«Функциональная грамотность»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности для четвёртого класса
«Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, требованиями к основной образовательной программе начального
общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные,
общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной
грамотности.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие
способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них,
использования их содержания для достижения собственных целей, развития
знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается
не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на
текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является
формирование у обучающихся способности определять и понимать роль
математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные
математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять
в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному,
заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного
поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта
применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов
в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является
формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные
знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть
исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов,
основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для
понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него
деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Программа
курса
внеурочной
деятельности
«Функциональная
грамотность» предназначена для реализации в четвёртом классе начальной
школы и рассчитана на 34 часа (при 1 часе в неделю).
2
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и
естественно-научной грамотности, во втором полугодии – по формированию
математической и финансовой грамотности. Если учитель считает
необходимым, последовательность проведения занятий можно изменить.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Читательская грамотность (занятия 1-8): научно-познавательные
тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части,
составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного
текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность (занятия 9-16): томат, болгарский
перец, картофель, баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с понятиями:
многолетнее / однолетнее растение, части растений, условия и способы
размножения, строение плодов, сроки посадки, возможности использования
человеком.
Финансовая грамотность (занятия 18-25): потребительская корзина,
состав потребительской корзины, прожиточный минимум, минимальный размер
оплаты труда, страхование и его виды, распродажа, акция, скидка, бонусы,
кешбэк,
страховые
риски,
благотворительность,
благотворитель,
благотворительный фонд.
Математическая грамотность (занятия 26-33): нахождение значений
математических выражений в пределах 100000, составление числовых
выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи с
тройкой величин «цена, количество, стоимость», сравнение различных
вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение цены
товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых
диаграмм, работа с графиками, умение пользоваться калькулятором.
Общее количество учебных часов в год - 34часа
Место учебного курса в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (в 1 классе – на 33 часа). В
учебном плане на изучение курса отводится 1 час в неделю. Программа
скорректирована на 34 часа в соответствии с производственным календарем.
Программа будет полностью выполнена.
Последовательность изучения тем спланирована согласно авторской программе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение четвероклассниками следующих
личностных, метапредметных результатов.
3
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в
обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном
бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области
семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных
ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового
характера: работа над проектами и исследованиями;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе
моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного;
–
делать
предварительный
отбор
источников
информации:
ориентироваться в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные
пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее
реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
4
– оценивать правильность выполнения действий:
взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
самооценка
и
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии
с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи;
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о
них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять
свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная
грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для
объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на
научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы
человеческого познания.
Предметные
результаты
изучения
блока
«Математическая
грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику
в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы
описать, объяснить и предсказывать явления;
–
способность понимать роль математики в мире, высказывать
обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы
конструктивному, активному и размышляющему человеку.
5
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование финансовых терминов;
– представление о семейных расходах и доходах;
– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
– представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
– представление о способах экономии семейного бюджета.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие
показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при
выполнении заданий;
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса
эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними
самостоятельно;
косвенным показателем эффективности занятий может быть
повышение качества успеваемости по математике, русскому языку,
окружающему миру, литературному чтению и др.
6
№п/
п
1.
2.
Тематическое планирование курса.
Наименовани Воспитательные
Количест Цифровой ресурс
е разделов
задачи
во часов
Читательская Воспитание
8
1)Инфоурок
грамотность уважительного
https://infourok.ru/prezentaciya-poотношения к вечным
kursu-funkcionalnaya-gramotnost-avtorценностям человека.
m-v-buryak-na-temu-dozhdevye-cherviПривитие любви и
3-klass-6188519.html
уважения к
Отечеству, его языку,
2) Уроки для начальной школы от
культуре.
«Кирилл и Мефодий» и презентации
Формирование
уроков http://kmосознания себя как
school.ru/r1/Nachalka.asp
члена общества,
представителя
3)Учи. Ру
страны.
https://olympiads.uchi.ru/olymp/finance
/
Финансовая
Овладение
8
грамотность начальными
навыками адаптации
7
3.
Естественнонаучная
грамотность
в мире финансовых
отношений.Формиров
ание умения
сопоставления
доходов и расходов,
простые вычисления
в области семейных
финансов.
Осознание личной
ответственности за
свои поступки.
Воспитание культуры 9
общения.
Формирование
умения слушать и
слышать собеседника,
размышлять вслух,
обосновывать свою
позицию высказывать
4) Инфоурок
https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnost-avtorm-v-buryak-na-temu-kalcij-3-klass6188522.html
5) Математическая мастерская
https://www.klass39.ru/reshaemlogicheskie-zadachi-1-4-klass/
6)Учительский портал: Представлены
уроки, тесты, презентации,
внеклассные мероприятия,
интерактивная доска, компьютерные
программы
http://www.uchportal.ru/load/47-2-2
7) Образовательная соц.сеть nsportal
8
4.
Математичес
кая
грамотность
свое мнение,быть
готовым
корректировать свою
точку зрения,
договариваться и
приходить к общему
решению в
совместной
деятельности,
выполняя разные
роли в группе.
Воспитание
толерантного
отношения к
окружающим.
Умение сотрудничать
со взрослыми и
сверстниками в
разных игровых и
реальных ситуациях.
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/matematika/2021/03/20/metodicheska
ya-kopilka-kombinatornye-logicheskie-i
9
9
Итого
34
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1
Тема
Старинная
женская одежда
Предмет изучения
03.09.24
Формируемые умения
Блок «Читательская грамотность»
Содержание научно– Определять лексическое значение
слова;
познавательного текста.
– озаглавливать текст;
– определять тему;
– определять главную мысль;
– составлять план в виде вопросов;
– с помощью текста определять
название женской одежды;
– с помощью рисунка вписывать в
текст название старинной женской
одежды;
– объяснять значение слова;
– приводить примеры современной
10
2
Старинные
женские
головные уборы
10.09.24
Содержание научнопознавательного текста.
3
Старинная
мужская одежда
и головные
уборы
17.09.24
Содержание научнопознавательного текста.
4
Жилище
крестьянской
семьи на Руси
24.09.24
Содержание научнопознавательного текста.
11
женской одежды.
– Определять лексическое значение
слова;
– составлять план, используя слова из
текста;
– объяснять значения слов;
– определять по описанию названия
головных уборов;
– приводить примеры современных
головных уборов.
– Определять лексическое значение
слова с помощью словаря;
– отвечать на вопросы по тексту;
– вписывать пропущенные слова в
текст;
– находить ответ на вопрос в тексте;
– объяснять значение слова;
– оформлять план текста;
– определять с помощью описания
название предмета.
– Определять лексическое значение
слова с помощью словаря;
– рассуждать и записывать своё мнение
о различии между предметами;
5-6
Внутреннее
убранство и
предметы
обихода русской
избы
01.10.24
8.10.24
Содержание научнопознавательного текста.
7
История посуды
на Руси
15.10.24
Содержание научнопознавательного текста.
12
– отвечать на вопросы по тексту;
– рассуждать, давать определение
слова;
– называть элементы оформления избы.
– Определять лексическое значение
слова с помощью словаря;
– письменно отвечать на вопросы;
– называть предметы печной утвари;
– работать с толковым словарём;
– работать с толкованием слова;
– рассуждать и записывать своё мнение
о предложенном выражении;
– соотносить описание предметов с их
рисунками;
– описывать назначение предметов;
– составлять обобщающий план.
– Определять лексическое значение
слова с помощью словаря;
– соотносить рисунок и его название;
– работать с толковым словарём;
– рассуждать и записывать ответ на
вопрос;
– записывать ответ на вопрос по его
началу;
8
Какие деньги
были раньше в
России
22.10.24
9
Томат
12.11.24
– определять части предмета, называть
их;
– определять порядок предложений в
тексте;
– дополнять текст по заданному
условию.
– Определять лексическое значение
Содержание научнослова с помощью Википедии;
познавательного текста.
– называть опорные фразы, с помощью
которых можно дать ответ на вопрос;
– определять тему текста;
– составлять план текста;
– находить информацию в Интернете;
– записывать названия монет в порядке
их возрастания;
– указывать названия современных
денег.
Блок «Естественно-научная грамотность»
Томат.
– Называть части растения;
– объяснять, что значит
«многогнёздная ягода»;
– определять горизонтальный и
вертикальный срез;
– указывать количество гнёзд;
13
10
Болгарский
перец
12.11.24
Болгарский перец.
11
Картофель
19.11.24
Картофель.
14
– объяснять, почему плоды у помидора
– это ягода;
– называть части плода помидора;
– объяснять, что такое пасынок у
помидора;
– работать с таблицей.
– Объяснять, что такое паприка;
– называть части растения;
– рассказывать о строении плода перца;
– определять форму плода перца;
– рассказывать о строении семени
перца;
– делать выводы на основе полученной
информации.
– Называть части растения;
– объяснять, чем отличаются плоды
картофеля от плодов томата;
– объяснять, какой вывод сделали и
почему;
– объяснять, почему после нарезки
картофеля на разделочной доске
остаются белые следы;
– объяснять, почему нужно сажать
разные сорта картофеля;
12
Баклажан.
Семейство
Паслёновые
26.11.24
– объяснять, что такое крахмалистость;
– определять срок созревания
картофеля;
– объяснять, почему нельзя
использовать в пищу позеленевший
картофель;
– называть способы размножения
картофеля.
– Называть представителей семейства
Паслёновые;
– объяснять, что такое соланин;
– называть благоприятные условия для
прорастания семян;
– определять условия, необходимые
для прорастания семени баклажана;
– определять глубину посева семян;
– заполнять таблицу наблюдений за
Баклажан.
ростом растений.
13
Лук
03.12.24
Лук.
– Называть части лука;
– называть способы выращивания лука
зимой на подоконнике;
– называть этапы выращивания лука;
15
14
Капуста
10.12.24
Капуста.
15
Горох
17.12.24
Горох.
16
Грибы
24.12.23
Грибы.
– наблюдать за ростом лука и
записывать данные в таблицу.
– Называть виды капусты;
– отвечать на вопросы по содержанию
текста;
– называть части капусты;
– исследовать капусту в разрезе;
– рассказывать о размножении
капусты;
– проводить опыты с цветной капустой.
– Рассказывать о строении гороха;
– рассказывать о строении семени
гороха;
– объяснять, почему горох обладает
взрывной силой;
– определять, что горох является
холодостойким растением;
– проводить опыт по проращиванию
гороха, сравнивать результаты двух
опытов.
– Называть части гриба;
– называть виды грибов;
– рассказывать о плесневых грибах;
– называть грибы-невидимки;
16
17
Творческая
работа
14.01.25
18
-19
Потребительска
я корзина
21.01.25
28.01.25
20
Прожиточный
минимум
4.02.25
– проводить опыт по выращиванию
плесени;
– называть грибы-паразиты.
Творческое занятие
По выбору.
– Выбрать тему для творческой
работы;
– выполнять творческую работу;
– представлять классу творческую
работу.
Блок «Финансовая грамотность»
– Объяснять на доступном для
Состав потребительской
четвероклассника уровне, что такое
корзины.
«потребительская корзина»;
– понимать, почему подсчитывается
прожиточная корзина для трёх
категорий населения;
– объяснять, почему различается
стоимость потребительской корзины в
разных регионах нашей страны;
– объяснять, что входит в состав
потребительской корзины россиянина.
– Понимать значение и правильно
Назначение прожиточного
использовать термины «прожиточный
минимума.
17
21
Инфляция
11.02.24
Инфляция.
22
23
Распродажи,
скидки, бонусы
18.02.25
25.02.25
Акции, распродажа, скидки,
бонусы, кешбэк.
18
минимум», «минимальный размер
оплаты труда»;
– объяснять, на что влияет
прожиточный минимум;
– объяснять, почему различается
размер прожиточного минимума в
разных регионах нашей страны;
– объяснять, почему различается
размер прожиточного минимума для
разных категорий населения нашей
страны.
– Понимать значение и правильно
использовать термины «прожиточный
минимум», «инфляция»;
– анализировать данные,
представленные в виде гистограммы;
– называть уровни инфляции;
– понимать значение инфляции для
экономики.
– Понимать значение и правильно
использовать термины: «распродажа»,
«скидка», «бонусная программа»,
«программа лояльности», «бонусы»,
«кешбэк»;
24
Благотворитель
ность
4.03.25
Благотворительность.
25
Страхование
11.03.25
Виды страхования.
19
– понимать, что все акции, проводимые
торговыми точками, предназначены
для увеличения доходов магазинов и
привлечения покупателя;
– понимать, что чем больше процент
скидки, тем меньше мы платим за
товар;
– формировать навыки грамотного
покупателя.
– Понимать значение и правильно
использовать термины
«благотворительность»,
«благотворительный фонд»;
– называть группы населения, которые
могут нуждаться в благотворительной
помощи;
– объяснять необходимость оказания
благотворительной помощи тем, кто в
ней нуждается.
– Понимать значение и правильно
использовать термины «страхование»,
«страховка», «полис»;
– называть виды страхования;
– называть различные страховые риски.
26
В бассейне
18.03.25
2728
Делаем ремонт
8.04.25
15.04.25
29
Праздничный
торт
22.04.25
Блок «Математическая грамотность»
Расписание занятий, выгодная – Анализировать расписание занятий с
целью определения свой занятости;
покупка.
– решать задачи на определение
стоимости покупки;
– определять, какая из двух покупок
является более выгодной;
– решать задачи на определение
скорости плавания;
– решать логические задачи.
– Понимать, что такое «смета»;
Смета ремонта, расчёт
– решать задачи на расчёт количества
стоимости строительных
необходимого материала для ремонта
материалов.
кухни;
– решать задачи на расчёт стоимости
необходимого материала для ремонта
кухни;
– читать простые чертежи и наносить
на них известные размеры.
Рецепт торта, задачи на
– Работать с таблицами;
– подсчитывать стоимость продуктов
тройку величин «цена,
для торта;
количество, стоимость».
– определять, какие продукты выгоднее
купить для того, чтобы уменьшить
20
30
Обустраиваем
участок
29.04.25
Расходы на обустройство
участка, площадь и периметр
3132
Поход в кино
6.05.25
13.05.25
Расходы на поход в кино.
33
Отправляемся в
путешествие
20.05.24
Расходы на путешествие.
21
стоимость затрат на приготовление
торта;
– сравнивать цену различных товаров,
выполняя необходимые
преобразования;
– использовать полученные умения и
навыки в практической жизни.
– Читать простой чертеж и определять
его масштаб;
– находить площадь и периметр
участка и построек на нём;
– решать задачи с тройкой величин
«цена, количество, стоимость»;
– использовать полученные умения и
навыки в практической жизни.
– Находить заданные временные
промежутки с помощью календаря;
– решать задачи с тройкой величин
«цена, количество, стоимость»;
– использовать полученные умения и
навыки в практической жизни.
– Находить заданные временные
промежутки с помощью календаря;
– решать задачи с тройкой величин
«цена, количество, стоимость»;
– использовать полученные умения и
навыки в практической жизни.
Творческая работа
Технические средства обучения:
Компьютер ASUSX53U
Интерактивная доска
1
1
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, плакатов и картинок.
22
23