Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Шахматы для всех»
разработана в соответствии со следующими документами:
1.1. Нормативно-правовые документы начального общего образования:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования);
- Приказ от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утв. приказом
Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 № 373»,
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20». «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
- Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной
деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том
числе в части проектной деятельности Министерства образования и науки Российской
Федерации от 18.08.2017 № 09-1672;
Программы к завершённой предметной линии учебников «Шахматы для всех» для 1-4
классов под редакцией Е.А. Прудниковой, Е.И. Волковой.
- Устав МБОУ СОШ №3 г. Донецка Ростовской области;
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ
№3 г. Донецка
- Положение о порядке утверждения и структуре программ внеурочной деятельности
педагогических работников МБОУ СОШ №3 г. Донецка;
- Календарный учебный график МБОУ СОШ №3г.Донецка
- Учебный план МБОУ СОШ №3 г. Донецка Ростовской области на 2022-2023
учебный год.
«1.2. Цель реализации программы курса:
1. равномерное развитие логического и физического интеллекта детей.
2. формирование основ здорового образа жизни и их интеллектуальное развитие
посредством занятий шахматами и физической культурой.
Задачи преподавания шахмат в школе:
Общие:
- гармоничное
развитие
детей,
увеличение
объѐма
их двигательной
активности, укрепление здоровья;
- обучение новым знаниям, умениям и навыкам по шахматам;
- выявление, развитие и поддержка одарѐнных детей в области спорта, привлечение
обучающихся,
проявляющих
повышенный
интерес
и
способности
к
занятиям шахматами в школьные спортивные клубы, секции, к участию в
соревнованиях;
развитие
интереса
к
самостоятельным
занятиям
физическими
упражнениями, интеллектуально – спортивным подвижным играм, различным формам
активного отдыха и досуга.
Образовательные:
- освоение знаний о физической культуре и спорте в целом, истории развития
шахмат;
- освоение базовых основ шахматной игры, возможности шахматных фигур,
особенностей их взаимодействия с использованием интеллектуально – спортивных
подвижных игр;
- овладение приемами матования одинокого короля различными фигурами, способами
записи шахматной партии, тактическими приемами в типовых положениях;
- освоение принципов игры в дебюте, методов краткосрочного планирования
действий во время партии;
- обучение новым двигательным действиям средствами шахмат и использование
шахматной игры в прикладных целях для увеличения двигательной активности и
оздоровления;
- обучение приѐмам и методам шахматной борьбы с учетом возрастных особенностей,
индивидуальных и физиологических возможностей школьников.
Оздоровительные:
- формирование представлений об интеллектуальной и физической культуре вообще и
о шахматах в частности;
- формирование первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных,
эмоциональных и двигательных проявлений;
- укрепление здоровья обучающихся, развитие основных физических качеств
и повышение функциональных возможностей их организма;
- формирование у детей культуры движений, обогащение их двигательного опыта
интеллектуально – спортивными подвижными играми, как средствами шахмат, так и
физическими упражнениями с общеразвивающей направленностью.
Воспитательные:
- приобщение к самостоятельным занятиям интеллектуальными и физическими
упражнениям, играм, и использование их в свободное время;
- воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и
сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
- воспитание у детей устойчивой мотивации к интеллектуально – физкультурным
занятиям.
Общая характеристика предмета
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен
младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет
специально организованная игровая деятельность, использование приема
обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает
первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения
шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные
дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур,
блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится
изучению "доматового" периода игры.
На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки,
стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым
моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за
передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают
выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система
дидактических принципов:
принцип психологической комфортности - создание образовательной среды,
обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого
ребенка своим темпом;
принцип целостного представления о мире - при введении нового знания
раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять
собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение
детьми собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об
основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач
интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на
проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений
выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение,
целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать
самостоятельные решения и нести ответственность за них.
Настоящая
программа
включает
в
себя
два
основных
раздела:
«Теоретические основы и правила шахматной игры»;
«Практико-соревновательная деятельность».
В разделе «Теоретические основы и правила шахматной игры» представлены
исторические сведения, основные термины и понятия, а также образовательные
аспекты, ориентированные на изучение основ теории и практики шахматной игры.
Раздел «Практико-соревновательная деятельность» включает в себя сведения об
организации и проведении шахматных соревнований, конкурсов по решению задач,
шахматных
праздников.
В тематическом планировании программы отражены темы основных её разделов
и даны характеристики видов деятельности обучающихся. Эти характеристики
ориентируют учителя на порядок освоения знаний в области данного вида спорта.
Описание места учебного предметы в учебном плане.
Программа разработана для учащихся 1–4 классов и рассчитана на изучение
материала в течение 135 часов. В соответствии с Образовательной программой школы,
на изучение предмета «Шахматы» отводится 1 час в неделю, что составляет 33 часа в
первом классе , 34 часа во2-4 классах.
Учебно-тематический план
1 класс
№
Содержание программного материала
часы
1
Теоретические
основы
и
правила 30ч
шахматной игры
2
Практико - соревновательная деятельность
3ч
Итого
33ч.
2 класс
№
Содержание программного материала
часы
1
Теоретические
основы
и
правила 21ч
шахматной игры
2
Практико - соревновательная деятельность
13ч
Итого
34 ч.
3 класс
№
Содержание программного материала
часы
1
Теоретические
основы
и
правила 21ч
шахматной игры
2
Практико - соревновательная деятельность
13ч
Итого
34 ч.
4 класс
№
Содержание программного материала
часы
1
Теоретические
основы
и
правила 23ч
шахматной игры
2
Практико - соревновательная деятельность
11ч
Итого
34ч
Практическая часть программы
Класс
Количество Количество часов по четвертям
часов в год I
II
III
IV
1
33
2
34
3
34
4
34
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Содержание учебного предмета «Шахматы» направлено на воспитание творческих,
компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в
личной,
общественной
и
профессиональной
деятельности.
В центре образовательного процесса теперь стоит личность ребёнка, для которой
одинаково важное значение имеют как знания, умения и навыки, полученные в
процессе
обучения, так и способность и готовность успешно решать жизненные задачи,
плодотворно работать в группе, быстро реагировать на вызовы экономического
прогресса и рынка труда.
В этой связи содержание программы «Шахматы в школе» при её соответствии
целевым установкам системы начального общего образования имеет следующие
ценностные ориентиры:
– воспитание у учащихся чувства гордости за свою Родину и сопричастности к её
истории;
– формирование способности воспринимать мир как единое целое при всём
разнообразии культур, национальностей, религий;
– обучение доброжелательному, доверительному и внимательному отношению к
людям;
– развитие готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в
ней нуждается;
– воспитание уважения к окружающим (умение слушать и слышать партнёра,
признание права каждого на собственное мнение и способность принять
самостоятельное решение с учётом позиции всех участников процесса) и их труду;
– развитие ценностно-смысловой и познавательной сферы личности обучающегося,
самостоятельности, инициативности и любознательности, чувства ответственности,
желания и умения учиться, стремления к самообразованию и самовоспитанию;
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к
себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, способности
критично относиться к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– воспитание целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к
преодолению трудностей;
– информирование о необходимости заботиться о собственном здоровье и
укреплять его, уметь противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу
жизни, здоровью, безопасности личности.
Одним из результатов обучения шахматам является осмысление и присвоение
учащимися системы ценностей.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и
правил межличностных отношений.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры
человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в
основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины,
самопознание как ценность – одна из задач образования.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа,
представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее
своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её
истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но
и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы
мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Ценность общения — понимание важности общения как значимой составляющей
жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного
учебного предмета
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных,
метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты освоения программы – отражают индивидуальные
личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе
освоения программного материала.
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости
за свою Родину, российский народ и историю России;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к
моральной децентрации;
- формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с
мировой и отечественной шахматной культурой;
- формирование основ шахматной культуры;
- понимание необходимости личного участия в формировании собственного
здоровья;
- понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- уважительное отношение к иному мнению;
- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и
сверстниками; умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам
других людей;
- умение управлять своими эмоциями;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;
- оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения программы - характеризуют уровень
сформированности универсальных
учебных
действий:
познавательных,
коммуникативных и регулятивных.
Познавательные УУД:
- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать
познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
- овладение способом структурирования шахматных знаний;
- овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения
учебной задачи в зависимости от конкретных условий;
- овладение способом поиска необходимой информации;
- умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать
проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении
проблемы творческого или поискового характера;
овладение
действием
моделирования,
а
также
широким
спектром
логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;
- умение строить логические цепи рассуждений;
- умение анализировать результат своих действий;
- умение воспроизводить по память информацию;
- умение устанавливать причинно – следственные связи;
- умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть
реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить
нестандартные решения.
Коммуникативные УУД:
- находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе
согласования различных позиций;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, уметь вести
дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
- умение донести свою позицию до других;
- умения учитывать позицию партнера (собеседника), организовывать и
осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно
передавать информацию и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные,
физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей
и условиями ее реализации;
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее
реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои
действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты освоения программы – характеризуют умение и опыт
обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного
предмета.
– формирование первоначальных представлений о древней игре, о ее позитивном
влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное,
социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и
социализации;
– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим
дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения шахматной партии и
соревнований в соответствии с шахматным кодексом;
– выполнение простейших элементарных шахматных комбинаций;
- развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, начальных форм
волевого управления поведением.
Содержание учебного предмета
1 класс
Теоритические основы и правила шахматной игры (30ч)
Сведения из истории шахмат.
История зарождения и развития шахматной игры, ее роль в современном обществе.
Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и
зарубежные шахматисты.
Базовые понятия шахматной игры.
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и
способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет.
Шахматные соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины
и понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие
каждой фигуры, нападение, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на
проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных
фигур, сравнительная сила фигур, основные тактические приемы, шахматная партия,
запись шахматной партии.
Практико-соревновательная деятельность (3ч)
Соревнования.
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций,
соревнования.
2 класс
Теоритические основы и правила шахматной игры (21ч)
Сведения из истории шахмат.
Шахматная игра как спорт в международном сообществе. Чемпионы мира по
шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.
Базовые понятия шахматной игры.
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и
способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет.
Шахматные соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины
и понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие
каждой фигуры, нападение, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на
проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных
фигур, сравнительная сила фигур, основные тактические приемы, шахматная партия,
запись шахматной партии, основы дебюта.
Практико-соревновательная деятельность (13ч)
Конкурсы решения позиций.
Соревнования.
Шахматный праздник.
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги,
соревнования, шахматные праздники.
3 класс
Теоритические основы и правила шахматной игры (21ч)
Сведения из истории шахмат.
Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи,
оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения
соревнований по шахматам, системы проведения шахматных соревнований.
Базовые понятия шахматной игры.
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и
способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет.
Шахматные соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины
и понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие
каждой фигуры, нападение, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на
проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных
фигур, сравнительная сила фигур, основные тактические приемы, шахматная партия,
запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и
нерокировавшегося короля в начале партии, атака при равносторонних и
разносторонних рокировках, основы анализа шахматной партии, основы пешечных
эндшпилей.
Практико-соревновательная деятельность (13ч)
Конкурсы решения позиций.
Соревнования.
Шахматный праздник
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги,
соревнования, шахматные праздники.
4 класс
Теоритические основы и правила шахматной игры (23ч)
Сведения из истории шахмат.
История появления шахмат на Руси. Роль шахматной игры в современном
обществе.
Базовые понятия шахматной игры.
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и
способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет.
Шахматные соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины
и понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие
каждой фигуры, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на
проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных
фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические
приемы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на
рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака на
равносторонних и разносторонних рокировках, основы анализа шахматной партии,
основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей.
Практико-соревновательная деятельность (11ч)
Конкурсы решения позиций.
Соревнования.
Шахматный праздник.
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги,
соревнования, шахматные праздники.
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей
обучающихся 1- 4 классов, а также специфики классного коллектива.
В связи с тем, что результат обучения предмета «Шахматы» невозможно выразить
цифровой оценкой при изучении курса используется зачетная система оценивания.
Планируемые результаты
В результате освоения программы «Шахматы в школе» учащиеся должны знать
/применять:
– правила техники безопасности во время занятий;
– историю возникновения и развития шахматной игры;
– имена чемпионов мира по шахматам и ведущих шахматистов мира, какой
вклад они внесли в развитие шахмат;
– вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;
– историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения
соревнований, шахматный этикет, а также какими личностными (интеллектуальными,
физическими, духовно-нравственными) качествами должен обладать шахматист спортсмен;
– историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шахматных
деятелей России;
– приобретённые знания и умения в самостоятельной творческой деятельности
К концу первого учебного года (первого класса) учащиеся должны:
уметь объяснять шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь,
вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые и черные,
ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка,
шах, мат, паи, ничья;
знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила
хода и взятие каждой фигуры;
иметь представление о том, что такое нападение, и уметь видеть элементарные
угрозы партнера;
ориентироваться на шахматной доске;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без
нарушения правил шахматного кодекса;
правильно располагать шахматную доску между партнерами;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на
мат в один ход;
знать, что такое ничья, пат и вечный шах;
знать цену каждой шахматной фигуры;
усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей,
ферзем и королем;
владеть способом взятие на проходе;
записывать шахматную партию;
уметь играть целую шахматную партию с партнером от начала до конца с
записью своих ходов и ходов партнера.
К концу второго учебного года (второго класса) учащиеся должны:
уметь видеть нападение со стороны партнера, защищать свои фигуры, нападать
и создавать свои угрозы;
защищать свои фигуры от нападения и угроз;
решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы в
партиях: двойной удар, связку, ловлю фигур, сквозной удар, мат на последней
горизонтали, открытый и двойной шахи;
ставить мат одинокому королю ладьей и королем;
разыгрывать шахматную партию с партнером от начала и до конца, правильно
выводя фигуры в дебюте;
реализовать большое материальное преимущество.
К концу третьего учебного года (третий класс) учащиеся должны:
владеть новыми элементами шахматной тактики: «завлечение», «отвлечение»,
«уничтожение защиты», «спёртый мат»;
понимать основы разыгрывания дебюта и правильно выводить фигуры в начале
партии;
знать способы атаки на рокировавшегося и нерокировавшегося короля;
уметь разыгрывать элементарные пешечные эндшпили и реализовывать большое
материальное преимущество;
принимать участие в шахматных соревнованиях.
К концу четвертого учебного года (четвертый класс) учащиеся должны:
владеть основными шахматными позициями,
владеть основными элементами шахматной тактики и технике расчета вариантов
в практической игре,
находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в дватри хода,
знать и применять основные принципы развития фигур в дебюте, открытые
дебюты и их теоретические варианты,
уметь атаковать короля при разносторонних и равносторонних рокировках,
разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные эндшпили,
знать теоретические позиции,
уметь реализовывать материальное преимущество,
принимать участие в шахматных соревнованиях.
Первый год обучения
Содержание раздела
Тематическое
Характеристика видов
планирование
деятельности учащихся
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры
Из истории шахмат
Имеют представление об
Основные
истории возникновения
содержательные линии
Сведения о возникновении
шахмат и появления их на
шахмат и появлении их на
Руси.
Руси, первое знакомство с
чемпионами мира по
шахматам и ведущим
шахматистом мира.
Базовые понятия
Знают основные шахматные
Основные
шахматной игры
термины: белое и черное
содержательные линии
Изучение основ шахматной поле, горизонталь,
игры: шахматная доска,
вертикаль, диагональ, центр,
шахматные фигуры,
начальное положение,
начальная позиция фигур,
белые и черные, ход, взятие,
шахматная нотация,
взятие на проходе, длинная
ценность фигур, нападение, и короткая рокировка, шах,
взятие, шах и защита от
мат, пат, ничья. Знают
шаха, мат, пат, рокировка,
правила хода и взятие
взятие на проходе,
каждой фигуры.
превращение пешки,
Умеют правильно
матование одинокого
располагать шахматную
короля различными
доску и расставлять фигуры
фигурами, начало
перед игрой, записывать
шахматной партии,
материальное
преимущество, правила
шахматного этикета,
дебютные ошибки.
шахматную позицию и
партию, рокировать и
объявлять шах , ставить мат,
решать элементарные
задачи на мат в один ход,
играть каждой фигурой в
отдельности и в
совокупности с другими
фигурами без нарушения
правил шахматного кодекса,
разыгрывать партию с
партнером.
Соблюдают правила
поведения за шахматной
доской.
Раздел 2. Практико- соревновательная деятельность
Соревнования
Умеют правильно
Основные
располагать шахматную
содержательные линии
Участие детей в шахматном доску и расставлять фигуры
турнире «Первенство
на ней, играть партию от
класса»
начала до конца с записью,
пользоваться шахматными
часами.
Примерное тематическое планирование первый год обучения ( 33 часа)
№ Тема урока
Содержание урока
Дата по плану Факт.
Провед.
1. Шахматы – мои Знакомство детей с правилами
05.09
друзья.
техники безопасности на
История
занятиях по шахматам. Введение и
возникновения раскрытие понятия «шахматная
шахмат.
игра», рассказ об истории
возникновения данного понятия и
шахматной игры в целом
2. Шахматная
Знакомство детей с новыми понятием 13.09
доска.
«шахматная доска», белыми и
чёрными полями на шахматной доске,
угловыми и центральными полями,
правильным расположением
шахматной доски в начале партии
3. Горизонталь.
Знакомство с шахматной доской:
20.09
новое понятие «горизонталь»
4. Вертикаль.
Знакомство с шахматной доской:
новое понятие «вертикаль»
5. Диагональ.
Знакомство с шахматной доской:
27.09
новое понятие «диагональ»
6. Шахматная
Обозначение вертикалей,
04.10
нотация.
8.
Шахматные
фигуры и
начальная
позиция.
Ладья.
9.
Слон.
7.
10. Ферзь.
11. Конь.
12. Пешка.
13. Превращение
пешки.
14. Король.
15. Ценность
фигур.
16. Нападение.
17. Взятие. Взятие
на проходе.
18. Шах и защита
от шаха.
19. Мат.
20. Пат – ничья.
21. Рокировка.
горизонталей, полей, шахматных
фигур
Расстановка шахматных фигур в
начальной позиции
11.10
Знакомство учащихся с шахматной
фигурой «ладья», её местом в
начальной позиции, способом
передвижения ладьи по доске: ход и
взятие; раскрытие понятий «ход
фигуры», «невозможный ход»
Знакомство учащихся с шахматной
фигурой «слон», его местом в
начальной позиции, объяснение
способов передвижения слона по
доске: ход и взятие; введение и
раскрытие понятий «белопольный» и
«чернопольный» слон
Знакомство с шахматной фигурой
«ферзь», его местом в начальной
позиции, способом передвижения
ферзя по доске: ход и взятие
Знакомство с шахматной фигурой
«конь», его местом в начальной
позиции, способом передвижения
коня по доске: ход и взятие
Правила хода и взятия пешкой
Правила превращение пешки
18.10
Правила хода и взятия королём
Сравнительная сила фигур
06.12
13.12
Атакующие возможности фигур
Особое взятие пешкой: взятие на
проходе
Постановка шаха всеми фигурами,
защита от шаха
Постановка мата всеми фигурами
Варианты ничьей
Правила рокировки, длинная и
короткая рокировки
22. Основные
Общие принципы игры в начале
принципы игры шахматной партии
в начале
25.10
2 четверть
08.11
15.11
22.11
29.11
20.12
27.12
3 четверть
10.01
17.01
24.01
31.01
07.02
23.
24.
25.
26.
партии.
Мат двумя
ладьями
одинокому
королю.
Мат ферзем и
ладьей
одинокому
королю.
Мат ферзем и
королем
одинокому
королю.
Материальное
преимущество.
27. Нарушение
основных
принципов
игры в начале
партии.
28. Партии –
миниатюры.
29. Запись
шахматной
партии.
30. Шахматный
этикет.
31. Шахматный
турнир.
32. Шахматный
турнир.
33. Шахматный
турнир.
Техника матования одинокого короля
двумя ладьями
21.02
Техника матования одинокого короля
ферзём и ладьёй
28.02
Техника матования одинокого короля
ферзём и королём
07.03
Определение материального
преимущества, реализация
материального преимущества
Ошибочные ходы в начале партии и
их последствия
14.03
Анализ коротких партий
4 четверть
04.04
11.04
Способ ведения записи партии во
время соревнований
21.03
Правила поведения шахматиста во
время партии
Участие в шахматном турнире
18.04
Участие в шахматном турнире
16.05
Участие в шахматном турнире
23.05
Второй год обучения
Содержание раздела
25.04
Тематическое
Характеристика видов
планирование
деятельности учащихся
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры
Из истории шахмат
Знают о вкладе чемпионов
Основные
мира по шахматам в развитие
содержательные линии
Сведения о каждом из 16 шахматной культуры.
чемпионов
мира
по
шахматам, их вкладе в
Базовые понятия
шахматной игры
развитие
шахмат,
знакомство с ведущими
чемпионами мира.
Основные
содержательные линии
Основы шахматной игры(
повторение
материала
первого года обучения:
защита
в
шахматах,
матование
одинокого
короля
различными
фигурами).
Шахматная комбинация:
выигрыш материала.
Основы дебюта: развитие
фигур, дебютные ловушки,
коротки партии.
Основы
эндшпиля:
реализация
большого
материального
преимущества.
Знают способы защиты в
шахматной
партии,
элементарные
шахматные
комбинации,
имеют
представление о дебютных
ловушках и о том, как в них не
попадаться.
Умеют видеть нападение и
защищать свои фигуры от
нападения партнера, матовать
одинокого
короля
двумя
ладьями, ферзем и ладьей,
королем и ферзем, королем о
ладьей,
могут
находить
элементарные
шахматные
комбинации: двойной удар,
связку, ловлю фигуры, мат на
последней
горизонтали,
сквозной удар, открытый и
двойной шахи, знают, как
правильно выводить фигуры в
начале партии и выигрывать
партию
с
большим
материальным
преимуществом.
Соблюдают правила поведения
за шахматной доской.
Раздел 2. Практико- соревновательная деятельность
Конкурсы
решения Основные
Расставляют позицию для
позиций
решения упражнений, решают
содержательные линии
Конкурс решения позиций шахматные упражнения.
на тактические приемы Анализируют свои ответы и
«связка», «двойной удар», ответы своих сверстников. С
«нападение»,
«защита», помощью тестового задания
«сквозной удар», «ловля оценивают
собственное
фигуры», «открытый шах», выполнение.
«двойной шах», «мат по
последней горизонтали»
Соревнования
Умеют играть партию от
Основные
начала до конца с записью и
содержательные линии
Участие детей в
различным контролем
шахматном турнире
времени.
«Первенство класса»
Шахматный праздник
Осваивают
правила
игры.
Основные
содержательные линии
Участие в школьном
шахматном празднике
Активно участвуют в играх и
эстафетах.
Общаются
и
взаимодействуют
со
сверстниками.
Проявляют
доброжелательность,
взаимопонимание,
смелость,
волю,
решительность,
активность и инициативу при
решении вариативных задач,
возникающих в процессе игр.
Регулируют эмоции в процессе
игровой деятельности, умеют
управлять ими. Соблюдают
правила техники безопасности
во время участие в празднике.
Примерное тематическое планирование второй год обучения ( 34 часа)
№ Тема урока
Содержание урока
1. Из истории шахмат.
Беседа о важности соблюдения правил техники
Чемпионы мира по шахматам безопасности на занятиях по шахматам. Из
и выдающиеся шахматисты
истории шахмат: знакомство с именами
мира.
шахматистов – чемпионов мира, ведущих
шахматистов
2. Шахматные фигуры
Повторение материала первого года обучения
(повторение).
3. Нападение в шахматной
Повторение материала первого года обучения
партии. Шах и защита от него.
Рокировка (повторение).
4. Мат. Пат. Мат в один ход
Повторение материала первого года обучения
(повторение). Мат одинокому
королю королем и ладьей.
5. Защита в шахматной партии:
Знакомство с понятием «защита» в шахматной
уход из-под нападения,
партии и
уничтожение атакующей
такими действиями против угроз партнёра, как
фигуры, защита фигуры.
уход из - под нападения, уничтожение атакующей
фигуры, защита фигуры
6. Защита в шахматной партии:
Знакомство с двумя другими видами защиты в
перекрытие, контрнападение. шахматной партии – перекрытием,
контрнападением
7. Конкурс решения позиций:
Отработка на практике тактических приёмов,
как бы вы сыграли?
пройденных на уроках 5, 6
8. Тактический прием «двойной Знакомство с тактическим приёмом «двойной
удар».
удар»,
способами нанесения двойного удара различными
фигурами
9. Тактический прием «связка». Знакомство с тактическим приёмом «связка»,
10. Конкурс решения позиций:
как бы вы сыграли?
11. Тактический прием «ловля
фигуры».
12. Тактический прием «сквозной
удар».
13. Мат на последней
горизонтали.
14. Конкурс решения позиций:
как бы вы сыграли?
15. Тактический прием
«открытый шах».
понятиями «полная» и «неполная» связка,
«давление» на связку
Отработка на практике тактических приёмов,
пройденных на уроках 8, 9
Знакомство с новым тактическим приёмом «ловля
фигуры» и способами его применения
Знакомство с новым тактическим приёмом
«сквозной удар» и способами его применения
Слабость последней горизонтали, «форточка»
Отработка на практике тактических приёмов,
пройденных на уроках 11–13
Знакомство с новым тактическим приёмом
«открытый шах» и способами его практического
применения
16. Тактический прием «двойной Знакомство с новым тактическим приёмом
шах»
«двойной шах» и способами его практического
применения
17. Шахматный турнир.
Игровая практика
18. Шахматный турнир.
Игровая практика
19. Шахматный турнир.
Игровая практика
20. Шахматный турнир.
Игровая практика
21. Основы игры в дебюте:
Раскрытие основных принципов игры в дебюте,
дебютные ловушки.
знакомство с понятиями «дебют», «детский мат»,
«мат Легаля»
22. Основы игры в дебюте: атака
Знакомство с таким методом игры в дебюте, как
на короля.
атака на короля партнёра
23. Основы игры в дебюте: атака Знакомство с таким методом игры в дебюте, как
на короля
атака на короля партнёра
24. Основы эндшпиля: реализация Знакомство с понятием «реализация
большого материального
преимущества» и такими способами реализации
преимущества.
преимущества, как игра на мат, размен
одноимённых фигур для увеличения
материального перевеса
25. Основы эндшпиля: реализация Знакомство с понятием «реализация
большого материального
преимущества» и такими способами реализации
преимущества.
преимущества, как игра на мат, размен
одноимённых фигур для увеличения
материального перевеса
26. Основы анализа шахматной
Просмотр и анализ коротких
партии.
шахматных партий
27. Основы анализа шахматной
Просмотр и анализ коротких шахматных партий
партии.
28. Основы анализа шахматной
Просмотр и анализ коротких шахматных партий
партии.
29. Конкурс решения позиций:
Отработка на практике материала уроков 21–25
как бы вы сыграли?
30. Шахматный турнир.
31. Шахматный турнир.
32. Шахматный турнир.
33. Шахматный турнир.
34. Шахматный праздник.
Третий год обучения
Содержание раздела
Игровая практика
Игровая практика
Игровая практика
Игровая практика
Решение заданий, игровая практика
Тематическое
Характеристика видов
планирование
деятельности учащихся
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры
Из истории шахмат
историю
Основные содержательные Знают
возникновения шахматных
линии
История
возникновения соревнований,
правила
соревнований по шахматам, поведения
соревнований,
системы
проведения различные
системы
шахматных соревнований
проведения
шахматных
соревнований.
Базовые понятия
шахматные
Основные содержательные Знают
шахматной игры
комбинации и тактические
линии
Шахматная
комбинация: приемы
«завлечение»,
задачи на мат в два хода, «отвлечение», «уничтожение
тактические
приемы защиты»,
основы
«завлечение», «отвлечение», разыгрывания
дебюта:
«уничтожение
защиты», развитие фигуры, дебютные
«спертый мат».
ловушки, короткие партии.
Основы
разыгрывания Умеют решать позиции на
дебюта, атака на короля в мат в два хода, находить
дебюте. Основы пешечного тактические
приемы
эндшпиля: проведение пешки «завлечение», «отвлечение»,
в ферзи, правило квадрата, «уничтожение
защиты»,
отталкивание
плечом «спертый мат», атаковать
реализация лишней пешки.
рокировавшегося
и
нерокировавшегося короля в
дебюте, проводить пешку в
ферзи. Соблюдать правила
поведения за шахматной
доской.
Раздел 2. Практико- соревновательная деятельность
Конкурсы
решения Основные содержательные Расставляют позицию для
позиций
решения
упражнений,
линии
Конкурсы решения позиций
решают
шахматные
на дебютные ловушки,
упражнения.
способы атаки на короля,
Анализируют свои ответы и
уничтожение защиты,
ответы своих сверстников.
тактические приемы
С
помощью
тестового
«завлечение», «отвлечение», задания
оценивают
«спертый мат»
Основные содержательные
линии
Участие детей в шахматном
турнире «Первенство класса»
Основные содержательные
линии
Участие в школьном
спортивно – шахматном
празднике
собственное выполнение
Соревнования
Умеют играть партию от
начала до конца с записью и
различным контролем
времени.
Шахматный праздник
Осваивают правила игры.
Активно участвуют в играх
и эстафетах.
Общаются
и
взаимодействуют
со
сверстниками.
Проявляют
доброжелательность,
взаимопонимание, смелость,
волю,
решительность,
активность и инициативу
при решении вариативных
задач,
возникающих
в
процессе игр.
Регулируют
эмоции
в
процессе
игровой
деятельности,
умеют
управлять ими.
Соблюдают правила техники
безопасности
во
время
участия в празднике.
Примерное тематическое планирование третий год обучения ( 34 часа)
№ Тема урока
Содержание урока
Беседа о важности соблюдения правил техники
1. Их истории возникновения
безопасности на занятиях по шахматам.
соревнований по шахматам.
Знакомство с материалом об истории
Система проведения
возникновения шахматных соревнований,
шахматных соревнований.
изучение различных систем проведения
шахматных соревнований
2. Матование одинокого короля
Повторение материала второго года обучения.
разными фигурами (
Разыгрывание позиций, решение позиций на мат
повторение)
в два хода
3. Тактические комбинации и
Повторение материала второго года обучения
приемы «связка», «сквозной
удар», «двойной удар», «ловля
фигуры» (повторение)
4. Тактические комбинации и
Повторение материала второго года обучения
приемы «двойной шах»,
«открытый шах»
5. Конкурс решения позиций: как Отработка на практике материала уроков 2–4
бы вы сыграли?
6. Тактический прием
Знакомство с новым тактическим приёмом
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
«завлечение»
Тактический прием
«отвлечение»
Тактический прием
«уничтожение защитой»
«завлечение фигур под тактический удар
Знакомство с новым тактическим приёмом
«отвлечение фигур от защиты»
Знакомство с новым тактическим приёмом
«уничтожение защиты», способом его
применения в практической игре; рассмотрение и
анализ типичных позиций на данную тему
Тактический прием «спертый
Знакомство с новым понятием «спёртый мат»,
мат»
разбор классической партии на применение
приёма «спёртый мат»
Сочетание тактических
Просмотр партий на тему «сочетания различных
приемов
тактических приёмов»
Конкурс решения позиций: как Отработка на практике материала уроков 6–9
бы вы сыграли?
Борьба за инициативу
Информирование учащихся о том, как начинать
атакующие действия в шахматной партии
Основы дебюта: атака на
Знакомство со способами атаки на короля,
нерокировавшегося короля
который не успел сделать рокировку: вскрытие
центральных линий, быстрое развитие,
мобилизация фигур
Основы дебюта: атака на
Знакомство со способами атаки на короля,
рокировавшегося короля
который сделал рокировку: жертва фигуры с
целью вскрытия пешечного прикрытия короля,
уничтожение защиты
Конкурс решения позиций: как Отработка на практике материала уроков 12–14
бы вы сыграли?
Шахматный турнир
Игровая практика
Шахматный турнир
Игровая практика
Шахматный турнир
Игровая практика
Шахматный турнир
Игровая практика
Основы анализа шахматной
Знакомство с основами анализа шахматной
партии: выбери ход и найди
партии, разбор партий чемпионов мира и
план
ведущих шахматистов мира
Основы пешечного эндшпиля: Знакомство c элементарными пешечными
проходная пешка, правило
окончаниями: пешка против короля, пешка
квадрата
проходит в ферзи без помощи своего короля,
правило квадрата
Основы пешечного эндшпиля: Знакомство c элементарными пешечными
крайняя пешка, «отталкивание окончаниями: крайняя пешка, пешка проходит в
плечом»
ферзи при помощи своего короля, отталкивание
плечом
Основы пешечного эндшпиля: Повторение материала: игра пешки против
оппозиции и ключевые слова
короля, пешка проходит в ферзи без помощи
своего короля, пешка проходит в ферзи при
помощи своего короля; введение новых понятий
«оппозиция», «ключевые поля»
24. Основы пешечного эндшпиля:
король с пешкой против
короля с пешкой
25. Основы пешечного эндшпиля:
король против пешек, правило
блуждающего квадрата
26. Теоретические позиции
пешечного эндшпиля: ферзь
против пешки
Введение и раскрытие новых понятий:
«взаимоблокируемые пешки», «позиция
взаимного цугцванга», «ключевые поля».
Знакомство с правилом блуждающего квадрата,
раскрытие особенностей разрозненных пешек, их
сильных и слабых сторон
Знакомство с теоретическими позициями
пешечного эндшпиля: король и две пешки против
короля, особенности проведения пешек в ферзи
по вертикалям b и g
27. Конкурс решения позиций: как Отработка на практике материала уроков 20–26
бы вы сыграли?
28. Сыграй как чемпион. Партия
Анализ шахматных партий чемпионов мира,
В. Крамник – Д. Садвакасов
угадывание ходов
29. Сыграй как чемпион мира.
Анализ шахматных партий чемпионов мира,
Партия В. Ананд – М. Карлсен угадывание ходов
30. Шахматный турнир
Игр Игровая практикаовая практика
31. Шахматный турнир
Игровая практика
32. Шахматный турнир
Игровая практика
33. Шахматный турнир
Игровая практика
34. Шахматный праздник
Решение заданий, игровая практика
Четвертый год обучения
Содержание раздела
Тематическое
Характеристика видов
планирование
деятельности учащихся
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры
Из истории шахмат
Знают о появлении шахмат
Основные
на Руси, о том, как
содержательные линии
История
возникновения зарождалась
шахматная
шахмат
на
Руси. культура в России
Зарождение
шахматной
культуры в России
Базовые понятия
Знают тактические приемы
Основные
шахматной игры
«мельница», «перекрытие»,
содержательные линии
Тактические
приемы «рентген», основы теории
«мельница», «перекрытие», Итальянской партии, защиты
«рентген». Основы дебюта: двух коней, Русской партии,
открытие, полуоткрытые и способы
разрушения
закрытые дебюты, слабые прикрытия
короля
при
пункты f2/ f7 перевес в равносторонней
и
развитии фигур, выбор хода разносторонней рокировках.
и оценка позиции, перевес Умеют находить тактические
в пространстве. Основы приемы
«мельница»,
эндшпиля:
простейшие «перекрытие»,
«рентген»,
ладейные и легкофигурные разыгрывать
открытые
окончания.
дебюты
по
теории,
использовать
перевес
в
развитии в дебюте, атаковать
короля при равносторонней и
разносторонней рокировках,
разыгрывать
простейшие
ладейные эндшпили: ладья с
пешкой против ладьи (
позиции
Филидора
и
Лусены),
простейшие
легкофигурные окончания.
Соблюдают
правила
поведения за шахматной
доской.
Раздел 2. Практико- соревновательная деятельность
Конкурсы
решения Основные
Расставляют позицию для
позиций
решения
упражнений,
содержательные линии
Конкурсы решения
решают
шахматные
позиций на все пройденные упражнения.
тактические приемы и
Анализируют свои ответы и
шахматные комбинации
ответы своих сверстников.
С
помощью
тестового
задания
оценивают
собственное выполнение
Соревнования
Умеют играть партию от
Основные
начала до конца с записью и
содержательные линии
Участие детей в шахматном различным контролем
турнире «Первенство
времени.
класса»
Шахматный праздник
Осваивают правила игры.
Основные
Активно участвуют в играх и
содержательные линии
Участие в школьном
эстафетах.
спортивно – шахматном
Общаются
и
празднике
взаимодействуют
со
сверстниками.
Проявляют
доброжелательность,
взаимопонимание, смелость,
волю,
решительность,
активность и инициативу при
решении вариативных задач,
возникающих в процессе игр.
Регулируют
эмоции
в
процессе
игровой
деятельности,
умеют
управлять ими.
Соблюдают правила техники
безопасности
во
время
участия в празднике.
Примерное тематическое планирование четверый год обучения ( 34 часа)
№ Тема урока
Содержание урока
1. История появления шахмат на Беседа о важности соблюдения правил техники
Руси. Зарождение шахматной безопасности на занятиях по шахматам.
культуры в России
Знакомство с материалом об истории появления
шахмат на Руси, о том, как в России начала
формироваться шахматная культура
2. Основные принципы игры в
Дополнение знаний об игре в дебюте новыми
дебюте
сведениями: роль центра, создание численного
превосходства
3. Перевес в развитии фигур
Раскрытие понятия «мобилизация фигур для
получения численного превосходства»
4. Атака на короля
Раскрытие плана атаки на короля при
односторонней и разносторонней рокировках, а
также плана атаки на короля, оставшегося в
центре
5. Перевес в пространстве
Способы игры при пространственном перевесе,
способы достижения пространственного перевеса
6. Оценка позиций
Рассказ о том, что необходимо делать для того,
чтобы правильно оценить позицию во время
шахматной партии
7. План игры
Разбор схемы моделирования плана игры,
раскрытие цели планирования
8. Выбор хода
Алгоритм выбора хода, форсированные и
нефорсированные варианты, профилактика.
Учимся думать за партнёра
9. Открытые дебюты
Многообразие открытых дебютов. Итальянская
партия, защита двух коней
10. Полуоткрытые дебюты
Многообразие полуоткрытых дебютов.
Сицилианская защита, Французская защита
11. Закрытые дебюты
Многообразие закрытых дебютов. Славянская
защита
12. Гамбиты
Королевский гамбит
13. Тактический прием
Знакомство с тактическим приёмом «мельница».
«мельница»
Решение дидактических заданий
14. Тактический прием
Знакомство с тактическим приёмом «перекрытие».
«перекрытие»
Решение дидактических заданий
15. Тактический прием «рентген» Знакомство с тактическим приёмом «рентген».
Решение дидактических заданий
16. Конкурс решения позиций:
Отработка на практике материала уроков 13–16
как бы вы сыграли?
17. Анализ шахматной партии:
Разбор и анализ партий чемпионов мира и
выбери ход
ведущих шахматистов мира
18. Шахматный турнир
Игровая практика
19. Шахматный турнир
Игровая практика
20. Шахматный турнир
Игровая практика
21. Шахматный турнир
22. Простейшие ладейные
эндшпили: ладья с пешкой и
королем против ладьи и
короля
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Игровая практика
Знакомство с простейшими ладейными
эндшпилями; способами защиты за слабейшую
сторону и способами игры на выигрыш за
сильнейшую сторону; изучение приёмов
«построение моста», «отталкивание плечом»,
знакомство с позицией Филидора и позицией
Лусены
Простейшие ладейные
Знакомство с простейшими ладейными
эндшпили: ладья с пешкой и
эндшпилями; способами защиты за слабейшую
королем против ладьи и
сторону и способами игры на выигрыш за
короля
сильнейшую сторону; изучение приёмов
«построение моста», «отталкивание плечом»,
знакомство с позицией Филидора и позицией
Лусены
Простейшие ладейные
Знакомство с простейшими ладейными
эндшпили: ладья с пешкой и
эндшпилями; способами защиты за слабейшую
королем против ладьи и
сторону и способами игры на выигрыш за
короля
сильнейшую сторону; изучение приёмов
«построение моста», «отталкивание плечом»,
знакомство с позицией Филидора и позицией
Лусены
Простейшие ладейные
Знакомство с простейшими ладейными
эндшпили: ладья с пешкой и
эндшпилями; способами защиты за слабейшую
королем против ладьи и
сторону и способами игры на выигрыш за
короля
сильнейшую сторону; изучение приёмов
«построение моста», «отталкивание плечом»,
знакомство с позицией Филидора и позицией
Лусены
Простейшие ладейные
Знакомство с простейшими легкофигурными
эндшпили: мат двумя слонами окончаниями: техника матования двумя слонами
одинокому королю
Простейшие легкофигурные
Знакомство с простейшими легкофигурными
окончания: мат конем и
окончаниями: техника матования слоном и конём
слоном одинокому королю
Конкурс решения позиций:
Отработка на практике материала уроков 22–27
как бы вы сыграли?
Роль шахмат в жизни
Советы чемпионов мира юным шахматистам.
человека. Как стать сильным
Зачем учиться шахматной игре
шахматистом
Шахматный турнир
Игровая практика
Шахматный турнир
Игровая практика
Шахматный турнир
Игровая практика
Шахматный турнир
Игровая практика
Шахматный праздник
Решение заданий, игровая практика
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Для реализации программы в кабинете имеется необходимое оборудование:
Персональный компьютер учителя -1 шт
Интерактивная доска – 1 шт
Принтер- 1 шт
Сканер – 1 шт
Документ-камера – 1 шт
Набор дисков по русскому языку
Программа обеспечена следующим методическим комплектом:
1. Прудникова Е.А., Волкова Е.И. «Шахматы в школе первый (второй, третий,
четвертый) год обучения»: учебник.- М.: Просвещение, 2017
2. Прудникова Е.А., Волкова Е.И. «Шахматы в школе первый (второй, третий,
четвертый) год обучения»: рабочая тетрадь.- М.: Просвещение, 2017
3. Прудникова Е.А., Волкова Е.И. «Шахматы в школе первый (второй, третий,
четвертый) год обучения»: методические рекомендации.- М.: Просвещение,
2017
Рабочая программа составлена с учётом
обучающихся классов и специфики коллектива.
Лист корректировки рабочей программы
класс
предмет
Риски
дата
кол- тема
во
часов
дата
индивидуальных
особенностей
Выполнение программ
предмет
тема
учитель