Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Шахматы для всех» для 1-4 классов
составлена в соответствии с нормативными документами:
1.1. Нормативно-правовые документы начального общего образования:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального
общего образования);
- Приказ от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утв.
приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 № 373»,
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СанПиН
2.4..3648-20».
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
Примерной программы по шахматам.
Программы к завершённой предметной линии учебников «Шахматы для
всех» для 1-4 классов под редакцией Е.А. Прудниковой, Е.И. Волковой.
- Устав МБОУ СОШ №3 г. Донецка Ростовской области;
- Основная образовательная программа начального общего образования
МБОУ СОШ №3 г. Донецка
- Положение о порядке утверждения и структуре программ внеурочной
деятельности педагогических работников МБОУ СОШ №3 г. Донецка;
- Календарный учебный график МБОУ СОШ №3г.Донецка
- Учебный план МБОУ СОШ №3 г. Донецка Ростовской области на 20242025 учебный год.
Цель учебного предмета «Шахматы»:
1. равномерное развитие логического и физического интеллекта детей.
2. формирование основ здорового образа жизни и их интеллектуальное развитие
посредством занятий шахматами и физической культурой.
Задачи преподавания шахмат в школе:
Общие:
гармоничное
развитие
детей,
увеличение
объѐма
их
двигательной
активности, укрепление здоровья;
- обучение новым знаниям, умениям и навыкам по шахматам;
- выявление, развитие и поддержка одарѐнных детей в области спорта, привлечение
обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами
в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;
развитие
интереса
к
самостоятельным
занятиям
физическими
упражнениями, интеллектуально – спортивным подвижным играм, различным формам
активного отдыха и досуга.
Образовательные:
- освоение знаний о физической культуре и спорте в целом, истории развития
шахмат;
- освоение базовых основ шахматной игры, возможности шахматных фигур,
особенностей их взаимодействия с использованием интеллектуально – спортивных
подвижных игр;
- овладение приемами матования одинокого короля различными фигурами, способами
записи шахматной партии, тактическими приемами в типовых положениях;
- освоение принципов игры в дебюте, методов краткосрочного планирования
действий во время партии;
- обучение новым двигательным действиям средствами шахмат и использование
шахматной игры в прикладных целях для увеличения двигательной активности и
оздоровления;
- обучение приѐмам и методам шахматной борьбы с учетом возрастных особенностей,
индивидуальных и физиологических возможностей школьников.
Оздоровительные:
- формирование представлений об интеллектуальной и физической культуре вообще и о
шахматах в частности;
- формирование первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных,
эмоциональных и двигательных проявлений;
- укрепление здоровья обучающихся, развитие основных физических качеств
и повышение функциональных возможностей их организма;
- формирование у детей культуры движений, обогащение их двигательного опыта
интеллектуально – спортивными подвижными играми, как средствами шахмат, так и
физическими упражнениями с общеразвивающей направленностью.
Воспитательные:
- приобщение к самостоятельным занятиям интеллектуальными и физическими
упражнениям, играм, и использование их в свободное время;
- воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и
сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
- воспитание у детей устойчивой мотивации к интеллектуально – физкультурным
занятиям.
Общая характеристика предмета
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен
младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет
специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания
учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые
шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры,
шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания,
разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на
отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "доматового" периода
игры.
На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки,
стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым
моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за
передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы,
выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система
дидактических принципов:
принцип психологической комфортности - создание образовательной среды,
обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка
своим темпом;
принцип целостного представления о мире - при введении нового знания
раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять
собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми
собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах
организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и
личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого
интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план
действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость
в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за
них.
Настоящая
программа
включает
в
себя
два
основных
раздела:
«Теоретические основы и правила шахматной игры»;
«Практико-соревновательная деятельность».
В разделе «Теоретические основы и правила шахматной игры» представлены
исторические сведения, основные термины и понятия, а также образовательные
аспекты, ориентированные на изучение основ теории и практики шахматной игры.
Раздел «Практико-соревновательная деятельность» включает в себя сведения об
организации и проведении шахматных соревнований, конкурсов по решению задач,
шахматных
праздников.
В тематическом планировании программы отражены темы основных её разделов
и даны характеристики видов деятельности обучающихся. Эти характеристики
ориентируют учителя на порядок освоения знаний в области данного вида спорта.
Описание места учебного предметы в учебном плане.
В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение предмета
«Шахматы» отводится 1 час в неделю, что составляет 34 часа во 2 Б классе.
Учебно-тематический план
2 класс
№
1
2
Содержание программного материала
Теоретические основы и правила шахматной игры
Практико - соревновательная деятельность
Итого
часы
21ч
13ч
34 ч.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Содержание учебного предмета «Шахматы» направлено на воспитание творческих,
компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в
личной,
общественной
и
профессиональной
деятельности.
В центре образовательного процесса теперь стоит личность ребёнка, для которой
одинаково важное значение имеют как знания, умения и навыки, полученные в процессе
обучения, так и способность и готовность успешно решать жизненные задачи,
плодотворно работать в группе, быстро реагировать на вызовы экономического прогресса
и рынка труда.
В этой связи содержание программы «Шахматы в школе» при её соответствии
целевым установкам системы начального общего образования имеет следующие
ценностные ориентиры:
– воспитание у учащихся чувства гордости за свою Родину и сопричастности к её
истории;
– формирование способности воспринимать мир как единое целое при всём разнообразии
культур, национальностей, религий;
– обучение доброжелательному, доверительному и внимательному отношению к
людям;
– развитие готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в
ней нуждается;
– воспитание уважения к окружающим (умение слушать и слышать партнёра,
признание права каждого на собственное мнение и способность принять самостоятельное
решение с учётом позиции всех участников процесса) и их труду;
– развитие ценностно-смысловой и познавательной сферы личности обучающегося,
самостоятельности, инициативности и любознательности, чувства ответственности,
желания и умения учиться, стремления к самообразованию и самовоспитанию;
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к
себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, способности критично
относиться
к
своим
поступкам
и
умения
адекватно
их
оценивать;
– воспитание целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к
преодолению трудностей;
– информирование о необходимости заботиться о собственном здоровье и
укреплять его, уметь противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу
жизни, здоровью, безопасности личности.
Одним из результатов обучения шахматам является осмысление и присвоение
учащимися системы ценностей.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил
межличностных отношений.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества,
проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе
социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как
ценность – одна из задач образования.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа,
представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее
своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории,
языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и
частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир,
сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Ценность общения — понимание важности общения как значимой составляющей жизни
общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
конкретного учебного предмета
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных,
метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты освоения программы – отражают индивидуальные личностные
качества
обучающихся,
которые
они
должны
приобрести
в
процессе
освоения программного материала.
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости
за свою Родину, российский народ и историю России;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к
моральной децентрации;
- формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с
мировой и отечественной шахматной культурой;
- формирование основ шахматной культуры;
- понимание необходимости личного участия в формировании собственного
здоровья;
- понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- уважительное отношение к иному мнению;
- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам
других людей;
- умение управлять своими эмоциями;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;
- оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения программы - характеризуют уровень
сформированности универсальных
учебных
действий:
познавательных,
коммуникативных и регулятивных.
Познавательные УУД:
- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать
познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
- овладение способом структурирования шахматных знаний;
- овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в
зависимости от конкретных условий;
- овладение способом поиска необходимой информации;
- умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать
проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении
проблемы творческого или поискового характера;
- овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и
операций, включая общие приёмы решения задач;
- умение строить логические цепи рассуждений;
- умение анализировать результат своих действий;
- умение воспроизводить по память информацию;
- умение устанавливать причинно – следственные связи;
- умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть
реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить
нестандартные решения.
Коммуникативные УУД:
- находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе
согласования различных позиций;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, уметь вести
дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
- умение донести свою позицию до других;
- умения учитывать позицию партнера (собеседника), организовывать и
осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно
передавать информацию и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные,
физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации;
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее
реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои
действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты освоения программы – характеризуют умение и опыт
обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного
предмета.
– формирование первоначальных представлений о древней игре, о ее позитивном влиянии
на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о
физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим
дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения шахматной партии и
соревнований в соответствии с шахматным кодексом;
– выполнение простейших элементарных шахматных комбинаций;
- развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, начальных форм
волевого управления поведением.
Содержание учебного предмета
2 класс
Теоритические основы и правила шахматной игры (21ч)
Сведения из истории шахмат.
Шахматная игра как спорт в международном сообществе. Чемпионы мира по
шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.
Базовые понятия шахматной игры.
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и
способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет.
Шахматные соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и
понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой
фигуры, нападение, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и
короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила
фигур, основные тактические приемы, шахматная партия, запись шахматной партии,
основы дебюта.
Практико-соревновательная деятельность (13ч)
Конкурсы решения позиций.
Соревнования.
Шахматный праздник.
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги,
соревнования, шахматные праздники.
Планируемые результаты
В результате освоения программы «Шахматы в школе» учащиеся должны знать
/применять:
– правила техники безопасности во время занятий;
– историю возникновения и развития шахматной игры;
– имена чемпионов мира по шахматам и ведущих шахматистов мира, какой
вклад они внесли в развитие шахмат;
– вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;
– историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований,
шахматный этикет, а также какими личностными (интеллектуальными, физическими,
духовно-нравственными) качествами должен обладать шахматист - спортсмен;
– историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шахматных
деятелей России;
– приобретённые знания и умения в самостоятельной творческой деятельности
К концу второго учебного года (второго класса) учащиеся должны:
уметь видеть нападение со стороны партнера, защищать свои фигуры, нападать и
создавать свои угрозы;
защищать свои фигуры от нападения и угроз;
решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы в
партиях: двойной удар, связку, ловлю фигур, сквозной удар, мат на последней
горизонтали, открытый и двойной шахи;
ставить мат одинокому королю ладьей и королем;
разыгрывать шахматную партию с партнером от начала и до конца, правильно
выводя фигуры в дебюте;
реализовать большое материальное преимущество.
Второй год обучения
Содержание раздела
Тематическое планирование
Характеристика видов деятельности
учащихся
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры
Из истории шахмат
Основные
содержательные Знают о вкладе чемпионов мира по
линии
шахматам в развитие шахматной
Сведения о каждом из 16 культуры.
чемпионов мира по шахматам, их
вкладе в развитие шахмат,
знакомство
с
ведущими
чемпионами мира.
Базовые понятия шахматной
Основные
содержательные Знают способы защиты в шахматной
игры
линии
партии, элементарные шахматные
Основы
шахматной
игры( комбинации, имеют представление о
повторение материала первого дебютных ловушках и о том, как в них
года
обучения:
защита
в не попадаться.
шахматах, матование одинокого Умеют видеть нападение и защищать
короля различными фигурами).
Шахматная
комбинация:
выигрыш материала.
Основы дебюта: развитие фигур,
дебютные ловушки, коротки
партии.
Основы эндшпиля: реализация
большого
материального
преимущества.
свои фигуры от нападения партнера,
матовать одинокого короля двумя
ладьями, ферзем и ладьей, королем и
ферзем, королем о ладьей, могут
находить элементарные шахматные
комбинации: двойной удар, связку,
ловлю фигуры, мат на последней
горизонтали,
сквозной
удар,
открытый и двойной шахи, знают, как
правильно выводить фигуры в начале
партии и выигрывать партию с
большим
материальным
преимуществом.
Соблюдают правила поведения за
шахматной доской.
Раздел 2. Практико- соревновательная деятельность
Конкурсы решения позиций
Основные содержательные
Расставляют позицию для решения
линии
упражнений, решают шахматные
Конкурс решения позиций на упражнения.
тактические приемы «связка», Анализируют свои ответы и ответы
«двойной удар», «нападение», своих сверстников. С помощью
«защита»,
«сквозной
удар», тестового
задания
оценивают
«ловля
фигуры»,
«открытый собственное выполнение.
шах», «двойной шах», «мат по
последней горизонтали»
Соревнования
Основные содержательные
Умеют играть партию от начала до
линии
конца с записью и различным
Участие детей в шахматном
контролем времени.
турнире «Первенство класса»
Шахматный праздник
Основные содержательные
Осваивают правила игры. Активно
линии
участвуют в играх и эстафетах.
Участие в школьном шахматном
Общаются и взаимодействуют со
празднике
сверстниками.
Проявляют
доброжелательность,
взаимопонимание, смелость, волю,
решительность,
активность
и
инициативу
при
решении
вариативных задач, возникающих в
процессе игр. Регулируют эмоции в
процессе
игровой
деятельности,
умеют управлять ими. Соблюдают
правила техники безопасности во
время участие в празднике.
Календарно-тематическое планирование
2 класс
№ Тема урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Из истории шахмат.
Чемпионы мира по
шахматам и
выдающиеся
шахматисты мира.
Шахматные фигуры
(повторение).
Нападение в
шахматной партии.
Шах и защита от него.
Рокировка
(повторение).
Мат. Пат. Мат в один
ход (повторение). Мат
одинокому королю
королем и ладьей.
Защита в шахматной
партии: уход из-под
нападения,
уничтожение
атакующей фигуры,
защита фигуры.
Защита в шахматной
партии: перекрытие,
контрнападение.
Конкурс решения
позиций: как бы вы
сыграли?
Тактический прием
«двойной удар».
Тактический прием
«связка».
10. Конкурс решения
позиций: как бы вы
сыграли?
11. Тактический прием
«ловля фигуры».
12. Тактический прием
«сквозной удар».
Дата
Содержание урока
03.09
Беседа о важности соблюдения правил
техники безопасности на занятиях по
шахматам. Из истории шахмат: знакомство с
именами шахматистов – чемпионов мира,
ведущих шахматистов
Повторение материала первого года
обучения
Повторение материала первого года
обучения
10.09
17.09
24.09
Повторение материала первого года
обучения
1.10
Знакомство с понятием «защита» в
шахматной партии и
такими действиями против угроз партнёра,
как уход из - под нападения, уничтожение
атакующей фигуры, защита фигуры
8.10
Знакомство с двумя другими видами защиты
в шахматной партии – перекрытием,
контрнападением
Отработка на практике тактических приёмов,
пройденных на уроках 5, 6
15.10
22.10
5.11
12.11
19.11
26.11
Знакомство с тактическим приёмом
«двойной удар»,
способами нанесения двойного удара
различными фигурами
Знакомство с тактическим приёмом «связка»,
понятиями «полная» и «неполная» связка,
«давление» на связку
Отработка на практике тактических приёмов,
пройденных на уроках 8, 9
Знакомство с новым тактическим приёмом
«ловля фигуры» и способами его применения
Знакомство с новым тактическим приёмом
«сквозной удар» и способами его
применения
13. Мат на последней
горизонтали.
14. Конкурс решения
позиций: как бы вы
сыграли?
15. Тактический прием
«открытый шах».
03.12
16. Тактический прием
«двойной шах»
24.12
17.
18.
19.
20.
21.
Шахматный турнир.
Шахматный турнир.
Шахматный турнир.
Шахматный турнир.
Основы игры в дебюте:
дебютные ловушки.
10.12
17.12
14.01
21.01
28.01
04.02
11.02
22. Основы игры в дебюте: 18.02
атака на короля.
23. Основы игры в дебюте: 25.02
атака на короля
24. Основы эндшпиля:
04.03
реализация большого
материального
преимущества.
25. Основы эндшпиля:
реализация большого
материального
преимущества.
11.03
26. Основы анализа
шахматной партии.
27. Основы анализа
шахматной партии.
28. Основы анализа
шахматной партии.
29. Конкурс решения
позиций: как бы вы
сыграли?
30. Шахматный турнир.
31. Шахматный турнир.
32. Шахматный турнир.
33. Шахматный турнир.
34. Шахматный праздник.
18.03
01.04
08.04
15.04
22.04
29.04
06.05
15.05
20.05
Слабость последней горизонтали,
«форточка»
Отработка на практике тактических приёмов,
пройденных на уроках 11–13
Знакомство с новым тактическим приёмом
«открытый шах» и способами его
практического применения
Знакомство с новым тактическим приёмом
«двойной шах» и способами его
практического применения
Игровая практика
Игровая практика
Игровая практика
Игровая практика
Раскрытие основных принципов игры в
дебюте, знакомство с понятиями «дебют»,
«детский мат», «мат Легаля»
Знакомство с таким методом игры в дебюте,
как атака на короля партнёра
Знакомство с таким методом игры в дебюте,
как атака на короля партнёра
Знакомство с понятием «реализация
преимущества» и такими способами
реализации преимущества, как игра на мат,
размен одноимённых фигур для увеличения
материального перевеса
Знакомство с понятием «реализация
преимущества» и такими способами
реализации преимущества, как игра на мат,
размен одноимённых фигур для увеличения
материального перевеса
Просмотр и анализ коротких
шахматных партий
Просмотр и анализ коротких шахматных
партий
Просмотр и анализ коротких шахматных
партий
Отработка на практике материала уроков 21–
25
Игровая практика
Игровая практика
Игровая практика
Игровая практика
Решение заданий, игровая практика
Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса
Для реализации программы в кабинете имеется необходимое оборудование:
Персональный компьютер учителя -1 шт
Принтер- 1
Программа обеспечена следующим методическим комплектом:
1. Прудникова Е.А., Волкова Е.И. «Шахматы в школе первый (второй,
третий, четвертый) год обучения»: учебник.- М.: Просвещение, 2017
2. Прудникова Е.А., Волкова Е.И. «Шахматы в школе первый (второй,
третий, четвертый) год обучения»: рабочая тетрадь.- М.: Просвещение,
2017
3. Прудникова Е.А., Волкова Е.И. «Шахматы в школе первый (второй,
третий, четвертый) год обучения»: методические рекомендации.- М.:
Просвещение, 2017
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей
обучающихся классов и специфики коллектива.