №3г.Донецка
- Учебный план МБОУ СОШ №3 г. Донецка Ростовской области на 2023-2024
учебный год.
1.2. Цель реализации программы курса:
Основными целями курса «Тропинка в профессию» являются:
Цель курса: создание образовательной среды, насыщенной возможностями
для реализации способностей обучающихся через развитие интереса к разным
видам сферы деятельности.
Цель I этапа профориентационной работы - это актуализация представлений
о профессии среди младших школьников.
Цели II и III этапов профориентации учащихся - диагностика и определение
предпочтений учащихся к профессии, соизмерение своих возможностей и желаний
с

потребностью

рынка

труда

и,

наконец,

психологическая готовность к самоопределению.

профессиональная

проба,

и

Задачи:


познакомить с широким спектром профессий, особенностями разных

профессий;


выявить наклонности, необходимые для реализации себя в выбранной

в будущем профессии;


способствовать формированию уважительного отношения к людям

разных профессий и результатам их труда;


способствовать

развитию

интеллектуальных

и

творческих

возможностей ребёнка;


способствовать

формированию

нравственных

качеств:

доброты,

взаимовыручки, внимательности, справедливости и т.д.;


способствовать формированию навыков здорового и безопасного

образа жизни.
1.4. Актуальность и перспективность курса
21 век поставили перед человеком и цивилизованным обществом множество
сложных и ответственных вопросов. Речь идет о проблеме профессиональной
ориентации младших школьников в учебно – воспитательном процессе.
В настоящее время в школе накоплен достаточно большой опыт форм и
методов работы по профориентации старших школьников.
Однако в наш стремительный век, когда бурно изменятся экономика,
актуальной

становится

целенаправленная

работа

по

профессиональной

ориентации уже с воспитанниками младших классов.
Особенность работы по профессиональной ориентации не заключают в
подведении детей к выбору профессии. Главное - это развитие внутренних
психологических ресурсов ребенка.
В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится
ведущей, важно расширить представление о различных профессиях.
В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными
представлениями о мире профессий. Некоторые элементы профессиональной
деятельности ему трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую
можно представить на основе наглядных образцов, конкретных ситуаций из жизни.

На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой
базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания.

1.5.Возрастная группа учащихся.
Освоение программы внеурочной деятельности
начального общего образования с 1 по 4 классы.

рассчитано на весь курс

1.6. Информация о количестве учебных часов на которое рассчитана Рабочая
программа в соответствии с учебным планом , производственным
календарем.
Рабочая программа в 2А классе рассчитана на 34 часа в год (1 часа в неделю).
1.7. Формы и методы работы
1. Классные часы и беседы о профессиях. 2. Тренинговые и тематические
занятия.
3. Конкурсы рисунков.

4. Экскурсии.

6. Встречи с людьми разных профессий.

5. Игры-викторины.
7. Описание профессий.

8. Письменные работы: мини-сочинения, синквейны.
9. Заполнение анкет и результатов самооценки. Диагностика.
10. Работа индивидуально, в парах, в малых группах.
11. Реклама профессий.
12. Составление профессионального портрета семьи. Трудовые династии.
13. Лекция.

14. Дискуссия

15. Творческая работа.

16. Практикум.

Мастер-классы.
2. Планируемые результаты работы.

участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой
деятельности;


расширение кругозора о мире профессий;



заинтересованность в развитии своих способностей;



участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой

профессии;


возможность

попробовать

свои

силы

в

различных

областях

коллективной деятельности, способность добывать новую информацию из
различных источников.
Внеклассная работа способствует накоплению непосредственных жизненных
впечатлений обучающихся о тех или иных профессиях, что обеспечивает начало
формирования гражданственного патриотического отношения к среде обитания и
проживания и осознанных профессиональных интересов, а также построения
образа «Я» в конкретной профессии. Таким образом, виды деятельности
обучающихся носят, прежде всего, поисково-исследовательский, проблемный и
творческий характер.
В результате изучения комплексной программы

«Тропинка в

профессию» младший школьник узнает:


основные сферы профессиональной деятельности человека;



основные понятия, признаки профессий, их значение в обществе;



предприятия и учреждения микрорайона, города;



основные приёмы выполнения учебных проектов;

будет уметь:


оперировать основными понятиями и категориями;



рассказывать о профессии и обосновывать её значение в обществе;



пользоваться информацией, получаемой на уроках из учебной,

художественной, научно-популярной литературы, СМИ, ИКТ.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения комплексной программы «Тропинка в профессию»
В

ходе

реализации

программы

обучающиеся

должны

овладевать

специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся:


когнитивные знания обучающихся о труде, о мире профессий;



мотивационно-личностные

–

отношение

к

труду,

интерес

профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;

к



поведенческие

навыки

трудовой

деятельности,

ответственность,

дисциплинированность, самостоятельность в труде.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по
комплексной программе

«Тропинка в профессию » - является формирование

следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:


Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с

иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.


Средством

формирования

этих

действий

служит

технология

проблемного диалога на этапе изучения нового материала.


Учиться совместно с

учителем и другими учениками давать

эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.


Средством

формирования

этих

действий

служит

технология

оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:


Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате

совместной работы всего класса.


Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять

рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических
рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью
простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
3. Коммуникативные УУД:


Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в

устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого
текста).


Слушать и понимать речь других.



Средством

формирования

этих

действий

проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

служит

технология



Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и

следовать им.


Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,

критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в
парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения
уроков).


Первый уровень результатов (1-й класс) – приобретение социальных

знаний. Занятия по конструированию, знакомство с домашними ремёслами,
экскурсии на производство, встречи с людьми разных профессий

3. Содержание курса:
Тема 1. Профессии вокруг нас. Первые умения и навыки общего труда на пользу
людям, культуры труда, расширит знания о производственной деятельности
людей, о технике, о воспитании уважения к людям труда, понимании значения
труда в жизни человека. Конкурс рисунков и поделок на тему «Кем быть». Игра
«Угадай, кто чем занимается?» Создание макета лэпбука. Игра-конкурссоревнование
Тема 2. Профессии, которые нас кормят. Как происходит выращивание зерна,
сбор урожая, хранение, производство муки и получение конечного продукта –
хлеба. Так же ученики представляют результаты исследования о профессиях,
которые участвуют в производстве хлеба к мероприятию разучиваются стихи,
пословицы. Беседа с игровыми элементами. Практическая работа «Составление
меню»
Тема 3. Профессии, которые нас охраняют. Продолжается знакомство
школьников с трудом людей, которые нас охраняют, углубляются их
представления о разных профессиях. Второклассники учатся устанавливать
отношения в трудовых группах, осваивать различные умения и навыки трудовой
деятельности. Встреча с представителями данной профессии
(организационномотивационная часть, актуализация опорных знаний, беседа, игра,
обобщение, рефлексия) Квест-игра. Выпуск газеты.
Тема 4. Профессии, которые делают нас красивыми. Беседа, презентация.
Практическая часть «Конструирование макета из бумаги, с использованием
пластилина» Анализ детской косметики. Рекомендации по использованию
косметики
Тема 5. Профессии, которые помогают путешествовать. Обучающиеся
получают возможность познакомиться с профессиями людей, которые помогают
нам путешествовать. Продолжится воспитание понимания важности

целенаправленного раннего знакомства с миром профессий и уважительного
отношения к любому труду, потребность в получении знаний о многообразии
профессий, будет формироваться отношение к людям любого труда, как к высшей
ценности общества. Встреча с представителями данных профессий
(организационномотивационная часть, актуализация опорных знаний, беседа, игра,
обобщение, рефлексия). Беседа с игровыми элементами
Тема 6. Профессии в школе. Обучающиеся получают возможность
познакомиться с профессиями людей, которые работают в школе., продолжится
воспитание любви к труду, уважение к людям труда. Квест-игра Встреча с
педагогами (организационно-мотивационная часть, актуализация опорных знаний,
беседа, обобщение, рефлексия). Трудовые династии. Ролевая игра. Работа с
картотекой в школьной библиотеке. Встреча с директором (организационномотивационная часть, актуализация опорных знаний, беседа, обобщение,
рефлексия). Подготовка к практикуму «Я – будущий учитель»
Тема 7. Итоговое мероприятие “Фестиваль профессий”. Конкурсно-игровая
программа. Выступления учеников

Календарно-тематическое планирование
№ Дата
п/п (план)

Дата
(факт)

Содержание занятия

1
2
3
4
5
6

05.09
12.09
19.09
26.09
03.10
10.10

Что я знаю о профессиях?
«Какая профессия самая важная».
Профессия животновод
Профессия хлебороб
Профессия диетолог
Кулинарный поединок

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

17.10
24.10
07.11
14.11
21.11
28.11
05.12
12.12
19.12
26.12
09.01
16.01

Кулинарный поединок
«Мои впечатления»
Служба спасения
Полиция
Следствие ведут второклассники!
Пожарная служба
Я б в военные пошел…
Мои впечатления
Профессия парикмахер. Из истории причесок.
Профессия парикмахер. Наши дни.
Профессия парикмахер. Наши дни.
Косметолог
Работа с заботой о здоровье. Тренер по фитнесу, хореограф.

20
21
22
23

30.01
06.02
13.02

23.01

20.02

24 27.02

25 06.03

26
27
28
29
30
31
32
33
34

13.03
20.03
03.04
10.04
17.04
24.04

08.05
15.05
22.05

Мои впечатления
Профессия экскурсовод
Профессия экскурсовод
Профессии людей, связанных с наземным
транспортом (водитель, диспетчер, кондуктор)
Профессии людей, связанных с воздушным
транспортом (пилот, помощник пилота, штурман,
бортпроводник, диспетчер).
Профессии людей, связанных с водным транспортом
(матрос, лоцман, шкипер, механик,
радиотелеграфист, капитан).
Мои впечатления
Кто работает в школе?
Профессия учитель.
Профессия библиотекарь
Роль директора в школе.
Мои впечатления
Реклама профессий
Реклама профессий
Реклама профессий

5. Литература:
1. Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. –
М., 2016.
2. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества.
Изд-во Ростов.ун-та, 2018
3. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной
работе.- М., 2019
4. Герасименко Н. П. Помоги сам себе.-2018.
5. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5
классы. – М.: ВАКО, 2018 г. - / Мастерская учителя.
6. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток: Практические разработки
физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших
школьников. – М.: ВАКО, 2017 г. – / Мастерская учителя.
7. Климов Е.А. Как выбирать профессию? //Библиография.- М., 2018, №6
8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д:
Феникс, 2016
9. Обухова «Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы».-М.,
ВАКО 2017г.
10. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. Москва: Вако. 2017.

Технические средства обучения
1. Персональный компьютер учителя- ноутбук
2. Мультимедийный проектор с потолочным креплением
3. Интерактивная доска прямой проекции
4. Принтер (формат А4, тип печати: черно-белый).
Оборудование: наглядные пособия:

1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».