ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности: направление социальное «Орлята России» для 3б класса составлена на основе следующих документов:
Нормативно-правовые документы начального общего
образования:
-Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
-Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 12 мая 2012 № 413 (далее – ФГОС среднего
общего образования);
- Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020г №28 «Об утверждении СанПиН
2.4.3648-20». «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания
внеурочной
деятельности
в
рамках
реализации
основных
общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности
Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017 №
09-1672;
- Основная образовательная программа начального общего
образования МБОУ СОШ №3 г. Донецка;
- Устав МБОУ СОШ №3 г. Донецка;
- Положение о порядке утверждения и структуре программ внеурочной
деятельности педагогических работников МБОУ СОШ №3 г. Донецка;
-Учебный план МБОУ СОШ №3 г. Донецка Ростовской области на
2024 - 2025 учебный год.
1.1.
1.2.Цели и задачи курса
Цель курса: формирование у ребёнка младшего школьного возраста
социальноценностных знаний, отношений и опыта позитивного
преобразования социального мира на основе российских базовых
национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями,
воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его
истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности.
Задачи курса:
1. Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему
народу, малой Родине, общности граждан нашей страны, России.
2. Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре
своей семьи, своего народа, семейным ценности с учётом национальной,
религиозной принадлежности.
3. Формировать лидерские качества и умение работать в
команде.
4. Развивать творческие способности и эстетический вкус.
124
5. Воспитывать ценностное отношение к здоровому образу
жизни, прививать интерес к физической культуре.
6. Воспитывать уважение к труду, людям труда.
Формировать значимость и потребность в безвозмездной деятельности ради
других людей.
7. Содействовать воспитанию экологической культуры и
ответственного отношения к окружающему миру.
8. Формировать ценностное отношение к знаниям через
интеллектуальную, поисковую и исследовательскую деятельность.
1.3.Общая характеристика курса.
Понятие «социальная активность младшего школьника» в контексте
Программы рассматривается как творчески-преобразовательное отношение
социального субъекта к окружающей его социальной и природной среде,
проявления возможностей и способностей человека как члена социума,
устойчивое активное отношение личности к отдельным общностям или
обществу в целом; развитие социальной активности отражает превращение
личности из объекта в субъект общественных отношений. Воспитание –
деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для
самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных,
духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил
и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства,
формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества,
закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного
уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа 9 Российской Федерации, природе и
окружающей среде. (Федеральный закон № 273 «Об образовании в
Российской Федерации»).
Программа курса «Орлята России» разработана на основе авторской
программы развития социальной активности обучающихся начальных
классов «Орлята России». Методические материалы / авторы-составители
Волкова Н.А., Китаева А.Ю., Сокольских А.А., Телешева О.Ю., Тимофеева
И.П., Шатунова Т.И., Шевердина О.В., под общей редакцией Джеуса А.В.,
Сайфутдиновой Л.Р., Спириной Л.В. – Краснодар: Изд-во Новация, 2022г, в
соответствии с Федеральным образовательным стандартом начального
общего образования и реализует социальное направление внеурочной
деятельности.
Рабочая программа , задавая целевые ориентиры и требования к результатам
программ воспитания образовательных учреждений, обеспечивает
соответствие ФГОС, единство воспитательного пространства и его смыслов в
образовательных учреждениях Российской Федерации, а также позволяет на
основе российских базовых национальных ценностей выделить ценностные
основания программы «Орлята России»: Родина, Команда, Семья, Здоровье,
Природа, Познание.
Родина – воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, дому,
земле, людям, желание служить своему Отечеству тем делом, к которому
есть призвание и быть полезным своей стране; формирование российского
национального
исторического
сознания,
российской
культурной
идентичности через уважение национальных традиций народов России,
истории и культуры своей страны.
Семья – основа развития страны и благосостояния народа, исток добра,
любви, верности, поддержки, сочувствия, взаимного уважения, возможность
сохранения добрых семейных традиций с учётом национальных и
религиозных принадлежностей.
Команда – содружество, искренность, уверенность в успехе; совместная
деятельность в соответствии с нравственными нормами; умение отдавать
своё время другому и бескорыстно приходить на помощь, желание добра и
блага другому. Природа – бережное и ответственное отношение к
окружающей среде, природному наследию своей страны, осознание влияние
людей на окружающую среду, понимание зависимости жизни людей от
природы.
Познание – открытие окружающего мира и понимание себя в нём;
активность, любознательность и самостоятельность в познании,
первоначальные представления о многообразии и взаимосвязи природных и
социальных явлений и объектов, о науке и научном знании.
Здоровье – равнение на чемпионов, ценность здорового образа жизни;
безопасное поведение, как в быту, так и в информационной среде, принятие
своей половой принадлежности.
Главным принципом участия в Программе должно стать – всё делать вместе,
сообща и делать для других! Вместе радости и удачи, вместе активное
действие и увлекательное приключение!
Методологической основой Программы является воспитание в коллективнотворческой деятельности, автор которой доктор педагогических наук,
профессор, академик Российской академии образования (РАО) Игорь
Петрович Иванов считал, что самый педагогически эффективный коллектив
– это единое содружество взрослых и детей, а самая эффективная
воспитывающая деятельность – та, что создаётся и развивается самими
воспитанниками, вовлечёнными в процесс жизнетворчества. В.А.
Сухомлинский писал 1 : «В школе учат не только читать, писать и считать,
но и думать, познавать окружающий мир, богатство науки. В школе учат
жить. В школе учатся жить».
1.4. Место и роль курса
Возрастная группа учащихся.
Освоение программы внеурочной деятельности рассчитано на весь
курс начального общего образования с 1 по 4 классы.
1.5. Информация о количестве учебных часов на которое рассчитана
Рабочая программа в соответствии с учебным планом ,
производственным календарем.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год. В учебном плане на
изучение курса отводится 1 час в неделю.
Программа скорректирована на 33 часа в соответствии с производственным
календарем.
Программа будет полностью выполнена.
Последовательность изучения тем спланирована согласно авторской
программе.
2.Планируемые результаты освоения учебного курса
Планируемые результаты курса. Целевые ориентиры результатов участия
и освоения младшими школьниками содержания учебно-методического
комплекса программы «Орлята России» определены в соответствии с ФГОС,
основными направлениями воспитания, зафиксированными в Примерной
рабочей программе воспитания и основываются на российских базовых
национальных ценностях. По итогам участия в программе «Орлята России в
течение учебного года» младший школьник: ● понимает важность
социально-значимых ценностей Программы (понимает сопричастность к
истории родного края, своей Родины — России, Российского государства;
осознаёт принадлежность к своему народу и общности граждан России;
понимает
значение
государственных
символов;
уважает
духовнонравственную культуру своей семьи, народа; понимает ценность
человеческой жизни, ценность родного языка, русского языка; сознаёт и
принимает свою половую принадлежность, соответствующие ей
психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста;
ориентирован на физическое развитие с учётом возможностей здоровья,
занятия физкультурой и спортом; сознаёт ценность труда в жизни человека,
семьи, общества; понимает ценность природы, зависимость жизни людей от
природы, влияние людей на природу, окружающую среду); ● применяет в
жизни позитивный опыт, полученный в результате участия в различных
видах внеурочной деятельности (принимает участие в жизни класса,
общеобразовательной организации в доступной по возрасту социально
значимой деятельности; умеет оценивать поступки с позиции их
соответствия нравственным нормам, осознаёт ответственность за свои
поступки; проявляет стремление к самовыражению в разных видах
художественной деятельности, искусстве; владеет основными навыками
личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе,
обществе; проявляет интерес к разным профессиям; участвует в различных
видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности; проявляет
любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих
вред природе, особенно живым существам; имеет первоначальные навыки
наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и
гуманитарной областях знаний); ● демонстрирует социально-значимую
активность в социуме (демонстрирует уважение к государственной
символике России, своего региона, местам почитания героев и защитников
Отечества); первоначальные навыки общения с людьми 125 разных народов,
вероисповеданий; во взаимодействии с окружающими доброжелателен,
проявляет сопереживание, готовность оказывать помощь, выражает
неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим
людям, уважает старших; бережно относится к физическому здоровью,
соблюдает основные правила здорового и безопасного для себя и других
людей образа жизни, в том числе в информационной среде, проявляет
интерес к чтению; проявляет уважение к труду, людям труда, демонстрирует
бережное отношение к результатам труда; придерживается в своей
деятельности экологических норм; выражает познавательные интересы,
активность, любознательность и самостоятельность в познании,
демонстрирует в деятельности и повседневном общении интерес и уважение
к научным знаниям, науке).
3.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Реализация программы «Орлята России» для обучающихся 3 класса
начинается с первой четверти учебного года. Каждый трек состоит из 9
занятий, два из которых предполагают «свободное творчество учителя» в
рамках того или иного трека, но с заданными целевыми установками для
сохранения смыслов Программы
3 КЛАСС (33ч)
Даты
Деятельность
Вводный
«Орлятский урок»
для детей первого
года участия в
Программе
«Орлёнок –
Лидер»
«Орлёнок –
Эрудит»
«Орлёнок
Мастер»
Сентябрь.
Сентябрь,
октябрь.
Ноябрь.
– Декабрь
Организация деятельности
Основными
задачами
являются старт Программы
для детей и эмоциональный
настрой класса на участие в
Программе.
Реализация
Программы
начинается с данного трека,
который
позволяет
актуализировать/
приобрести
опыт
совместной деятельности в
коллективе,
что
необходимо
в
начале
учебного
года.
Также
занятия трека 15 позволят
выявить первичную оценку
уровня
сплочённости
класса и лидеров для
дальнейшего
формирования микрогрупп.
Вторая
четверть
отличается
высокой
мотивацией у детей на
учебную деятельность. В
рамках трека происходит
знакомство
ребёнка
с
разными
способами
получения информации .
Данный трек проходит в
два этапа: 1 – подготовка
новогоднего
спектакля/номера/концерта;
2 – знакомство с мастерами
Игра для
подведения
промежуточных
итогов участия в
Программе
«Орлёнок –
Доброволец»
Январь
Январь
«Орленокспортсмен»
Февраль
«Орленокэколог»
Март
«Орлёнок
Хранитель
исторической
памяти»
– Апрель
Май
Подведение
итогов участия в
Программе
в
текущем учебном
своего дела и лучшими
мастерами региона/страны.
Игра по итогам 3х треков:
«Орлёнок – Лидер»
«Орлёнок – Эрудит»
«Орлёнок – Мастер»
Тематика трека актуальна
круглый год, необходимо
обращаться к имеющемуся
социальному опыту детей и
истории добровольческого/
волонтерского/
тимуровского движения в
любое время учебного года.
Проводятся Весёлые
страты, «Папа, мама, я –
спортивная семья» и другие
соревнования, чтобы
минимизировать
воздействия
гиподинамического
кризиса середины учебного
года.
Часть мероприятий трека
проводится за пределами
здания школы
Важно, чтобы все треки
прошли до трека «Орлёнок
– хранитель исторической
памяти», так как он
является треком,
подводящим итоги участия
в учебном году. Основная
смысловая нагрузка трека:
Я – хранитель традиций
своей семьи, Мы (класс) –
хранители своих
достижений, Я/Мы –
хранители исторической
памяти своей страны.
В УМК – использование
игровых методов
диагностики результатов.
Основными результатами,
которые нам необходимо
оценить, станут: личностное развитие
ребёнка (изменение его
позиции от «наблюдателя»
до «активного участника»);
- сформированность класса
как коллектива; - уровень
принятия/осознания
ценностей, заложенных в
Программе
году
Содержание курса внеурочной деятельности для 3 класса
№
Тема
Содержание
темы
Виды
деятельности
Формы
организации
занятий
Трек «Орлёнок – Лидер» – 5 занятий
Ценности, значимые качества трека: дружба,
команда
Символ трека – конструктор «Лидер»
1
«Лидер – это Введение в
…»
тему,
мотивация,
целеполагание.
Знакомство с
понятием
«Лидер»:
Познавательная,
Игра на
командообразоигровая.
Взаимодействие– вание.
Динамические
групповое.
паузы.
лексическая
работа –
значения нового
слова.
От учителя
звучит вопрос
детям: кто со
мной хочет в
команду Игра на
командообразование.
Анализируем: что
получилось? Что
не получилось?
Кто выступил в
роли лидера?
Работаем в
группах с
конструктором
«Лидер»,
собираем
качества лидера, в
виде опорной
схемы.
Игра на
командообразование Анализ
игры по
конструктору
«Лидер». Какие
качества присущи
лидеру? Что ещё
необходимо
лидеру?
*Работа с
конструктором.
Подведение
итогов:
конструктор
«Лидер»
(собираем
качества лидера,
как опорную
схему).
2
«Я могу Повторение
быть
конструктора
лидером!»
«Лидер».
Работа в
группах: назвать
1-3 известных
лидеров нашей
страны, почему
Познавательная,
игровая,
проблемноценностное
общение.
Взаимодействие
– групповое.
Беседа.
Тренинг на
выявления
лидера в
команде.
Видео
«Интервью с
лидером».
Динамические
их можно
считать
лидерами,
паузы.
какими
качествами они
обладают. Если
появляются новые
качества, которых
не было раньше в
конструкторе
«Лидер», то
конструктор
дополняем.
А кто может быть
лидером? Лидером
может быть
каждый, и я могу!
Тренинг на
выявления лидера
в команде (с чеклистами, где дети
после каждого
упражнения
записывают, кто,
по их мнению, был
лидером). Тренинг
должен содержать
упражнения
художественноэстетического
содержания,
интеллектуального,
спортивного и т.п.
*Работа с
конструктором
“Лидер” ,
подведение итогов.
Подведение
итогов:
Видео от учителя
«Интервью с
лидером». Ответ на
вопрос: «Какие
качества помогли
мне стать лидером?
Обсуждаем: где
может проявить
себя, раскрыться
лидер? Во всех ли
ситуациях я могу
быть лидером? В
3
конструктор
заносим опорную
схему «Я могу
быть лидером».
Возвращаемся к
«В
команде конструктору
рождается «Лидер», где
лидер»
учитель заранее
добавляет много
новых качеств
лидера как
положительных,
так и
отрицательных.
Обсуждаем!
Убираем лишнее.
Чтобы обладать
этими качествами,
что необходимо
мне лично
сделать? –
обсуждаем в
группах.
Обсуждаем
положительные и
отрицательные
стороны
лидерства.
Введение ЧТП и
развитие умения
работать в
команде.
Что такое ЧТП
(чередование
творческих
поручений? Какие
Познавательная,
игровая,
проблемноценностное
общение.
Взаимодействие
– групповое.
Беседа.
Тренинг.
Динамические
паузы.
могут быть
поручения? Как их
можно
выполнять?)
Делимся на
команды.
Оформляем
наглядно.
Тренинг –
пробуем
выполнить
здесь и сейчас
ЧТП.
Дети получают
первый опыт
работы, за
которую они
ответственны.
Дополняем
конструктор
«Лидер» –
ответственность
за
порученное дело,
умение держать
цель.
*Работа с
конструктором.
Общее подведение
итогов: что
получилось?
Какие трудности
встретили? Как
стать лидером?
(формулируем
шаги к лидерству,
дополняем их в
конструктор)
конструктору
«Лидер».
4
Дети учатся
объективно
оценивать себя,
свои силы и
возможности.
Анализируют, что
получилось и
почему? что не
получилось и
почему? чего не
хватило для того,
чтобы было
лучше?
«От идеи – По методике КТД
к делу!» работаем над
созданием общего
дела для других
ребят (для
1-2 классов, в
параллели, для
Познавательная, КТД
игровая,
досуговоразвлекательная.
Взаимодействие
– групповое.
родителей и пр.)
5
«Мы
дружный
класс!»
Смотрят
фото/видео как
проходил трек.
Подводят итоги,
обращаясь к
конструктору
«Лидер». Каждая
группа (по ЧТП)
придумывает,
готовит и
показывает для
ребят сюрприз.
Вывод: мы
дружный класс!
Познавательная,
игровая.
Подведение
итогов.
Взаимодействие
– парное,
групповое.
Итоговая
социометрия.
Трек «Орлёнок – Эрудит» – 4 занятия
Ценности, значимые качества трека: познание Символ
трека – конверт-копилка
Эрудит –
это …
Интеллектуальная
игра «Вопрос от
эрудита»
1
*Работа с
конвертом- копилкой
трека «Орлёнок –
Эрудит».
Подведение итогов:
кто сегодня показал
себя, как эрудит?
2
«Я
эрудит, а
это
значит…»
Повторяем
интеллектуальные
секреты эрудита –
смекалка, ум, знание,
любознательность,
внимательность,
увлечённость,
изобретательность,
коммуникабельность, эрудиция. Как
их приобрести?
(чтение, учеба,
образование).
Способы решения
интеллектуальных
задач – интеллект,
логика, дедукция,
интуиция.
Учимся работать в
парах: игра
«Интеллектуальный
кроссворд» с
применением
различных
способов решения.
*Работа с
конвертом- копилкой
трека
«Орлёнок – Эрудит».
Сложно ли быть
эрудитом? Что для
этого надо? качества
Познавательная, Игра
игровая,
«Интеллектуальный
проблемнокроссворд»
ценностное.
Взаимодействие
– групповое.
3
вкладываем в
конверткопилку
«Эрудита».
Опорную схему,
начатую в 1-2
классах, дополняем
и вкладываем в
конверткопилку
«Эрудита».
«Игра – Методы
это
активизации
полезно и мозговой
интересно» деятельности:
упражнения на
развитие логики,
смекалки, задачи
для
интеллектуальной
разминки.
Учимся работать в
группах и
подбирать вопросы
по теме игры.
Выдвигаем
способы
запоминать,
думать,
узнавать…
Игра «Эврика» – за
освоение способов
запоминания и
поиска
информации,
составления
вопросов по
интеллектуальным
знаниям.
Познавательная, Игра «Эврика».
игровая.
Взаимодействие
– групповое.
- 1 этап игры –
каждая группа
детей подбирает
вопрос учителю из
доступных
источников,
учитель
демонстрирует
обучающимся как
он ищет ответ на
вопрос и отвечает
ребятам. - 2 этап
игры – учитель
задаёт ребятам
вопросы, они ищут
ответ и отвечают. 3 этап – дети
задают вопрос друг
другу.
*Работа с
символом трека конвертомкопилкой
Эрудита.
Определяем
значимость
совместной
работы. Способы
запоминания
вкладываем в
конверткопилку.
4
«Эрудит –
это
широкий
кругозор»
Презентация
«10 великих
изобретений
русских учёных»
- как ученые
расширяют свои
знания. Как я
сам могу
пополнить свои
знания? Что для
этого нужно
сделать?
Знакомство с
детской
литературой,
журналами,
Интернет
ресурсами, где
можно найти
знания.
Заполняем по
группам круг
Знаний Он
поможет педагогу
выявить
интеллектуальные
интересы детей,
*Работа с
конвертомкопилкой трека
«Орлёнок –
Эрудит».
Вкладываем в
конверткопилку.
В конце года
анализируем – что
Познавательная,
игровая,
проблемноценностное.
Взаимодействие
– групповое.
Презентация «10
великих
изобретений
русских
учёных».
Круг Знаний.
узнали и т.п.
Учимся
выдвигать идеи и
планировать: для
кого можно
провести
интеллектуальную
игру, группа
должна
предложить идею
по проведению
интеллектуальной
игры для ребят 12 класса.
Обсуждаем идеи.
Синтезируем все
идеи в одну.
Определяем план
действий по
подготовке.
Распределяем
обязанности.
*Работа с
конвертомкопилкой трека
«Орлёнок –
Эрудит».
Подводим итоги:
как сработали?
Результат
вкладываем в
конверткопилку.
результат,
совместно
составляют
«опорную схему»
и размещают в
классном уголке.
Работа в парах:
придумать и
проиграть с
ребятами конкурс/
вопрос на
эрудицию.
Награждение и
поощрение
лучших ребят.
Трек
1
«Орлёнок – Мастер» – 5 занятий
Ценности, значимые качества трека: познание
Символ трека – шкатулка Мастера
«Мастер – Введение в тему,
это…»
мотивация,
целеполагание.
Знакомство с
понятием
«мастер»:
лексическая
работа – значения
нового слова.
Работа по
группам, задание:
приведите из
своей жизни
примеры
мастеров своего
дела, ребята
рассказывают
друг другу («Моя
мама мастер
Познавательная, Блицдосугововысказывания.
развлекательная,
художественное
творчество,
проблемноценностное
общение.
Взаимодействие
– групповое.
своего дела.
Она ...»).
Блицвысказывания
ребят:
«Я узнал, что у
Никиты мама
повар. Она
мастер готовить
салаты» …)
Пробуем себя в
роли мастера –
Что может делать
мастер? Хотите
попробовать себя
в роли мастера?
Обсуждаем,
придумываем,
делаем
коллективную
творческую
работу
(возможные
варианты:
оригами,
аппликация,
нарисованная
картина,
раскрашивание и
др.). Главная идея
– ребята сами
используют и
показывают
техники
изготовления,
которые им
известны.
Подводим итоги:
кто такой мастер?
Кто может быть
мастером?
Какими мы были
мастерами? Как
мастер создаёт
свою работу –
«придумывает,
делает/ создаёт,
показывает и
радует других».
*Работа с
символом трека
- шкатулкой
Мастера.
Сохраняем в
шкатулке мастера
определение, как
мастер создает
свою работу.
В конце занятия
учитель знакомит
ребят со своим
мастерством (я
тоже мастер –
рисовать, петь,
делать
ремонты…).
2
«Россия
Презентация
мастеровая» учителя о 10
самых
известных
мастерах
родного края
России.
Учимся
придумывать: кто
из вас хочет быть
мастером? Какие
этапы проходит
мастер, чтобы
показать людям
своё
произведение
(обращаемся к
шкатулке
Мастера).
Учимся
работать в
группах.
Разбивка на
микрогруппы
по 5 человек.
Притча о
мастерах (в
методических
рекомендациях) –
обсуждаем,
делаем вывод.
КТД «Россия
мастеровая» - 1
вариант: может
Познавательная,
досуговоразвлекательная,
художественное
творчество,
проблемноценностное
общение.
Взаимодействие
– групповое.
Презентация
учителя о 10
самых
известных
мастерах
родного края,
России. КТД
«Россия
мастеровая».
быть в форме
лото – город
России на карте,
чем славится,
чему можем
научиться –
каждая группа
готовит
сообщение.
Коллективная
карта страны.
- 2 вариант:
каждая команда
получает конверт
с заданием, в
котором один из
народных
промыслов
России.
Необходимо
распределиться в
группе на пары и
выполнить
задание. Потом
собраться
вместе и
подготовить
рассказ о
промысле.
Презентовать
другим
группам.
Задания:
раскрасить
правильно,
подготовить
сообщение по
вопросам об
истории
промысла,
рассказать
выразительно
стихотворение
об этом
промысле.
Вывод: в
России много
мастеров своего
дела и мы
можем тоже
стать
мастерами.
*Работа с
символом
трека шкатулкой
Мастера:
выводы о
важности
работы вместе,
на общее дело,
помогать друг
другу.
3
Игра по
«Город
Мастеров» станциям
«Город
мастеров» с
использованием
различных
направлений
деятельности,
одной из
станций должна
стать
знакомство с
пословицами о
мастерах.
*Работа с
символом
трека -
Познавательная, Игра по станциям
«Город мастеров».
игровая.
Взаимодействие
– парное,
групповое
шкатулкой
Мастера.
Подведение
итогов: в
шкатулку
вкладываем
пословицы и
свои
впечатления
«Рейтинг
популярности».
4
«В гости к - 1 вариант:
мастерам» идём на
экскурсию к
мастерам
(знакомимся с
Познавательная, Экскурсия/мастеркласс
игровая.
профессиональными
мастерами – это
может быть театр,
музей, библиотека,
дворец творчества и
пр.).
- 2 вариант:
родители/наставники
демонстрируют своё
мастерство ребятам.
- 3 вариант:
мастеркласс от
учителя «Делай как
я, делай лучше
меня!». На данном
занятии ученикам
можно предложить
участие в мастерклассах по развитию
актёрских
способностей, для
развития мимики,
речи, постановки
голоса, угадыванию
эмоций и
пониманию друг
друга посредством
игры
«Крокодил».
*Работа с символом
трека - шкатулкой
Мастера: какие
профессии мастеров
узнали за это время?
Взаимодействие
- парное,
групповое.
5
«От идеи Учимся работать в
– к делу» группах,
проектировать, идти
к совместному
результату,
реализовывать.
Работаем по этапам
КТД.
Предложите своё
дело, которое
покажет, что мы тоже
можем быть
мастерами. Работа по
группам.
Выдвижение
идей. Выбор
самой интересной
и т.п.
Тренинг «Мы
мастера» – мы
мастера петь, мы
мастера танцевать
(общий танец) и
пр. видеосюжеты,
записанные
мастерами своего
дела, чтобы детям
было удобнее
выполнять
задания.
*Работа с
символом трека -
Познавательная, Тренинг «Мы
мастера»
игровая.
Взаимодействие
– парное,
групповое.
шкатулкой
Мастера. В
шкатулку
вкладываем итоги
дела
– исходя из
анализа КТД,
можно снять
видео с
впечатлениями
ребят.
Трек «Орлёнок – Доброволец» – 4 занятия
Ценности, значимые качества трека: милосердие,
доброта, забота Символ трека – круг Добра
1 «От слова к Введение в тему. Познавательная,
проблемноделу»
Мотивация,
ценностное
целеполагание.
общение.
Знакомство с
Взаимодействие –
понятиями
групповое.
«Добро.
Доброволец и
волонтёр.
Добровольчество»:
лексическая работа
– значение новых
слов1.
Просмотр
мультфильма
«Рука помощи».
Динамические
паузы.
Почему люди хотят
помогать?
Смотрим и
обсуждаем
мультфильм
«Рука помощи» –
обсуждение (что
1
Для целостного понимания этих понятий и для формирования потребности делать добрые дела необходимо продолжить работу на литературном
чтении, окружающем мире, в рамках регионального компонента, и обязательно других в треках программы.
происходит с
сердцем
мальчика,
какими
качествами
должен
обладать
волонтёр) –
рисование
словесного
портрета
волонтёра.
Символ
волонтёрства –
приподнятая
рука с раскрытой
ладонью и
сердцем.
*Работа с
символом трека
«Орлёнок –
Доброволец»
Создаем символ
волонтёрства
(дети обводят
свою ладонь и
рисуют своё
доброе сердце,
все ладошки
соединяют в
круг добра
«Классный круг
добра») – с
этим символом
работаем на
следующих
занятиях.
Коллективное
обсуждение:
какие добрые
дела совершают
волонтёры для
других людей?
Подведение
итогов: слайд
презентация от
учителя с
комментариями
детей «Как
волонтёры
помогают?»
2
2
«Спешить на Волонтёрское
движение в
помощь
безвозмездно!» России. Где
помогают
волонтёры и
почему всем это
важно2. Почему
люди говорят
Мультфильм о волонтёрах- https://www.youtube.com/watch?v=hr2rCo2tpmA
Познавательная,
проблемноценностное
общение.
Взаимодействие
– групповое.
Работа по
группам.
Решение кейса
«Как поступить
в данной
ситуации и что
попросить в
волонтёрам
«спасибо»? Виды
волонтёрства.
Работа по
группам:
1.
Решение
кейса «Как
поступить в
данной ситуации
и что
попросить в
награду?» Вывод
– настоящее
волонтерство
безвозмездно, это
для
других…
*Работа с
символом трека:
дополняем
«Классный круг
добра» –
безвозмездно,
для других.
2.
Что лично я
могу сделать для
других?
Составление
списка добрых
награду».
Динамические
паузы.
дел.
*Работаем с
символом трека:
фиксируем
перечень в круге
добра.
Рассказ учителя
о самых
известных
волонтёрах
России
(презентация).
3
КТД
«Создай
хорошее
настроение»
Список добрых
дел. Выбираем
«Создай хорошее
настроение».
Обсуждаем: Как
можно создать
хорошее
настроение
другим?
Придумываем.
Делимся на
группы. КТД
«Создай людям
Познавательная,
проблемноценностное
общение.
Взаимодействие
– групповое.
КТД «Создай
людям хорошее
настроение».
Мини-тренинг.
Флешмоб
«Хорошее
настроение».
Динамические
паузы.
хорошее
настроение»
(через создание
плакатасюрприза,
творческое
выступление,
сюрпризаоткрытки,
организации игры
или веселой
фотосессии и
т.д.)
Мини-тренинг.
Сюрприз от
учителя. Учитель
показывает
ребятам, как
можно и себе
поднять
настроение.
Флешмоб
«Хорошее
настроение».
*Работа с
символом трека:
дополняем
«Классный круг
добра» – дарим
радость другим.
4
«С заботой Демонстрация
о
детьми
старших» результатов
КТД «Создай
хорошее
настроение».
Совместное
обсуждение с
родителями и
детьми: Как
делать добро для
бабушек и
дедушек? (для
родных, соседей)
Что значит
быть добрым
рядом с ними?
Познавательная,
проблемноценностное
общение.
Взаимодействие
– парное.
КТД «Создай
хорошее
настроение».
Беседа.
Акции «Коробка
храбрости»
Динамические
паузы.
Рассказ учителя о
«Фонде «Старость
в радость».
Совместная
поздравительная
открытка для
старшего
поколения3.
3
Фонд «Старость в радость» Как поздравить через фонд: написать, что вы хотите поздравлять бабушек и дедушек открытками; указать, какое количество
открыток и в каком месяце вы можете отправить, или же с каким праздником хотите поздравлять.
Координаторы вышлют вам адреса и имена для поздравлений. Перед этим ознакомьтесь с рекомендациями, как поздравлять.
*Работа с символом
трека: дополняем
«Классный круг
добра»: проявляй
доброту…
Учитель рассказывает
родителям и детям об
акции «Коробка
храбрости4», о том, что
необходима будет их
помощь. Обсуждаем и
дополняем «Круг
добра» вместе с
родителями.
«Коробку храбрости»
оформляем и делаем на
уроке «Технологии».
Реализовываем
придуманные идеи.
*Работа с символом
трека: дополняют
«Классный круг
добра».
4
Необходима помощь родителей. https://podari-zhizn.ru/ru/give-help/pomoch-po-drugomu/korobka-hrabrosti
сделать – данные
дела могут быть
организованы в
треке
«Орленок-Эколог»
или в других
треках. На
ладошках,
которые дети
изготовили
самостоятельно на
предыдущих
занятиях,
дописывают,
продолжая фразу
«Быть добрым и
заботиться о
других – это …»
Трек «Орлёнок – Спортсмен» – 5 занятий Ценности,
значимые качества трека: здоровый образ жизни
Символ трека – чек-лист
1 «Движение Введение в тему,
– жизнь!» мотивация,
целеполагание.
Знакомство с
понятием
«Орлёнок –
Спортсмен»:
лексическая работа
– значение нового
слова.
Что такое
здоровый образ
жизни? Из чего он
складывается?
Что необходимо
обязательно
делать, если хотим
долго оставаться
здоровыми?
Создаем
визуальный образ
«Орлёнка -
Познавательная,
игровая,
проблемноценностное
общение,
физкультурноспортивная.
Взаимодействие –
парное,
групповое.
КТД «Зарядка».
Динамические
паузы.
Работа с чеклистом.
Спортсмена»5,
дописывая к нему
ответы детей. В
ходе разговора
учитель обращает
внимание на слова
детей о важности
зарядки.
КТД «Зарядка6» 1.
Придумываем 1-2
упражнения для
зарядки (одна
группа – утреннюю,
вторая – в школе на
перемене, третья –
если устал делать
уроки дома,
четвертая группа –
…).
2. Составляем
комплекс зарядки
для дома.
Оформляем
придуманное и
дети забирают
домой перечень
упражнений.
Введение в ЧТП
проведение
утренней/дневной/на
5
Мультфильм Спортландия 1 серия
https://yandex.ru/video/preview/?text=мультик%20про%20зож%20Спортландия&path=wizard&parent-reqid=16459319957738629789962654526820843-vla15795-vla-l7-balancer-8080-BAL-9679&wiz_type=vital&filmId=1069979878161687077
6
Говорим о важности зарядки для человека в любом возрасте. Далее обязательно каждая группа по ЧТП должна показывать на уроках, переменах мини-
зарядки, которые придумывает сама.
Спортландия зарядка - https://disk.yandex.ru/i/i-ArRmQXsyDGEw
большой перемене
зарядки для всего
класса.
*Работа с символом
трека «Орлёнок –
Спортсмен» –
чеклистом:
размещение 1-го
пункта в чеклисте –
«Я сделал(а)
зарядку».
2
«Основы Вспоминаем и
повторяем зарядку,
ЗОЖ»
делимся
впечатлениями о
том,
Познавательная, Работа по
игровая,
группам
проблемно«Основы
ЗОЖ».
Динамические
паузы.
как дома
выполняем
зарядку.
Определяем
основы ЗОЖ7:
работаем по
группам:
каждая группа
представляет свой
результат работы:
режим дня,
правильное
питание,
закаливание,
гигиена,
безопасное
поведение –
можно рисовать,
можно сделать
коллаж, можно
представить
визуально и пр.
Наставник
проводит:
танцевальную
разминку под
песню о здоровом
образе жизни артгруппы «Хорошее
настроение».
*Работа с
символом трека
«Орлёнок –
спортсмен» –
чеклистом:
7
Детская песня про ЗОЖ
ценностное
общение,
художественное
творчество.
Взаимодействие
– групповое.
Работа с чеклистом.
размещение 2-го
пункта в чеклисте
- «Я составил(а)
свой режим дня».
3
«Мы
гордимся
нашими
спортсменами»
Учитель
показывает и
рассказывает о
10 великих
спортсменах
страны.
Работа в группах –
выбрать вид
спорта,
нарисовать его
эмблему,
придумать и
показать одно из
Познавательная,
игровая,
проблемноценностное
общение.
Взаимодействие
– групповое.
Работа в
группах.
Динамические
паузы.
Работа с чеклистом.
движений (или
упражнение из
этого вида
спорта),
придумать рассказ
об этом виде
спорта.
*Работа с
символом трека:
размещение 3го
пункта в чеклисте - «Я был(а)
сегодня очень
активным и много
двигался(лась)». В
орлятский уголок
добавляем фото
великих
спортсменов
страны.
4
«Сто затей Игра с
для всех элементами
друзей» ТРИЗ:
Познавательная,
игровая,
проблемноценностное
придумываем
новый вид спорта. общение.
Взаимодействие
– парное,
Минигрупповое.
соревнования по
этим видам
спорта. Как и где
я могу играть в
эти игры? Чему
могу научить
своих друзей?
*Работа с
символом трека:
размещение 4го
пункта в чеклисте – «Я
придумал(а)
новый вид
спорта».
Делаем фото с
этими видами
спорта,
подписываем
название и
размещаем в
орлятском уголке.
Презентация от
учителя «Весёлые
и необычные
виды спорта в
России».
Игра с
элементами
ТРИЗ.
Работа с чеклистом.
5
Кто такой
КТД
«Спортив- болельщик? Чем
ное»
он «болен»? Роль
болельщика? Как
можно
поддержать свою
команду?
КТД «Плакат
болельщика».
Формат плаката –
А4 для каждой
команды.
Познавательная,
игровая,
КТД «Плакат
болельщика».
проблемно-
Играобсуждение
«Копилка
болельщика».
Работа с чеклистом.
ценностное
общение.
Взаимодействие
– парное,
групповое.
Ребята
придумывают,
рисуют,
«защищают»
плакат. Каждая
команда
придумывает
кричалку,
лучшую
разучивают все
вместе.
Игра-обсуждение
«Копилка
болельщика» –
показываем
видеофрагменты
поведения
болельщиков
(правильные и
неправильные),
обсуждаем их
поведение и
составляем
правила
болельщика.
Размещаем
правила в
орлятском уголке.
Видеообращение
великого
спортсмена
(1-2 минуты), как
ему помогли
болельщики
победить в
соревнованиях.
*Работа с
символом трека:
размещение 5го
пункта в чеклисте – «Я
придумал(а)
несколько
«кричалок»
болельщика».
Трек «Орлёнок – Эколог» – 4 занятия
Ценности, значимые качества трека: природа,
Родина Символ трека – рюкзачок Эколога
1 «ЭКОЛОГиЯ» Введение в тему.
Мотивация,
целеполагание.
Знакомство с
понятиями
«Экология.
Эколог»:
лексическая
работа - значения
новых слов.
КТД
«Экологическая
тропа»:
Работа в парах.
*Работа с
рюкзачком
Эколога: в ходе
КТД собираем
рюкзачок эколога
(что должен
знать эколог),
чтобы
отправиться в
путешествие по
треку.
Подведение
итогов.
Познавательная,
игровая,
проблемноценностное
общение.
Взаимодействие
– парное,
групповое
КТД
«Экологическая
тропа».
Динамические
паузы.
2
«Страна Мотивация:
экологии» видеофильм
красота природы
России.
Как сохранить?
Уберечь?
*Работа с
символом трека
- рюкзачком
Эколога:
составляем
правила эколога
(добавляем в
рюкзачок).
Что люди делают
у нас в стране,
чтобы сохранить
природу?
Презентация/видео
о работе экологов
(добровольцев,
профессионалов,
взрослых и детей).
Кейс «Страна
экология» –
решаем
экологические
задачи.
*Работа с
символом трека рюкзачком
Эколога.
Познавательная,
игровая,
проблемноценностное
общение.
Взаимодействие
– парное,
групповое
Просмотр
мультфильма.
Презентация/
видео о
работе
экологов.
Кейс «Страна
экология».
Динамические
паузы.
Анализ:
дополняем
рюкзачок эколога.
3 «Мой след Актуализация
на
важности
планете» бережного
отношения к
природе и
планете.
Познавательная,
игровая,
проблемноценностное
общение.
Взаимодействие
– парное,
групповое.
Дидактическая
игра из «Орлёнка»:
что в мусорном
ведре? Просмотр
экологического
мультфильма.
Какие
экологические
проблемы есть в
нашем регионе?
Как мусор влияет
на природу?
Дидактическая
игра «Что в
мусорном
ведре?» Как
уменьшить
количество
бытового
мусора?
Смотрим
экологический
мультфильм8
Что мы можем
сделать для этого?
В ходе
обсуждения и
предложений
детей учителю
важно вычленить
высказывание:
«можем сделать
плакат с
призывом не
бросать мусор в
природе».
Коллективная
работа с
элементами КТД
8
Грузовичок Пик серия «Мусор в лесу» или Ми-ми-мишки «Мусор в лесу»
Создание
Динамические
паузы.
«Рисуем плакат
«Не бросай
мусор» (формат
А4, учитель
делает
копию/фото
плаката).
Дети могут их
унести домой и
разместить у себя
дома, на подъезде
и пр.
*Работа с
символом трека
- рюкзачком
Эколога:
цветные
плакаты
складываем в
рюкзачок.
4
Вывод: что мы
сделали сегодня
очень важное?
Как это может
помочь планете?
Обсуждаем где
КТД
«Знаю,
разместили
умею,
плакаты? как
действую» отреагировали
окружающие?
Важность того,
что сделали?
1 вариант:
экскурсия в
экологический
центр или на
станцию юннатов
города.
2 вариант:
интеллектуальная
игра «Знаю,
умею» (опыт
проведения
исследований,
наблюдение за
природой,
эксперимент с
озвучиванием
звуков животных,
птиц, сравнение
«природных» и
«искусственных»
звуков, работа с
детской
энциклопедией
«Что такое? Кто
такой?»).
-
Познавательная,
игровая,
проблемноценностное
общение.
Взаимодействие
– парное,
групповое.
КТД «Знаю,
умею,
действую».
Динамические
паузы.
Подведение
итогов.
*Работа с
символом трека
- рюкзачком
Эколога.
Дополнения в
рюкзачок
эколога, что
должен знать
эколог.
Трек «Орлёнок – Хранитель исторической
памяти» – 4 занятия
Ценности, значимые качества трека: семья,
Родина Символ трека – альбом «Мы – хранители»
1
«Орлёнок –
Хранитель
историческо й
памяти»
Введение в тему,
мотивация,
целеполагание.
Понятие
«Хранитель»:
лексическая
работа –
значения
нового слова.
Учимся работать в
группах –
обдумывают идею.
КТД «Альбом
памяти»
Познавательная, КТД «Альбом
игровая,
памяти».
проблемноценностное
общение.
Взаимодействие
– групповое.
Задание перед
треком:
принести фото
исторического
или обычного
события семьи,
узнав о нём всю
информацию9.
Выбирают
одного, кто
подведет итоги
для класса:
«Никита нам
рассказал, как они
ходили в поход…
Света о том, что
дедушка научил ее
кататься на
велосипеде…».
Педагог
фиксирует
опорную схему на
карточках:
Никита - ходили в
поход, Света кататься на
велосипеде и др.
Обобщаем всё
сказанное и
подводим итоги,
что это важно
помнить и знать.
*Работа с
символом трека
- альбомом
9
Важно проработать и информировать родителей о данном задании, о том, что ребенку необходима помощь и т.п.
Хранителя
исторической
памяти.
Карточки с
опорным текстом
вкладываются в
альбом (с ними
можно поработать
на уроках,
дополнив их).
Обсудить с
детьми: где лучше
всего смогут
сохраниться ваши
имена? память о
различных
событиях? где вы
храните добрые
воспоминания о
событиях своей
семьи?
Подведение
итогов: продолжи
фразу «Я хочу
сохранить …»
2
«Традиции Обсуждаем: я –
моей
семья
страны» - Россия –
традиции и
важность их
сохранения.
– какие традиции
есть в России?
Истинная
традиция та,
которая прошла
через наше сердце
(шествие
Бессмертного
полка,
Масленица,
Новый год и пр.).
Определяем какой
должна быть
настоящая
традиция:
общенародн
ой;
доброй;
значимой
для всех.
Учимся работать
в парах:
обсуждаем какие
настоящие
традиции есть в
России и регионе,
делаем
художественный
коллаж из
Познавательная,
игровая,
проблемноценностное
общение,
художественное
творчество.
Взаимодействие
– парное.
Поделка
«Традиции
России».
заготовок/вырезок
«Традиции
России».
Обсуждаем, какие
из этих традиций
важны для самих
ребят и почему?
*Работа с
символом трека
«Орлёнок –
альбомом
Хранителя
исторической
памяти»:
коллажи
вкладываем в
альбом.
3
«Знать,
чтобы
хранить»
Познавательная
играквест
«Ключи истории»
(возможно
проведение в
музее города, в
библиотеке, в
общественном
центре) с
элементами
поисковой
деятельности –
дети примеряют
на себя роль
хранителей и
решают
интеллектуальнотворческие задачи
из области
истории и
культуры родного
края и России.
*Работа с
символом трека альбомом
Хранителя:
дополняем
альбом своими
впечатлениями и,
желательно,
фотографиями.
Познавательная,
игровая.
Взаимодействие
– групповое.
Игра-квест
«Ключи
истории».
КТД «Мы Формируем
хранители важность и
памяти» значимость
работы по КТД
для ребят:
результат
работы
презентуем для
других,
рассказывая о
своих успехах
на каждом этапе
(от идеи к
проведению).
Это может быть и
для 1-2 классов, и
в параллели, и
для Совета
школы, и для
родителей.
4
Познавательная,
игровая.
КТД «Мы
хранители
памяти»
Взаимодействие
– групповое
4.Календарно-тематическое планирование 3 класс
N п/п
1.
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Тема
Вводный «Орлятский урок»
«Лидер – это…»
«Я могу быть лидером»
«В команде рождается лидер»
«От идеи – к делу»
«Мы дружный класс!»
«Кто такой эрудит?»
«Я – эрудит, а это значит…»
«Игра – это полезно и интересно»
«Эрудит – это широкий кругозор»
Количество
часов
Дата
1
05.09.24
1
12.09.24
1
19.09.24
1
26.09.24
1
03.10.24
1
10.10.24
1
17.10.24
1
24.10.24
1
07.11.24
1
14.11.24
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
«Мастер – это…»
«Россия мастеровая»
«Город Мастеров»
«В гости к мастерам»
«От идеи – к делу!»
Игра по итогам 3-х треков:
«Орлёнок – Лидер»
«Орлёнок – Эрудит»
«Орлёнок – Мастер»
«От слова к делу»
«Спешить на помощь безвозмездно!»
КТД «Создай хорошее настроение»
«С заботой о старших»
«Движение – жизнь!»
«Основы ЗОЖ»
«Мы гордимся нашими
спортсменами»
«Сто затей для всех друзей»
КТД «Спортивное»
«ЭКОЛОГиЯ»
«Страна экологии
«Мой след на планете»
КТД «Знаю, умею, действую»
«Орлёнок – Хранитель исторической
памяти»
«Традиции моей страны»
«Знать, чтобы хранить»
КТД «Мы – хранители памяти»
ИТОГО:
1
21.11.24
1
28.11.24
1
05.12.24
1
12.12.24
1
19.12.24
1
26.12.24
1
09.01.25
1
16.01.25
1
23.01.25
1
30.01.25
1
06.02.25
1
13.02.25
1
20.02.25
1
27.02.25
1
06.03.25
1
13.03.25
1
20.03.25
1
03.04.25
1
10.04.25
1
17.04.25
1
24.04.25
1
15.05.25
1
22.05.25
33
5.Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального
общего образования (утв. приказом Министерства образования и
науки РФ от 6 октября
2009 г. N 373) С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г.,
22 сентября 2011
г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г.,
11 декабря 2020 г.)
2. Беляков, Ю.Д. Методика организации коллективных творческих
дел и игр
(изд. 2-е, перераб. и доп.). – ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок» : учебнометодический центр, 2020.
– 80 с. – Текст: непосредственный.
3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте /
Л. И.
Божович. – СПб. : Питер, 2008 – 398с.
4. Божович, Л. И. Психическое развитие школьника и его
воспитание / Л. И.
Божович, Л. С. Славина. М. : Питер, 2008. – 750 с.
5. Бурова, Л. И. Экологическая практика как инновационная модель
внеурочной деятельности / Л. И. Бурова // Начальная школа. 2016.
№ 5. С. 45- 47, 55.
6. Григорьев, Д. От результатов к эффектам : конструирование
внеурочной
деятельности / Д. Григорьев // Классное руководство и воспитание
школьников : журн.
Изд. дома «Первое сент.». 2016. № 4. С. 4-6.
7. Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностносоциальный
подход: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И.
Гриценко. – М.:
Издательский центр «Академия», 2005. – 240 с.
8. Ибрагимова, О. В. Внеурочная деятельность учащихся в системе
воспитательной работы образовательных организаций / О. В.
Ибрагимова // Начальная
школа. 2015. № 11. С. 49-53.
9. Куприянов, Б.В. Воспитательная работа в школе: организация и
методика
/ Б. В. Куприянов; отв. ред. М. А. Ушакова. – Москва : Сентябрь,
2009. – 159 с. : табл.;
20 см. – (Библиотека журнала «Директор школы». Вып. № 8, 2009
г.); ISBN 978-5-88753114-4. – Текст: непосредственный.
10. Рожков, М. И. Конспекты уроков для учителя 1–4 классов
общеобразовательных учреждений: воспитание гражданина: уроки
социальности :
практическое пособие : / М. И. Рожков. – Москва : Владос, 2014. –
72 с.
11. Смирнов, Н.В. Технологии развития социальной активности
школьников:
учебно-методическое
пособие.
–
СПб,
Издательство
«КультИнформПресс», 2021. – с. 77
12. Социокультурный опыт современных детей и его развитие в
процессе
воспитания: монография / И.В. Вагнер, М.П. Гурьянова, Е.М.
Клемяшова, Н.Н.
Казначеева, И.В. Метлик [и др.] / Москва, Издательство: ФГБНУ
«Институт изучения
детства, семьи и воспитания Российской академии образования». –
2019. – 268 с.; ISBN
978-5-91955-173-7. – Текст: электронный.
13. Фришман И.И. Воспитание и стратегия жизни ребенка / Рожков
М.И.,
Байбородова Л.В., Гущина Т.Н., Волохов А.В., Машарова Т.В.,
Мирошкина М.Р.,
Фришман И.И. // Коллективная монография / Под редакцией М.И.
Рожкова. Москва: ИД
«Научная библиотека», 2016. 158 с.
342
14. Фришман И.И. Концепция воспитания – традиции и современность
/ И. И. / Социальное воспитание. 2013. № 2. С. 12-17.
6.Материально-техническая база
Оборудование
Произведения изобразительного искусства.
Физическая карта Ростовской области
Физическая карта России.
Технические средства обучения:
Компьютер
Проектор
Экран
1
1
1
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, плакатов и
картинок.